Занятость и развитие. Экономическая политика
Занятость и развитие
16 Январь 2013, Анастасия Астахова

Повышения уровня занятости и рост доходов населения – обязательные условия развития, а не только его результат. Однако универсального рецепта стимулирования роста занятости и создания новых рабочих мест не  существует, констатируют авторы «Доклада о мировом развитии – 2013: Занятость» (World Development Report: Jobs) и предлагают варианты решения для отдельных групп стран


Занятость – краеугольный камень в развитии любого государства. По статистике, приводимой экспертами Всемирного банка в докладе, по всему миру к работающим относятся  более 3 млрд человек.

По классификации Всемирного банка, работа – это деятельность, приносящая доход, в денежной или натуральной̆ форме, и не нарушающая прав человека. По некоторым оценкам, сегодня примерно 21 млн человек в мире подвергаются принудительному (рабскому)  труду, в том числе  насильственным занятиям проституцией. Примерно 1,65 млрд человек из общего количества работающих в мире регулярно получают  заработную плату или жалованье (то есть трудятся по найму). Еще 1,5 млрд человек заняты в сельском хозяйстве и на малых семейных предприятиях или на поденных и сезонных работах.

Официально являются безработными и активно ищут работу по всему миру 200 млн человек. Среди них преобладает молодежь.

Почти 2 млрд человек трудоспособного возраста, в большинстве своем женщины, не работают и не ищут работу, но неизвестно, сколько из них хотели бы получить работу.

В развивающихся странах почти половина рабочих мест находится за пределами рынка труда. При этом соотношение между оплачиваемым трудом, и самой занятостью, а также трудом в аграрном и не аграрном секторах сильно различается по странам и регионам. В странах Африки Южнее Сахары, к примеру,  неоплачиваемым трудом занято более 80% всех работающих женщин, а в Восточной̆ Европе и Центральной̆ Азии – менее 20% (см. Диаг.1).

Кроме того, в развивающихся странах мира основная часть занятости является неофициальной, то есть, может осуществляться на незарегистрированных фирмах, без социального страхования или в отсутствие трудового договора. Неофициальная занятость, как правило, ассоциируется с более низкой производительностью. Однако принадлежность к неофициальному сектору может быть как симптомом более низкой̆ производительности, так и ее причиной̆, отмечают  авторы Доклада о мировом развитии.

Динамика занятости и ее генераторы

В будущем ситуацию вокруг занятости в развивающихся странах будет усугублять демографический фактор. Чтобы поддерживать на постоянном уровне занятость населения трудоспособного возраста, необходимо, чтобы в 2020 г. рабочих мест было примерно на 600 млн больше, чем в 2005 г. – главным образом, в странах Азии и Африки к югу от Сахары. При этом одни страны мира   будут страдать от переизбытка рабочей силы, другие же столкнутся с ее сокращением и нехваткой.

Диаграмма 1.
Диаграмма 1.
Так, начиная с середины  1990-х гг. на рынок труда в Китае ежегодно выходят дополнительно по 8 млн человек, а в Индии – по 7 млн человек. А в Украине – для сравнения – трудовые ресурсы сокращаются примерно на 160 тыс. человек в год.

В современном мире основной генератор  рабочих мест – частный̆ сектор, в котором создается 9 из каждых 10 рабочих мест в мире. В  1995-2005 гг. на долю частного сектора приходилось 90% новых рабочих мест, созданных в Бразилии, и 95% – на Филиппинах и в Турции.

Наиболее показательный̆ пример роста занятости за счет развития частного сектора дает Китай̆ (см. Диаг.2). В  1981 г. в государственном секторе трудилось 80 млн человек – в 35 раз больше, чем в частном. А двадцать лет спустя частный сектор трудоустроил больше 70 млн человек и обошел по этому показателю государственный.

Обратная ситуация наблюдается в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки, где основным работодателем является государство. Это может объясняться особенностями политико-экономической ситуации в этих странах в  период после обретения независимости, а в некоторых случаях – и большими доходами от продажи нефти. Большая доля занятых в государственном секторе часто чревата снижением темпов роста м падением производительности, отмечают авторы доклада. Во многих странах, для которых такая тенденция характерна, преимущества на получение рабочих мест в госсекторе предоставлены молодым выпускникам колледжей. Однако по мере исчерпания  возможностей увеличения занятости в госсекторе, рабочие места здесь становятся дефицитными. За ними выстраиваются очереди, что, в конечном счете, влечет за собой  использование неформальных связей, падение престижа документов об образовании и различные формы социальной дифференциации и изоляции. В результате все большая часть хорошо образованных молодых людей не могут  найти работу, при этом производительность в госсекторе,  приходят к выводу эксперты Всемирного банка, перестала расти.

В то же время не застрахованы от проблем и страны, где преобладают рабочие места, созданные частным сектором. На такую занятость сильно влияет динамика хозяйственной конъюнктуры. В периоды экономических спадов частный сектор демонстрирует большую уязвимость,  чем государственный.  Последний экономический кризис дает тому убедительные подтверждения. В годы кризиса  число безработных в мире выросло на 22 млн человек. А рост занятости (до 2008 г. количество работающих в мире увеличивалось примерно 1,8% в год) замедлился более чем в три раза. И не вернулся к предкризисным темпам роста, как об этом свидетельствуют данные за 2011 год.

Решение проблем по группам:

Уровень развития страны, ее институциональный̆ потенциал, ресурсы и демографическая ситуация определяют, в какой  именно сфере занятость даст наибольшую отдачу для развития. Программа действий̆ в сфере занятости в одной̆ стране будет отличаться от одноименной программы в другой стране, а страновые особенности программ определяются как основными характеристиками каждой из них, так и их основными проблемами.

Аграрные страны

Диаграмма 2.
Диаграмма 2.
В аграрных странах, страдающих от высокого уровня бедности, рост числа рабочих мест, способствующих повышению уровня жизни, оказывают значительное воздействие на процесс развития. Таким странам следует стремиться к максимально полному использованию преимуществ агломераций и глобальной интеграции.  Тогда те виды рабочих мест, которые, в конечном счете, способствуют повышению экономической̆ динамики городов, будут благоприятствовать и развитию страны в целом. Однако процесс урбанизации даже при самом  оптимистичном сценарии – будет продолжаться  десятилетия. А потому  на долгие годы для этих стран остается в числе приоритетных задач повышение производительности в сельском хозяйстве.

По такому пути, к примеру, пошла такая аграрная страна как Вьетнам. В  1990-е гг. в стране была проведена земельная реформа, либерализовано регулирование и стало уделяться особое внимание распространению сельскохозяйственных знаний, что рассматривалось как непременное условие повышения производительности труда. Все эти меры привели к  быстрому росту производительности, прежде всего – в очень небольших крестьянских хозяйствах. В результате, высвободились рабочие руки для работы вне аграрного сектора, увеличилась  миграции в города. В 1993 г. более 70% работающих во Вьетнаме были заняты в сельском хозяйстве, к бедным относились  58% жителей̆ страны, голод был для страны реальной проблемой.  Сегодня, двадцать лет спустя, Вьетнам занимает вторую строчку в рейтинге крупнейших мировых экспортеров риса и  кофе,  первую – в рейтинге экспортеров черного перца и одну из первых – по экспорту орехов кешью, чая, каучука и морепродуктов. Уровень бедности резко снизился.  Описанные меры были частью широкого пакета реформ – Doi Moi, позволившего Вьетнаму перейти от централизованного планирования к рыночной̆ экономике с социалистической ориентацией̆. Осуществлялась политика расширения занятости вне сельского хозяйства. Страна открыла двери для иностранных инвесторов, сначала в сфере добычи природных ресурсов и лёгкой̆ промышленности, а затем и более широко, став в 2007 г. членом ВТО.

Урбанизация и выход из тени

Для стран, в которых активно идет процесс урбанизации, приоритетными для развития страны являются новые рабочие места, не наносящие ущерба окружающей среде.

Число работающих в мире составляет  более 3 млрд. человек, их них 1,65 млрд человек трудятся по найму, 1,5 млрд человек заняты в сельском хозяйстве, на малых семейных предприятиях и на сезонных работах

Примером здесь может быть Южная Корея, которая тщательно разработала и поэтапно осуществила политику перемещения рабочих мест из аграрного сектора в  легкую промышленность, а затем – в отрасли, производящие более высокую добавленную стоимость.  Сначала были приняты программы развития, за ними последовала система регулирования землепользования, а затем – комплексная политика в сфере городского планирования, жилья и транспорта, позволявшая держать под контролем негативные аспекты урбанизации.

Для стран, в которых укрепляется официальный сектор экономики, особенно ценны те рабочие места, которые можно встроить в структуру официальной экономики без чрезмерного удорожания рабочей силы, а также рабочие места, сглаживающие разрыв между теми, кто пользуется благами официальных институтов, и теми, кто такой возможности не имеет.

К числу таких стран относится Бразилия. В последние десять лет темпы создания рабочих мест в официальном секторе были в три раза выше, чем в неофициальном. Только за пять лет, предшествовавших кризису, доля официально работающих среди всех занятых выросла примерно на 5 процентных пунктов. Этому успеху способствовали программы социальной̆ защиты, не предусматривающие взносов (например, Bolsa Familia, в рамках которой малообеспеченные семьи получали дотации, а детям их этих семей гарантировалось бесплатное образование и медицинская помощь), упрощение правил налогообложения для малого бизнеса, новые стимулы, побуждающие компании официально оформлять своих работников, а также более эффективное обеспечение соблюдения норм в сфере налогообложения и труда.

Возрастные проблемы

В странах с высоким уровнем безработицы среди молодежи заметными выгодами для развития обернется устранение привилегий – как для создания бизнеса, так и для трудоустройства. Успешно решить эту проблему, отмечается в докладе,  удалось Словении. Превышение уровня безработицы среди молодежи над уровнем безработицы среди взрослого населения было снижено с трехкратного в 1990-е гг. до примерно двукратного. И помогли добиться такого результата не специальные программы трудоустройства молодежи, а устойчивый рост экономики Словении в предкризисные годы.  Используя преимущества интеграции в Европейский̆ Союз, страна успешно провела реструктуризацию своего экспортного сектора, использовав для этого  возможности своей хорошей инфраструктуры и национальные  квалифицированные кадры.

Много проблем в сфере занятости и у стран со стареющим населением.  Последствия сокращения численности населения трудоспособного возраста можно смягчить, проводя политику поощрения активного образа жизни пожилых людей̆, что, в конечном счете, продлевает период их работоспособности. Рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание и долговременный̆ уход можно сдерживать путем реформирования структуры программ, однако такие реформы могут стать источником социальной̆ напряженности.

В Польше – стране со стареющим населением – уровень занятости вырос с 60% в 2006 г. до 65% в 2009 году. Добиться этого удалось изменением порядка применений законодательство о праве на пенсию по инвалидности и пенсионной реформе, предусматривающей  снижение размера пенсий по мере увеличения ожидаемой  продолжительности жизни. В 2012 г. в рамках нового этапа пенсионной  реформы возраст выхода мужчин и женщин на пенсию был повышен до 67 лет с прежних 65 лет для мужчин и 60 – для женщин.

«Голландская болезнь»

Страны, обладающие богатыми природными ресурсам, получают значительные доходы в за счет их эксплуатация. Во многих из них при этом занятость растет исключительно в тех сферах, которые связаны с добычей природных ресурсов.  Некоторые их этих стран перераспределяют часть своего национального богатства в виде трансфертов или дотаций для поддержки рабочих мест в государственном секторе, оставляя при этом неквалифицированную работу мигрантам. Такая политика дает результат в виде поддержания определенного уровня жизни граждан страны, признают авторы доклада, но лишь за счет производительности и социальной сплоченности. В таких странах большие выгоды для развития могут принести недотируемые виды занятости, способствующие диверсификации экспорта, считают  авторы доклада.

На долю частного сектора в мире приходится  9 из 10 создаваемых рабочих мест. Однако занятость в частном секторе больше подвержена негативному влиянию кризисов, чем занятость в госсекторе

К примеру, Чили наладила эксплуатацию своих запасов меди способами, совместимыми с созданием рабочих мест в отраслях, не связанных с разработкой полезных ископаемых. Обладая более чем четвертью мировых запасов меди, Чили проводило политику диверсификации экспорта и экономики страны, эффективно управляя при этом рисками, связанными с природными ресурсами, такими, как завышенный валютный курс и инфляция. Уровень безработицы в стране снизился с примерно 20% в начале 1980-х гг. до менее чем 10% в настоящее время. Стабилизационный фонд, формируемый за счет доходов от природных ресурсов (с 1987 г.), и прозрачная бюджетная политика (с 1999 г.) позволили стране сделать накопления на трудные времена. Реформы во всех секторах государственного управления обеспечили повышение уровня подотчетности и прозрачности. Активная политика содействия ориентированному на экспорт росту экономики с привлечением иностранных инвестиций привела к повышению производительности труда. Таков побочный эффект создания рабочих мест в бизнесах, ориентированных на глобальные рынки. Фонды содействия конкурентоспособным инновациям в отраслях, не связанных с экспортом природных ресурсов, прежде всего, в агропромышленном комплексе, расширили экспортную базу. В государственном бюджете резко возросла доля расходов на образование: с 1990 по 2009 г. она увеличилась почти вдвое, и это привело к беспрецедентному расширению масштабов среднего и высшего образования.

Военные конфликты и их последствия для развития

Для государств, переживших период военных конфликтов,  особое значение имеет трудоустройство молодых людей, склонных к насилию или участвовавших в боевых действиях. Привлечь ПИИ в такие страны – задача трудноразрешимая. Ключевой отраслью в таких случаях может выступать строительная отрасль, которая может развиваться даже в неблагоприятных условиях хозяйствования и требует большого количества рабочих рук. Инвестиции в инфраструктуру могут не только поддержать социальную сплоченность за счет роста занятости,  но и подготовить почву для создания в будущем новых рабочих мест в частном секторе.

Так, Руанда успешно преодолевает последствия межэтнического конфликта и разрухи середины 1990-х годов. Благодаря прекращению конфликта и проведению пакета решительных реформ к 2000 г. экономика страны вышла на довоенный уровень. Экономический рост продолжился, составив в 2011 г. примерно 8,8%, а уровень бедности снизился в период с 2005 г. по 2010 г. на 12 процентных пунктов. После прекращения конфликта государство оказало поддержку реинтеграции и демобилизации более чем 54 тыс. бывших участников конфликта.  Хотя они составляют лишь малую долю 10-миллионного населения Руанды, их интеграция сыграла свою роль в укреплении социальной сплоченности. Опираясь на успехи начального этапа, Руанда приступила к восстановлению частного сектора путем реформирования институтов и системы регулирования предпринимательской деятельности. Тысячи новых рабочих мест были созданы в кофейной промышленности.

Все эти примеры показывают, что универсального рецепта решения проблем занятости, а также ускорения экономического роста в мире  не существует. Каждой стране следует первым делом определить, к какой категории она относится, а также понять главные сдерживающие ее развитие факторы. В большинстве случаев  государство не может и не должно создавать львиную долю рабочих мест, оно должно проводить политику, стимулирующую к этому частный сектор. Основой для реформ, нацеленных на повышение занятости,  должны быть макроэкономическая стабильность, благоприятные условия предпринимательской деятельности, человеческий капитал, а также верховенство закона и соблюдение прав человека.

 

Подготовила Анастасия Астахова

 

Доклад о мировом развитии 2013. Занятость.

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp