Кнут и пряник для мигрантов. Экономическая политика
Кнут и пряник для мигрантов
20 Август 2013, Ирина Ильинская

Миграционная политика в России, с одной стороны, ужесточается для нелегальных мигрантов, с другой – упрощается для тех, кто готов на законных основаниях жить и работать в стране. Чтобы россияне не принимали в штыки даже таких, лояльных мигрантов, требуются не только усилия властей, но и содействие диаспор, религиозных и общественных организаций, отмечали эксперты на круглом столе в РИА Новости


Кнут и пряник для мигрантов
Правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики России в 2013–2015 годы. В документе, разработанном Министерством регионального развития РФ, подчеркивается необходимость создания условий для социальной и культурной адаптации и интеграции трудовых мигрантов.

Не размывая идентичность

Миграционная ситуация в России вызывает противоречивую реакцию со стороны населения и властей. С одной стороны, приток рабочей силы из-за рубежа необходим российской экономике, и в ближайшие годы потребность в рабочих руках мигрантов только возрастет, учитывая внутренний демографический тренд (см. подробнее: Рабочая сила всегда в цене). С другой стороны, отсутствие четкой политики и рамок, в которых могли бы достойно существовать мигранты, интегрироваться в российский социум, адаптироваться в нем, не вызывая при этом отторжения со стороны пронимающего населения, приводит к развитию конфликтогенной ситуации, граничащей с ксенофобией.

Стратегия государственной национальной политики, по словам директора Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александра Журавского, зафиксировала «общественный консенсус и политическую волю руководства страны: гражданское единство, единство российской нации с гармоничным сосуществованием сообществ разных национальностей и вероисповеданий». Сохранение этнокультурного многообразия остается важным ориентиром этой политики. Определяя несомненный приоритет гражданского единства, стратегия подчеркивает, что культурная и национальная идентичность граждан не будет размываться. Начальник отделения по работе с национальными сообществами УФМС России по г. Москве Татьяна Дмитриева подтвердила, что многие положения концепции государственной миграционной политики коррелируют со Стратегией национальной политики, а одно из важных ее направлений – содействие адаптации мигрантов в РФ, причем это вовсе не подразумевает того, что они должны будут отказаться от собственной идентичности. 

Мигранты, приезжающие на работу в сфере ЖКХ и торговли, обязаны в соответствии с новыми правилами изучать русский язык

Однако Россия – страна многонациональная, а потому остро стоит вопрос не только сохранения корней каждого этноса, но и гармонизации межэтнических взаимоотношений, а также успешной адаптации и интеграции мигрантов, подчеркивает Александр Журавский. Каждая из названных целей, по мысли эксперта, распадается на свои задачи и направления их решений. И все они – отнюдь не новые вызовы для нашей страны. Россия успешно справлялась с проблемой межэтнических отношений на разных этапах истории, подчеркивает представитель Минрегионразвития, возможно, условия были иными, но суть – гармоничное объединение разных народов в рамках единого государства – остается прежней. «С первой трети XIX века на пальцах одной руки можно было пересчитать народы, проживающие на территории России, которые имели свою письменность, – говорит Александр Журавский, – а к середине XX века таких наций насчитывались сотни». Но только анализом прошлого не решить проблем нынешнего дня, тем более, у каждого исторического периода свои особенности, а потому решения принимать придется, исходя из реалий современности.

Итак, в июле этого года был принят трехлетний план Стратегии, состоящий из 12 разделов, одно из важнейших его направлений – адаптация и интеграция мигрантов. План реализации миграционной политики – один из аспектов (не главный, но важный) в стратегии национальной политики, отметил Александр Журавский. В конечном счете, миграционные процессы влияют на межэтнические отношения. С одной стороны, нерегулируемая миграция, нелегальная занятость – это плохо. Но и отказываться от миграции в принципе нельзя (см. подробнее: Миграция нужна. Точка. Что дальше?). Сохранение этнокультурного многообразия – также императив современности. Вот почему на повестке дня – изменение законодательства в этой сфере, подчеркивает эксперт. В частности, подразумевается стимулирование деятельности по успешной адаптации мигрантов в качестве одного из направлений деятельности общественных организаций, и этот аспект станет, по словам Александра Журавского, частью закона об НКО.

Отдельная программа – содействия переселению бывших соотечественников. Речь идет о модифицированной и обновленной программе для каждого региона в отдельности (см. подробнее: Миграционная политика: простых решений нет и не будет).

Провокаторы ксенофобии

Многие межнациональные конфликты могли бы решаться на уровне муниципальной власти, отметил Александр Журавский. Для активизации такой работы предлагается, в частности, организовывать колл-центры на муниципальном уровне, сейчас уже в каждом субъекте РФ есть лица, на общественных началах отвечающие за межнациональные отношения.

ВставкаИзменения, вносимые в российские миграционные правила, упрощают легальную миграцию для востребованных в нашей стране специалистов 

Во многих конфликтных ситуациях на межнациональной почве виноваты не только власти, но и журналисты, «потому что молчали о проблемах, к тому же слишком долго». В этом уверена советник директора по связям с общественностью ГРК «Радио России», председатель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге. Она подчеркнула, что проблемы межэтнических отношений стали отдельным информационным блоком. Из табуированной эта тема превратилась в одну из наиболее обсуждаемых. Журналист отметила, что ее коллегам, к сожалению, не хватает знаний в этой области, в итоге зачастую материалы и телесюжеты дают поводы для обострения и без того сложных этнических взаимоотношений. Между тем, именно СМИ могли бы взять на себя просветительскую функцию, не обостряя социальных противоречий, а пытаясь разобраться в сущности межнациональных отношений, подчеркнула Маргарита Лянге. Тема межнациональных отношений преподносится со знаком минус, что часто провоцирует развитие конфликтных ситуаций.

Отдавая должное четвертой власти, нельзя отрицать, что все же роль локомотива в решении межнациональных проблем принадлежит исполнительным и законодательным органам, а равно и общественным организациям. Татьяна Дмитриева рассказала о взаимодействии ее ведомства с государственными и религиозными организациями. Так, один из проектов реализуется на базе одной из библиотек. Там гости из-за рубежа могут изучать русский язык – обязательное теперь требование для мигрантов, которые планируют работать в сфере ЖКХ, торговли. Эксперты также отметили, что планируется формирование российских центров науки и культуры за рубежом (речь идет прежде всего об Узбекистане, Киргизии, Таджикистане) для потенциальных мигрантов. Им необходимо, как минимум, знать российское законодательство. Такую просветительскую функцию могут и уже берут на себя общественные объединения мигрантов. Например, профсоюз трудящихся мигрантов перевел недавно на разные языки брошюру об особенностях российского законодательства для приезжих. 

Более того, Татьяна Дмитриева подчеркнула, что ее ведомство работает в том числе с диаспорами, которые могут помогать выявлять нелегальных мигрантов в своей среде. Ведь нелегальная миграция особо остро воспринимается российским обществом.

Нелегалы, прощайте

Изменения в миграционной политике страны, с одной стороны, ужесточают правила, прежде всего с целью борьбы с нелегальной трудовой миграцией. О масштабах нарушений миграционного законодательства можно судить по цифрам, озвученным представителями УФМС по Москве на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» (29 июля 2013 г.). Глава УФМС РФ Ольга Кириллова сообщила, что в Москве за шесть месяцев текущего года было выявлено более 26 тыс. нарушений иностранцами правил пребывания в РФ. А въезд в Россию за первое полугодие 2013 года управлением ФМС РФ по Москве был закрыт почти для 15 тыс. иностранных граждан, что на 188% превышает показатели прошлого года, когда въезд закрыли чуть более пяти тысячам иностранцев. Кроме того, судебными решениями было выдворено из страны почти 5 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, сокращен срок пребывания в России почти двум тысячам иностранцев. К ответственности привлечено более 8 тыс. работодателей.

С другой стороны, вносимые в миграционные правила изменения упрощают легальную миграцию для востребованных в нашей стране специалистов. А в целом тональность и направленность миграционной политики такова: российские власти приветствуют приезд и работу в стране иностранцев, готовых выполнять установленные законом правила. И готовы сотрудничать с такими лицами для дальнейшей их адаптации в нашей стране.

От 35 до 50% иностранных граждан, приходящих в официальные органы для оформления факта своего пребывания в России, по словам Татьяны Дмитриевой, настроены на адаптацию и интеграцию в нашей стране.

 

По материалам круглого стола «План Правительства РФ по адаптации мигрантов: как реализовать Стратегию национальной политики», РИА Новости, 2 августа 2013 г., Москва

 

Подготовила Ирина Ильинская

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp