Гарантийные фонды получают новый импульс для развития. Экономическая политика
Гарантийные фонды получают новый импульс для развития
15 Август 2013, Ольга Заславская

Правительство планирует направить значительные ресурсы в систему гарантийных фондов и обязать их работать  по единым стандартам под надзором Федерального гарантийного фонда, заявил на форуме «Будущее банковского рынка»  исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса  Москвы Алексей ЕРМОЛАЕВ


Алексей Ермолаев
Гарантийные фонды, которые выдают поручительства при получении малым и средним бизнесом банковских кредитов,  существуют в  России уже 10 лет. В 2003 г. первое такое поручительство выдал гарантийный фонд Свердловской области, напомнил Алексей Ермолаев. Сейчас они образованы практически в каждом регионе: из 83 субъектов РФ в 79 есть гарантийные фонды. Их общая капитализация в 2012 г. составила более 36 млрд рублей. Они выдали более 32 тыс. поручительств на сумму в 87,5 млрд рублей. В результате, при содействии гарантийных фондов малый и средний бизнес получил финансирование на 185 млрд рублей.

Таким образом, вложив 36 млрд руб. в капитализацию гарантийных фондов, государство смогло обеспечить  кредитование малого и среднего бизнеса на 185 млрд, то есть на каждый вложенный рубль  5 рублей финансирования. При этом 36 млрд руб. не растрачены (они практически так и остались в капитале гарантийных фондов), в отличие от субсидий, которые предоставляются малому и среднему бизнесу на безвозмездной основе.

185 млрд руб. – это 2% от объема рынка кредитования малого и среднего бизнеса. Казалось бы, не так уж и много. Но эти деньги российский малый и средний бизнес не получил бы без поддержки гарантийных фондов. По словам Алексея Ермолаева, Минэкономразвития (это министерство  курирует на федеральном уровне работу гарантийных фондов) ставит цель довести в ближайшее время объем займов под гарантии фондов до 5-10% рынка кредитования малого и среднего бизнеса.

В центре внимания

Проблема кредитования малого и среднего бизнеса – в центре внимания властей. По словам Алексея Ермолаева, ставится задача, используя различные механизмы и инструменты сделать кредиты для этих компаний более дешевыми и доступными. «Правительство добивается, чтобы конечная ставка для заемщика стала ниже 10% годовых. И чтобы кредит с точки зрения обеспечения был доступен малому и среднему бизнесу. Последнюю задачу как раз и решает система гарантийных фондов. Сейчас дополнительно ее будет решать МСП-банк, который начнет выдавать гарантии для среднего бизнеса под инвестиционные проекты, –  рассказал эксперт. – Почему такие ограничения?  Правительство хочет усилить поддержку именно этой категории участников рынка, потому что как раз сфера деятельности среднего бизнеса сейчас очень важна для государства. Поэтому вначале упор будет сделан на средний бизнес, а в дальнейшем, возможно, гарантии МСП-банка получат и малые предприятия. По крайней мере, банки активно выступают за то, чтобы распространить такую поддержку и на малый бизнес» (см. подробнее «Конструирование политики поддержки»).

Кроме того, правительство ставит задачу  сформировать единую систему гарантийных организаций, работающих по единым правилам. «У нас каждый региональный фонд работает по правилам, которые устанавливает Минэкономразвития. Но единого центра над всеми региональными фондами нет. Поэтому существуют определенные нюансы в работе каждого фонда, что мешает банкам, которые работают на всей территории России по единым стандартам, более эффективно использовать этот механизм», – подчеркнул  Алексей Ермолаев. Уже принято решение создать Федеральный гарантийный фонд. По словам Алексея Ермолаева, он будет объединять и координировать работу региональных гарантийных фондов. Будут разработаны единые стандарты для всех гарантийных фондов. Необходимые для этого изменения законодательства уже утверждены. И все гарантийные фонды будут работать по единым правилам. А с теми, кто не согласен работать по единым правилам, Минэкономразвития работать не планирует.

Эксперт сообщил, что как только фонды заработают по единым стандартам, Банк России внесет изменения в Положение 254П, и часть гарантийных фондов получат первую категорию качества на свое обеспечение (сейчас положение 254П относит кредиты под поручительство гарантийных фондов ко второй категории качества). Это позволит банкам создавать меньшие резервы по кредитам с таким обеспечением, что поднимет значимость гарантийных фондов, и позволит банкам быть более заинтересованными в существующем гарантийном продукте, уверен Алексей Ермолаев.

Кроме того, федеральным фонд будет предоставлять прямые гарантии. Скорее всего, на первых порах тоже только среднему бизнесу. Он также будет предоставлять контргарантии (что абсолютно ново для нашего рынка). Под контргарантию федерального фонда региональный фонд будет давать гарантийное обязательство заемщику по кредитам, которые будет предоставлять банк.

Капитализация вырастет в разы

Алексей Ермолаев сообщил,  что принято решение о рейтинговании всех без исключения гарантийных фондов. Уже сейчас больше половины фондов (53%)  имеют тот или иной рейтинг надежности. По мнению эксперта, рейтингование заставляет фонды более серьезно относиться к себе и к партнерам, к своему финансовому положению, к открытости, требует показывать все стороны своей деятельности. Наличие рейтинга или рэнкинга оказывает определенную помощь банкам-партнерам, позволяет им увидеть, как позиционируется тот или иной гарантийный фонд, узнать об их работе, принимать решения о работе с ними и установлении лимитов на тот или иной фонд.

Правительство ставит задачу  сформировать единую систему гарантийных организаций, работающих по единым правилам

По его словам, со следующего года гарантийные фонды получат значительные федеральные ресурсы, их капитализация вырастет в разы.

Сейчас все гарантийные фонды финансируются из двух источников: регионального и федерального бюджетов. Обычно софинансирование осуществляется в пропорции 30% (региональный бюджет) к 70% (федеральный бюджет) или  50% на 50%. Теперь планируется  на 5% региональных денег давать 95% федеральных. Делается это для того, чтобы система, которая реально помогает малому и среднему бизнесу, была значительно докапитализирована и стала работать более эффективно.

Чтобы система давала еще более масштабный эффект, по мнению Алексея Ермолаева, надо решить вопрос налогообложения для гарантийных фондов: «В структуре наших расходов порядка 45% занимают налоги,  и никаких льгот у нас нет».  

Он также считает, что следует активнее использовать опыт зарубежных гарантийных фондов, которые работают гораздо дольше российских.  «Например, в Италии и Франции гарантийные фонды работают более 40 лет. Даже в Прибалтике гарантийному с/х фонду 15 лет. А у нас система реально заработала после 2006 года. Причем в первый год работы фондов было только пять. А бурный рост числа региональных фондов начался только пять лет назад. Собственной наработанной статистики и опыта нам не хватает, поэтому необходимо активнее использовать  международный», – уверен эксперт.

Сейчас с гарантийными организациями сотрудничает более трети российских банков. «По нашим меркам это, вроде как, много. По международным – мало. К примеру, с одним из французских фондов взаимодействует 256 банков. А у нас со всеми фондами – около 300. Нам есть, к чему стремиться и куда расти», – заключил Алексей Ермолаев.

 

Подготовила Ольга Заславская

 

По материалам выступления А. М.  Ермолаева «Текущее состояние и перспективы развития системы гарантийных организаций Российской Федерации» на III Форуме «Будущее банковского рынка», 25 июня 2013 г., г. Москва

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp