Динамика приватизации. Экономическая политика
Динамика приватизации
21 Май 2013, Александр Радыгин, Георгий Мальгинов

Российская трехлетняя приватизационная программа вступила в завершающий этап. Наметилась ее радикализация  применительно к крупнейшим компаниям, отмечают Александр РАДЫГИН и Георгий МАЛЬГИНОВ из Института Гайдара в майском номере журнала «Экономическое развитие России». Отказ государства от контроля более чем в десятке компаний общенационального значения не сопровождается никакими балансирующими мерами


Уменьшение доли государства

Александр Радыгин
Наиболее важным содержательным отличием от первоначальной версии стала серьезная радикализация приватизационных планов применительно к крупнейшим компаниям, где государством допускалось уменьшение своей доли в капитале. При этом был расширен перечень предлагаемых к приватизации активов и внесены определенности в отношении сроков приватизации. Напомним, что изначально действующая приватизационная программа включала 10 таких компаний, а в 2011 г. произошло лишь уточнение формата уменьшения доли государства в отношении «Федеральной гидрогенерирующей компании» («РусГидро») и «Объединенной зерновой компании» (ОЗК) с сохранением контрольного пакета акций в размере 50% плюс одна акция.

Георгий Мальгинов
В целом же процесс приватизации акций крупнейших АО в 2012–2013 гг. был конкретизирован распоряжением Правительства РФ от 20 июня 2012 г. №1035-р.

К таковым отнесены «Объединенная зерновая компания» (прекращение участия государства в уставном капитале), «Современный коммерческий флот» (50% минус 1 акция), «Росагролизинг» (49,9% минус 1 акция), «Банк ВТБ» (25,5% минус 1 акция), «Российские железные дороги» (25% минус 1 акция), Сбербанк (7,58% минус 1 акция)) с перспективой прекращения участия государства в их капитале до 2016 г. (кроме Сбербанка и РЖД).

Аналогичная мера заявлена и в отношении многих других компаний («Зарубежнефть», «РусГидро», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Международный аэропорт Шереметьево», «Аэрофлот», «Россельскохозбанк» и «АЛРОСА»). В ряде компаний доля государства подлежит сокращению («Транснефть», «ФСК ЕЭС», «Уралвагонзавод» (до 75% плюс 1 акция), Объединенные судостроительная и авиастроительная корпорации (до 50% плюс 1 акция).

Помимо этого предполагается уменьшение доли государства в капитале ОАО «РОСНАНО» до 90% путем выпуска и размещения дополнительных акций, а начиная с 2013 г., отчуждение акций «Роснефти» с прекращением участия в капитале данной компании к 2016 г. ОАО «Роснефтегаз» (при допущении его роли в качестве инвестора при приватизации компаний ТЭКа до начала 2015 г. при условии представления программы финансирования этих сделок, предусматривающей использование дивидендов от акций компаний, находящихся в собственности указанного акционерного общества).

При этом необходимо отметить, что такой резкий разворот приватизационной политики в сторону отказа государства от контроля более чем в десятке крупнейших компаний общенационального значения не сопровождается никакими балансирующими мерами, за исключением  допущения использования специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции») в отношении менее половины из них («Объединенная зерновая компания», «Зарубежнефть», «РусГидро», «Аэрофлот» и «АЛРОСА»).

Крупнейшие сделки и динамика приватизации

Крупнейшей приватизационной сделкой минувшего года стала продажа в сентябре 7,58% акций Сбербанка, находившихся в собственности ЦБ РФ, за 159,3 млрд рублей.

Отличительной чертой приватизации в минувшем году, как и годом ранее, были продажи федеральных пакетов акций через определяемых правительством частных продавцов (в основном инвестиционных банков), с помощью которых и были осуществлены почти все крупные сделки:

– АО «СГ-Транс» (все 100% акций за 22,77 млрд руб., организатор – ООО «Ренессанс Брокер», покупатель – ОАО «АФК «Система»);

– Ванинский морской торговый порт (Хабаровский край) (73,33% обыкновенных акций или 55% уставного капитала за  15,5 млрд руб., организатор – ВТБ Капитал, покупатель – ООО «Мечел-Транс»);

– ОАО «Апатит» (26,67% акций или около 20% от уставного капитала за 11,1 млрд руб.), организатор – ЗАО «БНП ПАРИБА Банк», покупатель – ОАО «ФосАгро»);

– Мурманский морской торговый порт (25,5% акций за 2,2 млрд руб., организатор – ООО «Райффайзен Инвестмент», покупатели – ОАО «СУЭК» и Alfa Capital Holdings (Cyprus) Limited).

Подконтрольная Сбербанку компания «Тройка Диалог» выступила организатором дополнительной эмиссии доли (50% минус 1 акция) в «Объединенной зерновой компании» за 5,951 млрд рублей.

Коренным отличием приватизационного процесса в 2012 г. от предыдущего года стал возникший впервые за несколько лет довольно негативный фон.

В принципе катализатором его появления можно считать известные осенние события вокруг компании «Оборонсервис», но большую лепту в него внесло и то, что происходило в связи со сделками по продаже активов, считавшихся инвестиционно привлекательными.

Речь идет об оспаривании в ФАС итогов закрытой подписки на акции «Объединенной зерновой компании» (ОЗК) со стороны бизнес-группы «Базовый элемент», интересы которой представлял агрохолдинг «Кубань», и судебный иск «РН-Транса», дочерней структуры «Роснефти», к ООО «Ренессанс Брокер», организатору конкурса по продаже 100% акций компании «СГ-Транс», имевший своим следствием первоначальный запрет на дальнейшее отчуждение этих акций из федеральной собственности.

В конечном итоге претензии организаций, выражавших недовольство итогами приватизационных сделок, в обоих случаях не были удовлетворены. В частности, в случае с «СГ-Трансом» суд снял обеспечительные меры, «Роснефть» отказалась от претензий и отозвала иск. По неофициальной информации, это произошло после того, как новый владелец «СГ-Транса», АФК «Система», гарантировала «Роснефти» долгосрочный контракт на перевозки сжиженного углеводородного газа.

Гораздо больший резонанс ввиду объявленного на уровне высшего политического руководства страны курса на повышение прозрачности и деофшоризацию экономики вызвала перепродажа госпакета акций Ванинского морского торгового порта компанией «Мечел», о которой стало известно в январе 2013 г., спустя уже полтора месяца после покупки этого актива у государства.

Сразу после этого в числе новых владельцев назывались южнокорейские компании, в дальнейшем же появилась информация о том, что ими стали три кипрские компании. Однако, судя по высказываниям российских официальных лиц, эта новость не воспринимается как вызывающая большую озабоченность.

Вопреки декларациям о необходимости придания большей прозрачности приватизационному процессу, по состоянию на середину апреля органами власти не были представлены обобщенные данные о ходе приватизационного процесса непосредственно в 2012 году. Не прозвучали они и в выступлении главы Минэкономразвития РФ на заседании правительства 7 февраля 2013 г., за исключением того, что в программу приватизации за последние три года в целях акционирования было включено всего 284 унитарных предприятия, 70% из которых уже преобразовано в акционерные общества.

Всего в 2012 г. в рамках приватизации было продано 273 пакета акций акционерных обществ, что примерно на четверть меньше аналогичной величины за предшествующий 2011 г. (359 АО, в 2010 г. – 134 АО). Таким образом, этот показатель хотя и превосходит результаты, достигнутые в кризисный период 2008–2010 гг., но уступает уровню 2006–2007 годов.

Государственный сектор: ход интеграционных процессов

В госпрограмме приватизации отсутствуют оценки потенциальных эффектов приватизации, ее целесообразности как таковой, альтернативных издержек, возможных рисков и влияния на развитие отдельных рынков, отраслей, регионов, экономики страны в целом
 

Для государственного сектора российской экономики наиболее значимыми событиями 2012 г. можно считать большие усилия, предпринимавшиеся для повышения прозрачности в деятельности госкомпаний, а в плане структурной политики – решение о переформатировании государственного присутствия в электроэнергетике.

Напомним, что после завершения длительного процесса ее реструктуризации с ликвидацией РАО «ЕЭС России» летом 2008 г. государство стало обладателем контрольных пактов акций двух инфраструктурных компаний: Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) и Холдинга межрегиональных сетевых компаний (МРСК).

Принятые во второй половине ноября 2012 г. решения предусматривают переименование последнего в ОАО «Российские сети» (доля государства – 54,52%) с внесением в его уставный капитал почти всего федерального пакета акций ФСК ЕЭС (79,55%) в порядке оплаты размещаемых «Российскими сетями» дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала при сохранении прямого участия государства в капитале ФСК ЕЭС в размере не менее одной акции. В отношении ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» также предполагается увеличение уставного капитала при определении минимально возможной доли государства в 60,5%. В качестве вклада государства планируется использовать пакеты акций четырех ОАО (2 миноритарных и 2 блокирующих) и денежные средства в размере не более 50 млрд руб. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2012 г.

Такие решения в известной мере находятся в противоречии не только с принятыми в июне прошлого года дополнениями в приватизационную программу на 2011–2013 гг., но и с избранным в 2011 г. более низким порогом государственного корпоративного контроля для «РусГидро» в размере 50% плюс одна акция. В то же самое время внесение почти всего федерального пакета акций ФСК ЕЭС в уставный капитал «Российских сетей» выходит далеко за пределы анонсированного в дополнениях к действующей программе приватизации весьма умеренного сокращения доли государства (до 75% плюс 1 акция).

Помимо электроэнергетики решения, предполагающие формирование интегрированных структур, затрагивают геодезию («Роскартография») и агропромышленный комплекс («Росспиртпром» и «Российские ипподромы»).

Предусмотрено расширение холдингов, существующих в форме акционерных обществ («Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», «Концерн «Гранит – Электрон», «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», «Центр технологии судостроения и судоремонта», «Концерн «Океанприбор», «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»), а также некоторых государственных корпораций (ГК «Ростехнологии» и «Росатом»).

ГК «Внешэкономбанк» включена в будущую схему осуществления опосредованного государственного корпоративного контроля над ОАО «Ростелеком». Предполагается, что оно будет реорганизовано в форме присоединения к нему ОАО «Инвестиционная компания связи» (более известного как «Связьинвест») с исключением его из перечня стратегических организаций, однако условием этого должно быть обеспечение контроля государства совместно с Внешэкономбанком над более чем 50% обыкновенных акций «Ростелекома».

Бюджетный эффект имущественной политики и перспективы приватизации

Совокупный объем доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества, исчисленный по данным бюджетной отчетности Федерального казначейства, в 2012 г. вырос почти в 1,3 раза по сравнению с 2011 г., что стало абсолютным максимумом с начала 2000-х гг. (около 310 млрд руб.). При учете средств, вырученных от продажи пакета акций Сбербанка, полученных бюджетом при соответствующем уменьшении подлежащей перечислению в него части прибыли ЦБ РФ по итогам 2012 г., эта величина составит около 469,2 млрд руб.

Озвученные на протяжении первых месяцев текущего года прогнозы приватизационных доходов находятся в довольно широком диапазоне: 60 млрд руб. по оценке Минфина и 100 млрд руб. по оценке Минэкономразвития (вместо 427 млрд руб., как анонсировалось в пояснительной записке к Проекту федерального бюджета на 2013 г. и плановый период на 2014 и 2015 гг., вносившемуся осенью прошлого года в парламент).

Реализация подготовленных в середине марта в Минэкономразвития предложений по расширению плана приватизации может принести до 1 трлн руб. в случае дополнительной продажи пакетов акций в пяти крупных компаниях.

Общие перспективы приватизации определяются утвержденной распоряжением Правительства РФ от 16 февраля 2013 г. №191-р госпрограммой «Управление федеральным имуществом», которая предусматривает ежегодно в 2013–2018 гг. проведение не менее 4 сделок по продаже крупных инвестиционно привлекательных объектов через публичное предложение акций. Общая сумма средств от приватизации на 2012–2016 гг. составляет более 3 трлн руб., превышая доход от приватизации за последние 18 лет.

Говорить о реальности достижения заявленных ориентиров, имея в виду конкретную величину приватизационных доходов федерального бюджета, довольно сложно, поскольку она зависит как от перечня предполагаемых к продаже активов, так и их стоимости, что связано с процедурами оценки и конъюнктурой фондового рынка, находящейся в тесной зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации.

Итоги 2012 г. ясно указали на то, что классический для всей российской приватизации набор проблем (обоснование справедливой цены за приватизируемые активы, реальная мотивация участников, выбор критериев отбора покупателя, обеспечение прозрачности, претензии регулирующих органов) сохраняет актуальность. Отсутствует и проработка потенциальных эффектов приватизации, в том числе ее целесообразности как таковой, альтернативных издержек, возможных рисков и влияния на развитие отдельных рынков, отраслей, регионов, экономики страны в целом.

 

Александр Радыгин, Георгий Мальгинов

 

Подробнее см. Радыгин А.Д., Мальгинов Г.Н. Динамика приватизации и состояние имущественных отношений в 2012 год. «Экономическое развитие России», №5, 2013

 

Подготовила к публикации Наталья Гетьман

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp