Вынужденные реформы. Экономическая политика
Вынужденные реформы
28 Февраль 2013, Анастасия Астахова

Тяжелое экономическое положение стран Южной Европы заставляет их активно проводить в жизнь реформы, направленные на восстановление роста. Страны, которые чувствуют себя более уверенно, особой активности в принятии новых мер не проявляют, пришли к выводу эксперты ОЭСР в отчете «Реформы экономической политики: На пути к росту 2013»


В докладе приведены оценка и сравнительный анализ прогресса, который достигнут странами в проведении структурных реформ с 2011 г., а также представлен свежий взгляд на приоритеты в области реформ, способных возродить устойчивый рост и повысить занятость. За последние годы интенсивность структурных реформ увеличилась. Главным катализатором этого стал мировой кризис.

Лидеры реформаторского движения

Диаграмма 1. Интенсивность реформ, стимулирующих создание рабочих мест
Диаграмма 1. Интенсивность реформ, стимулирующих создание рабочих мест
Вполне очевидно, что самыми активными участниками реформ являются периферийные страны Европы (Греция, Ирландия, Италия, Португалия и Испания), для которых реформирование – единственная возможность для восстановления роста финансовой стабильности и возвращения утраченных позиций по конкурентоспособности. Помимо реформы бюджетного сектора, призванной сделать его более эффективным и решить проблему фискального дефицита, эти страны принимают меры по усилению конкуренции на рынках и стимулированию инвестиций. Это должно увеличить потенциальный выпуск в краткосрочной перспективе. Однако в основном реформы сводятся к либерализации розничной торговли и свободных профессий (фрилансеров, архитекторов, журналистов, художников и т.д.), в то время как основные ограничения, связанные с неторгуемыми услугами и доступом к энергоресурсам, не снимаются.

Тем не менее, те страны зоны евро, которым удалось сохранить профицит бюджета – Германия, Люксембург, Нидерланды – относятся к реформам еще более спокойно. К примеру, Германия не предпринимает совершенно никаких действий по снятию излишних барьеров для конкуренции в сфере услуг, сдерживающих экономический рост.

Сравнивая приоритеты «На пути к росту 2011» и «На пути к росту 2013», эксперты ОЭСР отмечают как самое заметное изменение – существенное увеличение доли приоритетов, связанных с оживлением занятости в странах ОЭСР, особенно в области политики социального обеспечения и активизации рынка труда, что означает повышение внимания к проблеме слабого посткризисного восстановления рынка труда. Большее внимание, уделяемое политике активизации рынка труда и социального обеспечения, соответствует во многом и собственным обязательствам структурных реформ и ключевым приоритетам стран, изложенным в контексте Планов действий G20.

Приоритет экономической политики стран еврозоны – борьба с безработицей и повышение налоговой нагрузки на потребление 

«Аппетит к реформам» в странах БРИКС различен, но в целом он достаточно умеренный, что соответствует сравнительно более слабому давлению кризиса на эти страны.

Серьезнейшая проблема, с которой столкнулись страны зоны евро – резкий рост безработицы. Эксперты ОЭСР советуют странам повысить интенсивность реформ в областях законодательства о защите занятости, оплате труда и создании рабочих мест (см. диагр. 1).

Упрощение процедур набора сотрудников, а также стимулирование найма молодежи могут подтолкнуть к созданию новых рабочих мест, усилить перераспределение ресурсов в растущие сектора. Однако есть и опасность – такие меры могут привести к расширению спектра распределения заработной платы, что в свою очередь обострит проблему неравенства доходов – во всяком случае, в краткосрочной перспективе. Частично или полностью эта проблема может быть устранена в долгосрочном периоде, по мере того как перспективы на получение места будут более радужными для таких работников.

Проблема устаревшей системы рынка труда в условиях кризиса является одной из общих проблем, с которой столкнулись практически все страны – члены ОЭСР и страны «Большой двадцатки».

Вторые по «популярности» реформы среди стран ОЭСР – налоговые. Они были проведены не только в Греции, Италии и Португалии, но и в Австралии, Канаде и Японии.

Суть таких реформ в основном сводилась к «переносу налоговой нагрузки с труда на потребление, недвижимость или вредные выбросы». Однако отход от прямых налогов в сторону налогов на потребление, окружающую среду и недвижимость может вступить в противоречие с целями обеспечения справедливости, если только не будут разработаны сопутствующие меры по смягчению или минимизации неблагоприятного воздействия на распределение доходов, пишут эксперты ОЭСР.

В других развитых странах ОЭСР, особенно в азиатских, больший фокус в реформах стоит делать на повышение производительности труда и снятие ограничений по ПИИ.

Для сравнительно небогатых стран ОЭСР и БРИКС основные вызовы, по мнению экспертов ОЭСР, связаны с качеством и доступностью образования, инфраструктуры, а также с сохранением высоких барьеров для конкуренции местных и иностранных фирм и инвесторов. Кроме того, в таких странах (например, в Чили, Мексике, Турции) серьезной проблемой является снижение уровня нерегулярной занятости, поэтому государства должны более интенсивно стимулировать создание рабочих мест и занятость в легальном секторе.

А воз и ныне там

Диаграмма 2. Государственный контроль над экономическими активами в России и других странах
Диаграмма 2. Государственный контроль над экономическими активами в России и других странах
Почти во всех странах кризис поменял приоритеты реформ, но только не в России. Те же рекомендации, которые эксперты ОЭСР давали в 2011 г., актуальны для страны и в 2013 году. России, в отличие от стран Евросоюза, удалось избежать проблем, связанных с безработицей, однако медленный рост производительности труда настораживает экспертов ОЭСР. Согласно приведенным в докладе данным, если еще в 2001–2006 гг. производительность ежегодно росла в среднем на 5,6%, то после 2006 г. скорость ее роста упала до 2,2% в год. Похожая ситуация наблюдается с темпом прироста ВВП на душу населения. Он упал с 7,3% до 2,8%, соответственно.

Тормозит рост производительности труда и инноваций активное участие государства в экономической жизни и высокая доля государственной собственности (см. диагр. 2).

Помочь с ростом производительности труда могут меры, направленные на уход государства из экономики, облегчение доступа частных агентов к госуслугам и упрощение рыночного регулирования. Согласно последнему плану приватизации, все сектора, за исключением топливного, оборонного и областей естественных монополий, будут отданы в частные руки к 2016 году. ОЭСР поддерживает это решение, призывая активно проводить приватизацию и увеличивать частные пакеты акций в компаниях с госучастием.

Для ускорения роста важно также снизить барьеры для прямых иностранных инвестиций. Кое-что уже делается в этой связи. Так, в марте 2011 г. минимальная доля иностранного капитала, требующая получения предварительного согласия на уровне правительства, была увеличена с 10% до 25%, а в банковском секторе был устранен ряд барьеров для иностранных инвестиций. В дальнейшем, считают эксперты ОЭСР, следует сократить перечень стратегических отраслей, в которых приобретение контроля иностранным инвестором требует получения предварительного согласия на уровне правительства.

Еще один приоритет государственной политики России, по мнению экспертов ОЭСР, – повышение эффективности инновационной политики, которое также положительно скажется на росте производительности труда.

Инновационная стратегия России до 2020 г. предполагает существенное увеличение финансирования исследований, их коммерциализации и инновационной инфраструктуры. В апреле 2012 г. правительство одобрило список инновационных территориальных кластеров, которые будут получать государственную поддержку в период до 2018 года. Эксперты ОЭСР уверены, что необходимо также увеличить поддержку инновационных инициатив частного сектора через универсальные фискальные стимулы и законодательные изменения. Нужно также увеличить долю конкурентного финансирования и раскрыть возможности приватизации исследовательских институтов.

Из года в год важнейшим приоритетом для России являются повышение качества государственного администрирования и борьба с коррупцией. В этой сфере предпринимаются конкретные меры, как то: повышение зарплат судей с октября 2012 г., а также Национальный антикоррупционный план. Однако одной из главных рекомендаций экспертов ОЭСР является минимизация необходимости субъективного принятия решений чиновниками. Бороться с коррупцией поможет переход от ручного управления госпроцессами к автоматическому, улучшение институтов.

Наконец, еще один приоритет государственной политики в России, отмеченный в обзоре, – совершенствование системы здравоохранения. Правительство предпринимает меры в этом направлении, отмечается в докладе. Так, принято решение о регулярном повышении зарплаты врачей вплоть до 2018 г., а акцизы на алкоголь и табак систематически поднимаются. Однако необходимо и дальше увеличивать финансирование системы здравоохранения, уверены эксперты ОЭСР, повышать ее эффективность, смещая фокус со стационарного лечения на профилактическое и повышая престиж здорового образа жизни.

 

Подготовила Анастасия Астахова

 

По материалам отчета ОЭСР Economic Policy Reforms: Going for Growth 2013

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp