Бюджет стабилен, но риски нарастают . Экономическая политика
Бюджет стабилен, но риски нарастают
15 Август 2013, Татьяна Тищенко

Негативные тенденции в российской экономике пока не оказали существенного влияния на устойчивость бюджетной системы. Однако у российского правительства остается все меньше времени на выработку решений для снижения бюджетных рисков, которые просматриваются на среднесрочную перспективу, отмечает Татьяна ТИЩЕНКО  в августовском номере журнала  «Экономическое развитие России»


Татьяна Тищенко
По итогам I полугодия текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом 0,9% ВВП, а профицит консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам 5 месяцев 2013 г. составил 1,0% ВВП. Доходы федерального бюджета сократились на 2,1 п.п. ВВП в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, а доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2013 г. снизились на 1,7 п.п. ВВП относительно 5 месяцев 2012 года.

Сокращение бюджетных доходов во многом обусловлено снижением предпринимательской активности в России и влиянием невысоких темпов роста мировой экономики. Замедление экономического роста в нашей стране при этом, как следует, в частности, из «Основных направлений бюджетной политики на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.», опубликованных на сайте Минфина  18 июля текущего года, может носить долговременный характер.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета

По итогам шести месяцев 2013 г. доходы федерального бюджета – 20,0% ВВП, что на 2,1 п.п. ВВП ниже показателя за первое полугодие предыдущего года (см. табл. 1). Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились при этом на 1,6 п.п. ВВП относительно показателей соответствующего периода 2012 года.

Объем расходов бюджета за I полугодие 2013 г. составил 19,1% ВВП, что на 2,1 п.п. ВВП ниже объема расходов за аналогичный период предыдущего года, но соответствует темпу снижения доходов бюджета. Причем снижение расходов (по итогам I полугодия 2013 г. относительно января-июня 2012 г. )  в наибольшей степени затронуло следующие разделы расходной части бюджета: «Общегосударственные вопросы» (на 0,1 п.п. ВВП), «Национальная экономика» (на 0,4 п.п.), «Образование» (на 0,2 п.п.), «Здравоохранение» (- 0,4 п.п.), «Социальная политика» (- 0,6 п.п.) ВВП и «Межбюджетные трансферты» (- 0,1 п.п.). При этом произошел прирост объема расходов по следующим разделам: «Национальная оборона» (+0,1 п.п.), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (+0,1 п.п.) ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» (+ 0,1 п.п. ВВП), «Охрана окружающей среды» (+ 0,01 п.п.), «Физическая культура и спорт» (+ 0,02 п.п.), «Обслуживание государственного и долга» (+ 0,1 п.п.). По остальным разделам расходы федерального бюджета за шесть месяцев 2013 г. относительно ВВП остались на уровне соответствующего периода предыдущего года (см. табл. 2) 

Какие доходы недобрал бюджет?

Поступления доходов в федеральный бюджет сократились по большинству налоговых и неналоговых доходов (см. табл. 3),но наиболее существенно – по статье «Доходы от внешнеэкономической деятельности (-0,8 п.п. ВВП). 

Федеральный бюджет, однако,  исполнен по итогам шести месяцев 2013 г. с профицитом 0,9% ВВП (306,9 млрд руб.), что соответствует профициту федерального бюджета относительно ВВП за январь-июнь предыдущего года. Объем ненефтегазового дефицита при этом сократился на 1,7 п.п. ВВП (8,9% ВВП) относительно уровня соответствующего периода предыдущего года.

Бюджетные риски на среднесрочную перспективу, как показывает прогноз динамики доходов бюджета, связаны не только с колебаниями цен на углеводороды, но и с перспективой долговременной стагнации российской экономики и снижением, соответственно, доходов казны. Сохранение нынешних тенденций может привести, как показывают расчеты Минфина РФ,  к снижению доходов бюджета расширенного правительства (без учета межбюджетных трансфертов) с 36,9% ВВП в 2013 г. до 34,4% ВВП в 2016 году. Доходы федерального бюджета в 2014 г. при этом могут снизиться, согласно прогнозным расчетам Минфина РФ, до 18,2% ВВП в 2014 г., а в последующие годы до 17,4 и 16,6% ВВП в 2015 г. и 2016 г., соответственно.

Нефтегазовые доходы при этом могут сокращаться более умеренными темпами, чем совокупные доходы бюджетной системы: на 1,0 – 0,8 – 0,3 п.п. ВВП в 2014-2016 гг., соответственно, относительно предшествующего года.

Бюджетные риски на среднесрочную перспективу связаны не только с колебаниями цен на углеводороды,  но и с перспективой долговременной стагнации российской экономики

Минэкономразвития России представил в конце июля план действий (http://goverment.ru/meetings/3340/docs#sel=5^1yAh,6;30;vji) по стимулированию экономической активности в стране и повышению темпов экономического роста. Программа в целом ориентирована на комплекс мер по снижению прямых и транзакционных издержек для российского бизнеса, повышение его конкурентоспособности и доступа к ресурсам для развития.

Таблица 3.
Таблица 3.
В том числе она предусматривает меры по повышению доступности кредитования для малого бизнеса, развитие гарантийной системы за счет создания федерального фонда, продление льгот по уплате страховых взносов, создание механизмов расширения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с государственным участием, инфраструктурных монополий (см. подробнее: Конструирование политики поддержки, Гарантийные фонды получают новый импульс для развития).

Минэкономразвития предложил также ряд мер для повышения инвестиционной активности, включающий более активное использование механизмов государственно-частного партнерства,  ресурсов Фонда национального благосостояния, а также средств пенсионных накоплений. Предложен комплекс мер для снижения издержек  кредитных учреждений за счет дифференциации страховых взносов в фонд страхования вкладов в зависимости от степени риска депозитной политики, и повышение роли залога, улучшения общего делового климата по «дорожным картам» Национальной предпринимательской инициативы (см. подробнее: «Финальный аккорд»), расшивка отдельных отраслевых проблем, связанных с ВТО.

 

Татьяна Тищенко

 

Подробнее см. «Экономическое развитие России» №8, 2013

 

Подготовила к публикации Татьяна Конищева

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp