Конец либеральной эпохи?. Экономическая политика
Конец либеральной эпохи?
23 Сентябрь 2013, Анастасия Астахова

Дерегулирование и торговые дисбалансы привели мир к серьезному кризису, а вывести его на траекторию роста может сбалансированная политика государства и средний класс, способный больше покупать. Идеи кейнсианства снова выходят на первый план, считают авторы «Доклада о торговле и развитии 2013» ЮНКТАД


Мировая экономика никак не может вернуться к устойчивому росту. По прогнозу ЮНКТАД, темп роста мирового ВВП в 2,2%, наблюдавшийся в 2012 г., в текущем году сохранится. Уже традиционно слабее других будут развитые страны –  1% прироста ВВП, тянуть вперед, хоть и слабее чем раньше, продолжат развивающиеся – 4,7%, а переходные экономики займут центральное положение с 2,7% прироста ВВП.

Не стоит ожидать восстановления устойчивого роста от мировой экономики в тот момент, когда причины кризиса, по сути, не устранены. Кризис глобальной экономики носил структурный, а не циклический характер, и структурная перестройка, подчеркивают авторы доклада, далеко не окончена.

Что тормозит мировую экономику

Авторы доклада выделяют проблемы, которые накопились за несколько  десятилетий, которые будут препятствовать восстановлению прежних темпов роста.

Рисунок 1. Доля мирового трудовых доходов в мировой выпуске, 1980-2011 стр. 14. Источник: ЮНКТАД
Рисунок 1. Доля мирового трудовых доходов в мировой выпуске, 1980-2011 стр. 14. Источник: ЮНКТАД
Во-первых, речь идет о рынке труда и доходах работающего населения. Для восстановления быстрых темпов роста необходим постоянный рост дохода домохозяйств, существенной частью которого является заработная плана, полученная в результате процесса производства товаров и услуг. В то же время за последние три десятилетия трудовые доходы росли существенно медленнее, чем мировой выпуск (см. рис. 1). До последнего времени такое положение считалось желаемым, поскольку оно снижало затраты и стимулировало инвестиции. В то же время уровень заработный платы существенно влияет на внутренний спрос. Поэтому существенное снижение таких доходов в сравнении с производительностью труда имеет серьезные негативные последствия для объема потребления. А далее по цепочке это дестимулирует инвестиции, которые «завязаны» на рост потребления.

Большой вклад в разрастание кризиса внес и практически повсеместный рост уровня неравенства по доходам. Концентрация богатства у малой группы граждан ведет к тому, что остальному населению приходится брать все больше кредитов, чтобы поддерживать достойный уровень жизни. А это приводит к возникновению финансовых пузырей (см. также На кредитной игле  и Кредитный рынок в фазе противоречивого роста ). 

Второй важнейший структурный фактор кризиса – начавшаяся еще в 1980-е гг. тенденция к снижению роли государства в экономике через приватизацию, дерегулирование и низкий уровень государственных расходов. Когда доля госсектора падает, экономика становится более уязвима, поскольку это снижает возможности для государства компенсировать обычные в ходе бизнес-цикла провалы рынка (см. также О роли современного государства в экономике). Кроме того, это привело к либерализации финансовых рынков. Финансовое дерегулирование вкупе с небывалым ростом финансовых активов оставили макроэкономической политике слишком мало место для маневра, а эффект ее мер  нивелируется  гиперреакцией финансовых рынков.

Возможные стратегии роста

Все эти проблемы  указывает на то, что докризисные стратегии роста использовать снова невозможно. Не жизнеспособна и стратегия ориентации стран на экспорт, подчеркивают авторы доклада, поскольку быстрого роста мировой торговли и экономики ждать не приходится. Сейчас во многих экспорториентированных экономиках государство старается за счет своих расходов компенсировать снижение объемов и стоимости экспорта. Но эта мера носит, скорее, краткосрочный характер. Нужны другие источники финансирования роста( см. также Финансовая дипломатия в год председательства России в G20).

Не стоит ожидать восстановления устойчивого роста мировой экономики, пока не устранены причины, приведшие к мировому экономическому кризису

Авторы доклада утверждают, что ориентироваться следует на сбалансированный рост с опорой на внутренний и внутрирегиональный спрос. Государства с большим населением вполне могут опираться на спрос со стороны своего населения, в то время как небольшим странам следует развивать региональные торговые связи. Особенно важно это для развивающихся стран, поскольку «разделения» (decoupling), о котором поговаривали в начале кризиса, не произошло. Развивающиеся страны по-прежнему завязаны на развитые, которые пока не в состоянии решить собственных проблем и тем самым обеспечить  остальным внешние источники роста. Кроме того, развивающиеся страны оказались в силу монетарной политики развитых стран и недоразвитости финансовой инфраструктуры очень уязвимы к внешним шокам (см. рис. 2). Именно внутренний спрос должен стать новым драйвером развития для большинства стран мира. А это означает, что государства  должны обращать особое внимание на доходы своего населения и снижение уровня неравенства в их распределении. Именно такие меры следует осуществлять за счет ренты от продажи сырьевых товаров, прогнозы динамики которой пока достаточно стабильны.

Рост внутреннего покупательского спроса, особо подчеркивают авторы доклада,  не должен иметь в своей основе только кредитные ресурсы. Здоровым может считается рост, который основан на увеличении численности и доли среднего класса через рост оплаты труда и доходов.

Лейтмотивом антикризисной политики было снижение издержек через увольнения и сокращения зарплат. В сбалансированной стратегии, которую предлагают эксперты ЮНКТАД, такой метод не работает, потому что зарплаты – источник роста внутреннего спроса. Нужно учитывать не только эффект снижения издержек на совокупное предложение, но и на совокупный спрос, а также переходить к стратегиям баланса конкурентоспособности продукции и развития внутреннего потребления через рост зарплат.

Место финансовой системы в новой стратегии

Особое место авторы доклада отводят финансовой системе, которая должна в корне изменить принципы своего функционирования. Государство за счет усиления контроля и регулирования должно «заставить» финансовый сектор обслуживать сектор реальный, и помогать адаптироваться к новым условиям глобального спроса. Банки в такой новой стратегии играют очень важную роль, которая состоит, прежде всего, в том, чтобы поддерживать финансовую стабильность за счет контроля за качеством своих заемщиков и проектов, которые они кредитуют. Финансовая стабильность должна поддерживаться непосредственно банковском системой. При этом не стоит забывать, что акцент должен делаться на кредитование предприятий, а не потребителей.

Рисунок. 2. Коллапс глобальной торговли в 2008-2009 годах: экономики, затронутые более всего. Источник: UN-DESA
Рисунок. 2. Коллапс глобальной торговли в 2008-2009 годах: экономики, затронутые более всего. Источник: UN-DESA
Роль государства сейчас должна возрасти как никогда. Оно должно понимать, что именно средний класс может вывести страны на траекторию уверенного роста.

В целях укрепления вспомогательной роли банковской системы, возможно, потребуется пересмотреть мандат центральных банков и даже сам принцип их независимости.

Традиционная роль центральных банков как стражей ценовой стабильности может оказаться слишком узкой, учитывая потребности в области развития и необходимость стабилизировать

финансовый сектор. Использование центральными банками денежно-кредитной политики в качестве единственного инструмента борьбы с инфляцией часто ведет к росту реальных процентных ставок, что сдерживает внутренние частные инвестиции и привлекает

иностранный спекулятивный капитал. Это, в свою очередь, ведет к чрезмерному удорожанию национальной валюты, что негативно сказывается на экспорте и, соответственно, на ожиданиях национальных производителей в части динамики спроса.

Достижению целей денежно-кредитной политики может способствовать политика в области доходов, направленная на обеспечение роста заработной платы в соответствии с ростом производительности труда, поскольку она устраняет или, как минимум, существенно снижает риск инфляции из-за роста удельных затрат на рабочую силу. Благодаря этому у центральных банков может появиться возможность перенацелить свою денежно-кредитную политику на создание финансовых условий, благоприятствующих внутренним инвестициям.

 

Подготовила Анастасия Астахова

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp