Взаимодействие регионов с федеральными властями. Экономическая политика
Взаимодействие регионов с федеральными властями
27 Декабрь 2012, Наталия Смирнова

Перманентные изменения правил, по которым работают программы господдержки предпринимательства, не позволяют эффективно и своевременно осваивать выделяемые на его развитие средства. Председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка  Ленинградской области Наталия СМИРНОВА уверена, что регионы должны знать о планах федерального правительства на 3-5 лет вперед


Наталия Смирнова
В федеральный бюджет этого года включена отдельная строка на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 21 млрд рублей. Это действительно шаг вперед. Однако, в соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 г. № ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», под государственной поддержкой подразумевается исключительно комплекс мероприятий, предусмотренный программными документами, но соответствующая федеральная программа в настоящее время отсутствует.

Подводные камни господдержки

По некоторым мерам поддержки предприятий малого и среднего бизнеса Ленинградская область выступает пионером. Так, именно в регионе был опробован такой инструмент поддержки, как предоставление стартовых субсидий на открытие своего бизнеса для определенных категорий населения – молодежи, многодетных и одиноких родителей, безработных, военных пенсионеров и инвалидов. Размер субсидии первоначально составлял 100 тыс. руб., а затем увеличился до 300 тыс. рублей. Получатели стартовой субсидии могут воспользоваться еще и двухлетним бесплатным консультационным сопровождением в ближайшем муниципальном фонде поддержки.

В муниципальных фондах поддержки можно получить и микрозаем, но правила Минэкономразвития России предполагают, что взять его можно максимум на год. Ограниченный срок объясняют ущемлением интересов банков, что никак не может служить удовлетворительным обоснованием, поскольку многие субъекты малого бизнеса еще не доросли до банковского кредита, но они смогут стать клиентами банков в будущем, когда их бизнес вырастет. К тому же впоследствии можно будет взять кредит, используя поручительство «гарантийного фонда» и субсидирование процентной ставки, предоставляемое в рамках  региональной  программы по поддержке предпринимательства.

В соответствии с другими мерами поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства могут удешевить стоимость сертификации – что в условиях вступления России в ВТО очень важно, удешевить стоимость участия в выставках, что позволяет поддержать предпринимателей, ищущих свою нишу или желающих диверсифицировать свою деятельность.Также чрезвычайно востребована субъектами малого и среднего предпринимательства частичная компенсация затрат по уплате первого взноса по лизинговым сделкам. Размер субсидии на одного получателя достигает 6 млн рублей.

Получение средств федерального бюджета для софинансирования мероприятий региональной программы связано с необходимостью выполнения определенных требований и процедур. К ним относятся подготовка конкурсных заявок для участия в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, заключение соглашений с Минэкономразвития России, реализация мероприятий за счет средств областного бюджета Ленинградской области, отчетность с целью получения разрешения на использование средств федерального бюджета, расходование федеральной субсидии и предоставление отчетности в Минэкономразвития России о выполнении мероприятий. Реализация вышеуказанных процедур значительно растягивается во времени, а 28 декабря банковские операции завершаются. В таком цейтноте требуется не допустить технических ошибок. Тем более, что Ленинградская область считается образцом поддержки МСП и многие годы передает свой опыт другим субъектам Российской Федерации.

Планирование и оценка эффективности

Каждый год регионы не знают, как изменятся у Минэкономразвития правила по поддержке МСП и не теряют надежды, что конкурсы и заключение соглашений по их итогам пройдут хотя бы в первом полугодии. Однако, напротив, сроки все время отодвигаются, и правила меняются каждый год, хотя при этом в целом не становятся лучше. Какие-то аспекты улучшаются, но перманентные изменения чрезвычайно усложняют работу. Оптимальной была бы фиксация на несколько лет всех правил, существующих на сегодня, а также отработка с регионами за это время улучшенного варианта. При этом вводить нововведения следует с начала года, а не в конце весны и задним числом, как сейчас, когда выходит приказ Минэкономразвития, и регионы начинают исправлять свои документы и менять положения о порядке предоставления средств.

Наилучшим же вариантом была бы федеральная программа мероприятий в сфере господдержки МСП, которая бы позволила регионам выстроить и собственное планирование. Пока регионам не будет минимум на 3-5 вперед лет известно о планах федерального правительства, они не смогут эффективно и своевременно осваивать выделяемые средства.

По сегодняшним правилам МЭР это невозможно осуществлять в нормальном режиме.

С 2013 г. вводится патентная система, которая может поставить крест на микробизнесе. Ведь «на патент» должны перейти индивидуальные предприниматели, имеющие до 15 наемных работников. При этом неясно, почему эта новация не распространяется на ООО, работающие с тем же количеством работников и в тех же сферах деятельности – от ИП они формально отличаются только ответственностью, которую индивидуальные предприниматели несут собственным имуществом.

Для эффективного использования средств поддержки МСП целесообразно планирование федеральных программ на  3-5 лет вперед 

Субъектам Федерации нужно сначала по каждому направлению господдержки МСП израсходовать средства регионального бюджета и отчитаться за эти средства и в электронном, и в документарном формате поименно по конкретным получателям. В дополнение к этому необходимо еще собрать данные от каждого получателя средств за последние три года по огромному перечню показателей. Зачем на федеральном уровне контролировать областной бюджет – непонятно.

Помимо федеральных проверок и на региональном уровне – множество проверяющих, свой финансовый контроль, контрольно-счетная палата, КРУ. Субъекты Российской Федерации могли бы запрашивать больше средств, но нужно обосновывать экономическую эффективность каждого рубля, что трудновыполнимо при получении финансирования в конце сентября, проведении региональных конкурсов в октябре и экстренной процедуре отбора. Средства выделяются на федеральном уровне для каждого региона согласно его квоте. Ленобласть каждый год полностью выбирает свою, достаточно большую квоту с учетом количества субъектов предпринимательства и уровня  экономического развития.

При этом соотношение регионального и федерального вклада в разных регионах различается. Например, в 2012 г. у Московской области оно составляет 20/80, где 20% – это доля региона, для Ленинградской области это соотношение составляет 32/ 68, где 32% –областной бюджет Ленинградской области.

Из 60 тыс. субъектов малого предпринимательства в области порядка 500 хозяйствующих субъектов ежегодно получают финансовую поддержку в виде субсидий – это меньше 1% МП, за три года реализации долгосрочной целевой программы по поддержке предпринимательства общий объем субсидий за счет средств областного и федерального бюджетов превысил 400 млн рублей. При таком незначительном охвате невозможно показать эффективность государственной поддержки.

Поэтому примерно половину средств область тратит на нефинансовые меры поддержки и на конкурсной основе выделяет субсидии муниципальным структурам поддержки предпринимательства. Их около 30, они оказывают консультационные, информационные, образовательные и обучающие услуги и фиксируют порядка 30-40 тыс. обращений в год. Это позволяет демонстрировать контрольно-счетным органам положительное регулирующее воздействие мероприятий поддержки даже при существующем недостаточном финансировании из обоих бюджетов.

12 сентября 2012 г.  вышел указ  президента N1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности» с перечнем показателей, по которым будут оценивать эффективность работы с МСП исполнительной власти в регионе. Однако каждый год методом случайных чисел отбирается 20% хозяйствующих субъектов, из них только 10% сдают отчет, по которым и рассчитываются показатели оборота продукции и услуг, инвестиций, занятости и т.д. Выборка случайная, и год к году совершенно несопоставимая. В письмах органов Росстата отмечается, что использовать эту методику для принятия управленческих решений на уровне субъекта федерации и низовых уровнях, нельзя.

О софинансировании и банковских кредитах

Финансовая поддержка МСП оказывается в виде компенсации понесенных предпринимателем затрат. Для получения компенсации части затрат по уплате процентов по кредитным договорам за счет средств федерального бюджета к субъектам малого и среднего предпринимательства и полученным ими кредитам предъявляются со стороны федералов жесткие требования. Такую помощь могут получать только юридические лица, и лишь те, у которых не менее 50 наемных работников, и только на покупку оборудования и строительство для собственных нужд производственных площадей. С чем связаны такие ограничения  – непонятно, но для того, чтобы снять социальное напряжение, в областном бюджете Ленинградской области были вынуждены предусмотреть соответствующие компенсации для поддержки микропредприятий Ленобласти без софинансирования из федерального бюджета. Пришлось также выправлять за счет средств областного бюджета и ситуацию с запретом компенсации затрат на оборотные средства: сильный малый бизнес со штатом в более чем 50 человек чрезвычайно нуждается не только в основных средствах на реконструкцию помещений, но и в кредитовании оборотных средств. Вообще же, если говорить о финансировании на региональном уровне, стоит отметить один принципиальный момент: для того чтобы оно кардинально выросло, необходимо существенно увеличить его на федеральном уровне – это будет воспринято региональными властями как сигнал.

Сигналом для повышения финансирования МСП в регионах может быть только увеличение его на  федеральном уровне

По сравнению с вышеописанным, нюансы взаимодействия с банковским сообществом – вторичны. Тем не менее, важным является возможность уравнять в правах «гарантийные фонды», созданные в форме ОАО, с фондами, также предоставляющими поручительства. Для этого необходимо внести изменения в инструкцию Банка России, позволяющие банкам принимать поручительства от «гарантийных фондов» любой организационно-правовой формы при условии наличия контрольного пакета у органов государственной власти. При этом банки неохотно финансируют МСП, считая, что они недостаточно прозрачны, а последние, в свою очередь, предпочитают кредитоваться на черном рынке, чтобы не заниматься выправлением множества бумаг для получения банковского кредита.

За последние годы Минэкономразвития сделало для развития малого и среднего бизнеса столь много, что это трудно переоценить. Но все, что регионами предлагается и направляется в виде поправок к законопроектам в Государственную Думу, не учитывается. Поэтому российским регионам необходима поддержка в том, чтобы донести их точку зрения до Минэкономразвития РФ при разработке и совершенствовании мер, направленных на поддержку предпринимательства.

 

Наталия Смирнова

 

Подготовил к публикации Илья Воробьев

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp