Бюджетная консолидация: последствия для экономического роста. Экономическая политика
Бюджетная консолидация: последствия для экономического роста
24 Сентябрь 2013, Александр Апокин, Ирина Ипатова, Ирина Сухарева

Бюджетная консолидация в США и еврозоне замедлит рост стран, проводящих такую политику, и мировой экономики в целом. Однако в силу разных факторов такая политика, проводимая одновременно в США и в зоне евро, сильнее замедлит динамику ВВП США, отмечают эксперты ЦМАКП Александр АПОКИН, Ирина СУХАРЕВА и Ирина ИПАТОВА в главной теме обзора «Тренды развития крупнейших экономик мира» №7(17) за 2013 год


Александр Апокин
Фискальная консолидация в развитых странах привела к существенному замедлению роста, а в зоне евро вызвала рецессию, которая продолжается уже более года, и, вероятно, закончится не ранее 2014 года.

Темпы прироста объемов промышленного производства в еврозоне устойчиво снижаются с ноября 2011 года. В мае снижение составило 1,3% к маю 2012 года. В то же время уровень безработицы остается на историческом максимуме в 12,1%. В Греции этот показатель вышел в мае 2013 г. на новый исторический рекорд – 27,6% против 27% в апреле. Следует отметить, что на протяжении II кв. 2013 г. наблюдается стабилизация уровня безработицы. Возможно, длительный период роста безработицы, продолжавшийся практически непрерывно в течение 23 месяцев (с мая 2011 г.), завершен или близится к завершению (см. рис. 1). О нестабильности позитивной динамики в зоне евро не дает забыть статистика по обороту розничной торговли. В июне 2013 г. розничная торговля сократила оборот – на 0,9% к июню 2012 г. – после кратковременного выхода темпов роста в положительную область (0,3% в мае 2013 г. к маю 2012 года).

В США консолидация началась с 2013 г. в рамках соглашений по повышению потолка госдолга, и ее окончательный объем пока неясен даже для нынешнего года.

Рисунок 1. Уровень безработицы в зоне евро
Рисунок 1. Уровень безработицы в зоне евро
После частичного введения в действие мер «фискального обрыва» экономический рост в США замедлился в первом полугодии 2013 г. вдвое, до 1,4% в годовом исчислении с 2,8% в 2012 году.

В целом, по мере спада спроса на импорт в развитых странах прирост оборота мировой торговли замедлился, и в 2011–2013 гг. не превышает 5% в год, что значительно замедляет рост развивающихся экономик.

Китайская экономика продолжает замедляться – рост ВВП составил 7,5% во II кв. 2013 г. после 7,7% в I квартале. А торговый баланс во II кв. 2013 г. немного ухудшился (оказавшись на 5% ниже, чем во II кв. 2012 года). Устранение фальсификаций статистики в июле привело к еще большему ухудшению торгового баланса (до 17,8 млрд долл., минимальный уровень с февраля 2012 года).

При этом опережающие индикаторы указывают на сохранение тенденции дальнейшего плавного замедления роста ВВП США. Темп прироста промышленного производства в июне сократился до 8,9% (минимум с марта 2012 г.), отскок в июле (прирост в 9,7%) пока что не дает полной уверенности в том, что понижательный тренд остался позади.

Среднесрочная перспектива

Консолидация бюджетов – тема, которая для многих развитых стран сохранит актуальность и в среднесрочной перспективе. Программа среднесрочной (на 2013–2015 гг.) консолидации, вероятно, будет центральной темой при обсуждении вопроса об увеличении потолка госдолга в США. Сохранится актуальность такой политики для Франции, Испании и Италии. Последовательная консолидация остается основным способом обеспечения среднесрочной финансовой стабильности для этих стран. А для ряда других европейских экономик с высоким госдолгом (Португалия, Греция, Венгрия, Словения, Кипр), в том числе зависящих от внешнего финансирования, – единственной возможностью избежать финансового краха.

Продолжающаяся рецессия в зоне евро подталкивает к отказу от политики бюджетной консолидации, распространяющейся на все страны зоны евро

Позиции США, международных организаций и ЕС по вопросам фискальной консолидации не совпадают, а в чем-то и прямо расходятся.

Ирина Ипатова
США официально признают консолидацию как крайне нежелательную – то есть вредную для экономики – меру, на которую пришлось пойти в условиях внутриполитического кризиса. ЕС, столкнувшийся с долговыми кризисами, считает такую политику экономически оправданной, хотя и признает ее «неизбежным злом». Евросоюз потребовал проведения такой политики от всех стран-членов союза, в наиболее проблемных экономиках для этого потребовалась особая настойчивость.

США и МВФ не считали такую политику для зоны евро неизбежной и рекомендовали ЕС ещё в 2010–2011 гг. провести второй раунд стимулирования экономики, чтобы не допустить повторной рецессии. А эксперты ООН, как и ряда других авторитетных организаций, советовали странам зоны евро продолжить консолидацию с одновременным ослаблением политики в странах с «фискальным пространством», иными словами, необходимо стимулирование там, где уровень госдолга не вызывает беспокойства инвесторов, в противном случае стоит продолжать консолидацию. В ЕС, отказавшемся следовать американским советам, в 2012 г. началась рецессия, спусковым крючком для которой послужила именно политика консолидации. А в результате рецессии номинальные показатели бюджетного дефицита и госдолга вернулись к прежним значениям. Однако структурно и бюджетный дефицит, и госдолг изменились в лучшую сторону. Вероятно, рецессия вынудила смягчить бюджетную политику и приостановить политику консолидации в ЕС уже в 2013 году.

Что будет?

Рисунок 2. Темпы прироста ВВП по регионам для двух вариантов консолидации в 2014 г.
Рисунок 2. Темпы прироста ВВП по регионам для двух вариантов консолидации в 2014 г.
Каковы ожидаемые эффекты происходящей одновременной консолидации, в США и зоне евро? Насколько велики бюджетные мультипликаторы в рецессии, если учесть влияние взаимных торговых связей? Для ответа на эти вопросы в ЦМАКП были проведены расчеты на основе оригинальной модели мировой экономики, разработанной Центром. Для расчета сценариев дальнейшего развития событий в экономиках в модели ЦМАКП использовалось предположение, что сокращение государственного потребления составит, соответственно, 0,75% ВВП для экономики зоны евро и 1,1% ВВП для экономики США. Для США речь идет примерно об объеме изначального «фискального обрыва» – около 600 млрд долларов. Вероятно, к такому объему приведет соглашение о повышении потолка госдолга). Для зоны евро объем сокращения примерно соответствует прогнозируемому МВФ сокращению дефицита бюджета) – с 3,6% ВВП в 2012 г. до 2,85% в 2013 году.

Для оценки полного эффекта консолидации проведено сопоставление прогнозов динамики ВВП по модели мировой экономики в нескольких сценариях:

1. базовом сценарии (отсутствия консолидации в 2013 г.);

2. сценарии последовательной консолидации (в зоне евро в 2013 г., затем в США в 2014 г.);

3. сценарии одновременной консолидации (в зоне евро и в США в 2013 г.).

Расчеты показали, что для экономики США сокращение темпов роста ВВП в результате одновременной с ЕС консолидации на 1 п.п. более существенно, чем в случае последовательно проводимой консолидации. А для зоны евро этот фактор менее значим: разница между одновременной и последовательной консолидацией не превышает 0,5 п.п. в динамике ВВП.

Рисунок 3. Разница темпов прироста ВВП по блокам между вариантами последовательной и одновременной консолидации
Рисунок 3. Разница темпов прироста ВВП по блокам между вариантами последовательной и одновременной консолидации
Столь существенная разница в значениях фискальных мультипликаторов для США и зоны евро является следствием трех причин: разной структуры ВВП, разных значений эластичности частного потребления по госпотреблению, разных значений эластичности импорта по частному потреблению.

Так, импорт составляет значительно большую долю ВВП в зоне евро, чем в США (43% против 18%), при этом эластичность импорта по частному потреблению также больше в зоне евро, чем в США (в 1,3 раза). Оба эти фактора уменьшают мультипликатор в зоне евро по сравнению с США (см. рис. 2).

В то же время доля частного потребления намного больше в США, где значение эластичности частного потребления по государственному больше, чем в зоне евро (0,42 против 0,26) (см. рис. 3).

В итоге, осуществляемые в настоящее время консолидации бюджета в европейских странах и США усиливают друг друга через торговые связи, причем особенно сильным этот эффект, согласно полученных оценкам, представляется именно для США. Развивающиеся экономики через этот канал также получат дополнительное снижение спроса. А полный эффект фискальной консолидации для роста заметно (на 0,3–0,5 п.п. прироста ВВП) превосходит прямой эффект. Вместе с тем расчеты свидетельствуют, что макроэкономический эффект консолидации сильнее и болезненнее в периоды низких темпов роста экономики, сокращение дефицита бюджета станет заметно менее болезненным в случае перехода экономик развитых стран в стадию циклического подъема.

 

Александр Апокин, Ирина Ипатова, Ирина Сухарева

 

Подготовила к публикации Анастасия Астахова

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp