Анонсы

Новости

Последние публикации

Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы

23.04.2018

Обзор российской экономики за 2017 г. традиционно для Института Гайдара включает анализ широкого круга структурных, институциональных и отраслевых проблем, отражая как конъюнктурные, так и трендовые составляющие социально-экономического развития. При этом 2017 г. характеризуется отчасти противоречащими друг другу тенденциями: переходом экономической динамики РФ в позитивную фазу при возросшей неопределенности, вызванной одновременным ускорением технологических инноваций и ухудшением внешнеполитической конъюнктуры.

Обзоры «Российская экономика. Тенденции и перспективы» издаются Институтом Гайдара с 1991 года, настоящий обзор – это уже 39 выпуск.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №13(74), Июль 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №13(74), Июль 2018

12.07.2018

Главные темы выпуска: Денежно-кредитная политика: риски ускорения инфляции увеличиваются; Рост экспорта в январе-мае 2018 г.: не только топливо; Домашние хозяйства переходят к кредитной модели потребления; Миграционные процессы: население России может сократиться.

Подробнее...

Cтабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета (Научные труды № 173) Cтабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионам России из федерального бюджета (Научные труды № 173)

09.07.2018

В работе проводится исследование стабилизационных свойств федеральной финансовой помощи регионам Российской Федерации. Обзор зарубежных эмпирических исследований позволил выявить ключевые проблемы реализации эконометрической оценки стабилизационных свойств межбюджетных трансфертов. Представлены и проинтерпретированы основные эконометрические подходы к анализу эффекта стабилизации с использованием панельных и межобъектных данных. В результате реализации эконометрических расчетов стабилизационных свойств системы оказания федеральной финансовой помощи субнациональным бюджетам за период 2001–2015 гг. авторы приходят к выводу о наличии эффекта частичной стабилизации федеральным центром налоговых доходов региональных бюджетов.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №12(73), Июнь 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №12(73), Июнь 2018

28.06.2018

Главные темы выпуска: Повышение НДС с 18 до 20%: макроэкономические эффекты; Экономические трудности Аргентины: новые проблемы или ошибки прошлого?; Российская промышленность во II квартале 2018 года: стабильно низкий спрос; Динамика российского сегмента интернет-торговли и платежей.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №11(72), Июнь 2018

15.06.2018

Главные темы выпуска: Налоговый маневр в нефтяной отрасли: момент для завершения; ЕАС и Китай: соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве упрощает торговые процедуры; Прямые иностранные инвестиции в РФ в 2017 году; Облигационные заимствования растут опережающими темпами; Бюджеты регионов: доходы и расходы растут вместе с долговой нагрузкой низкообеспеченных субъектов; Социальное самочувствие населения до и после президентских выборов.

Подробнее...

По договоренности с Министерством транспорта Российской Федерации в марте 2003 г. Институт принял участие в разработке Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог РФ до 2025 г. совместно с другими макроэкономическими и ведущими отраслевыми научными центрами. В ходе работы по данному проекту были сформулированы предложения по реализации реформы местного самоуправления в дорожном хозяйстве, совершенствованию системы финансирования, повышению эффективности расходов на дорожное хозяйство, существенная часть которых была учтена в подготовленном программном документе.

Национальная программа модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года разработана в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 8 ноября 2003 г. № Пр-2030ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 29 октября 2003 г. Концепция Программы в составе материалов к Транспортной стратегии Российской Федерации была одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 18 декабря 2003 г.

Программа разработана с участием НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, РосдорНИИ, НЦКТП, ИСА РАН, МАДИ, ГипродорНИИ, Саратовского филиала ГипродорНИИ, Северо-Кавказского филиала ГипродорНИИ, Хабаровского филиала ГипродорНИИ, Научно-технологического и проектного института транспортной инфраструктуры, ИркутскГипродорНИИ и др.

При разработке Программы использованы следующие материалы:
  • Транспортная стратегия Российской Федерации (одобрена на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 октября 2003 г., одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 18 декабря 2003 г.);
  • Концепция Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года (одобрена на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 октября 2003 г., одобрена в составе материалов к Транспортной стратегии на заседании Правительства Российской Федерации 18 декабря 2003 г.);
  • Подпрограмма «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)»;
  • Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 (с последующими дополнениями и изменениями).

Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы страны. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между регионами и населенными пунктами Российской Федерации, а также выходы на дорожную сеть сопредельных государств, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения, проведения структурных реформ, укрепления национальной безопасности государства и интеграции транспортной системы России в международную транспортную систему.

Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации. Программа развития автомобильных дорог должна учитывать геополитические тенденции в мировой политике и экономике и способствовать решению задачи интеграции экономики страны в систему мировых связей.

В настоящее время социально-экономическое развитие России во многом сдерживается из-за низкого транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития ряда автомобильных дорог. Значительная часть федеральных дорог имеет высокую степень износа и исчерпала свою пропускную способность. Постоянные заторы, особенно в крупных городах, значительно снижают скорости движения, что резко увеличивает транспортные издержки. Недостаточное развитие дорожной сети на севере страны, в Сибири и на Дальнем Востоке сдерживает развитие и вовлечение в хозяйственный оборот огромных территорий, богатых природными ресурсами. Около 50 тыс. населенных пунктов не имеет круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием, что приводит к сворачиванию производства, в том числе сельскохозяйственного, оттоку населения из этих регионов.

Экономический рост и увеличение объемов перевозок обострят ситуацию, связанную с обеспечением пропуска по автомобильным дорогам возрастающих автотранспортных потоков. В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния дорожной сети страны, чтобы обеспечить ее ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики и населения.

Программа обосновывает потребность в развитии дорожной сети, определяет приоритеты дорожной политики и инструменты ее реализации, перечень мероприятий по развитию сети автомобильных дорог и дорожного хозяйства, направления повышения эффективности предоставления государственных услуг и обеспечения безопасности в дорожном хозяйстве. В Программе определены потребности в инвестициях в дорожное хозяйство; на основе модели межотраслевого баланса проведена оценка социально-экономической эффективности.

Программа разработана с учетом положений реформы местного самоуправления, которая ввела понятие муниципальных дорог. В соответствии с этим предусматривается пересмотр классификации автомобильных дорог, введение третьего уровня дорожной сети – муниципальных дорог, инвентаризация муниципальных дорог и выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог всех уровней. В Программе сформированы перечни объектов строительства и реконструкции федеральных и основных территориальных дорог на период до 2025 г., определены необходимые объемы работ по содержанию, ремонту и модернизации автомобильных дорог и потребности в их финансировании.

Материалы Программы рассматривались на заседании Правительства Российской Федерации 6 мая 2004 г., по результатам которого были определены направления доработки долгосрочной программы развития автомобильных дорог и Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в части развития автомобильных дорог.

ranepa/ru   banner vavt