Инвестиционная экспансия российских корпораций. Экономическая политика
Инвестиционная экспансия российских корпораций
17 Октябрь 2012, Александр Пахомов

Зарубежная экспансия российских ТНК отражает их стремление получить  прямой доступ к источникам сырья, рынкам сбыта,  к современным технологиям и передовому опыту управления. Успехи в этой деятельности – способны придать ускорение инновационному развитию  национальной экономики, считает докторант  РАНХиГС Александр ПАХОМОВ 


Александр Пахомов
Экспорт прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из России в 2011 г. составил более 67 млрд долл., то есть увеличился по сравнению с предшествующим годом на  28%. Россия заняла восьмое место по объемам вызова ППИ в мире. Между тем в начале нового столетия по этому показателю наша страна находилась на 27-м месте, а ее доля в совокупных мировых ПИИ составляла лишь 0,3%.

Предпосылки для расширения вывоза из России прямых инвестиций сложились в период благоприятной макроэкономической ситуации 2000-2008 гг., а также благодаря законодательным и административным мерам по либерализации валютного регулирования и вывоза инвестиций.

В посткризисный период основу экспорта ПИИ из России формирует вывоз отечественными компаниями предпринимательского капитала – прежде всего, это вложения в зарубежные сделки по слияниям и поглощениям (M&A), а также реализация новых инвестиционных проектов (greenfield). На эти виды сделок приходится свыше 40% российских ПИИ.

Значимые статьи вывоза российского капитала - приобретение юридическими и физическими лицами недвижимости за границей (примерно 25%) и капиталовложения принадлежащих россиянам фондов прямого инвестирования (около 20% российских ПИИ). 

В основе корпоративных стратегий отечественных компаний при выходе на международные рынки капиталов лежит стремление получить прямой доступ к стратегическим источникам сырья, новых рынкам сбыта, а также к современным технологиям и передовому опыту управления. Наиболее эффективный способ достижения этой цели -  сделки M&A за рубежом. Именно такие сделки преимущественно и использует российский бизнес при проведении свой инвестиционной экспансии.

Аккумулированные капиталовложения России за границей к началу 2012 г. достигли 362,1 млрд долл., что в 18 раз выше уровня 2000 г. По показателю накопленных ПИИ за рубежом российские компании занимают более скромное место в мире, чем по показателям ежегодного экспорта ПИИ. На долю российских компаний приходится 1,7% мировых зарубежных ПИИ, а страна в целом занимает 14-е место в мире по этому показателю. Это обусловлено относительно недавним выходом России на мировой рынок капиталов по сравнению с ведущими странами-инвесторами.

Александр Пахомов: "Инвестиционная деятельность российских компаний за рубежом. Тенденции развития"
В отраслевом разрезе в приобретенных активах на середину 2012 г., по нашей оценке, продолжали доминировать нефтегазодобыча и нефтепереработка (примерно 45% стоимости совокупных активов за рубежом российских транснациональных компаний (ТНК). На втором месте – сделки в  черной и цветной металлургии (менее 30%). Металлургия в целом – и черная и цветная – сильно пострадала в кризисные годы, доля этих отраслей в совокупных сделках российских ТНК за рубежом сокращается.

На третью позицию в посткризисный период вышла сфера телекоммуникаций и ИКТ (свыше 15%). Чуть менее 15% - доля сделок по приобретению активов в прочих секторах, включая производство минеральных удобрений и в сфере транспортно-логистической инфраструктуры.

Новой растущей областью приложения российского капитала за рубежом в 2011–2012 гг. стал девелопмент.  В сфере высоких технологий точечные приобретения осуществляли «Роснано» и ряд частных фондов прямых инвестиций.

Ряд крупных сделок  в посткризисный период превратили российских миноритариев в собственников контрольных пакетов иностранных компаний, что свидетельствует о растущих их финансовых возможностях. Также новым явлениям стала покупка активов у иностранных компаний в третьих странах, что свидетельствует о применении более гибких корпоративных стратегий, включающих и отраслевую диверсификацию бизнеса за рубежом.

Одновременно продолжилась практика диверсифицированных по секторам приобретений за рубежом крупными российскими компаниями компаний «второго эшелона», а также средними и малыми предприятиями. Такого рода сделки уже начали оказывать влияние на общую отраслевую структуру активов отечественного бизнеса за рубежом и даже на стоимостные объемы этих операций.  Укрепления позиций таких компаний, представляющих сектора, менее зависимые от влияния внешних ценовых факторов,  приведет к более масштабному и устойчивому процессу зарубежной экспансии капиталов из России, в том числе в сфере M&A и проектов «greenfield».

Новой сферой приложения российского капитала за рубежом стал девелопмент

Что касается географического распределения, то вопреки распространенному мнению о том, что инвестиционный бизнес отечественных корпораций за рубежом преимущественно сосредоточен в странах СНГ (примерно 20%), статистические данные и экспертные оценки указывают на дальнейшее снижение роли этого региона в размещении российских иностранных активов. Удельный вес европейских стран в зарубежных активах отечественных  компаний составил около 50%, а Северной Америки –  19%. Одновременно наблюдалась тенденция к расширению экспансии отечественного бизнеса на других рынках, включая Тропическую Африку (8%) и Азию (4%). В то же время в отраслевом разрезе региональное распределение приобретенных активов несколько иное. Так,  нефтегазовые активы российских компаний преимущественно расположены в странах ЕС, а металлургические предприятия в основном базируются в США и Канаде.

По размерам имеющихся иностранных активов (по состоянию на конец 2010 г.) в перечень 100 крупнейших нефинансовых ТНК из развивающихся стран и государств с переходной экономикой, подготовленным ЮНКТАД, были включены 10 частных российских компаний. Крупнейшие из них – группа  «Лукойл»,  Evraz Group,  «Северсталь» и VimpelCom.  – заняли в этом рейтинге, соответственно, 9-е, 39-е, 42-е и 50-е места.

В целом ведущие ТНК из России  несколько ухудшили свои позиции по сравнению с предкризисным периодом. Так, по итогам 2008 г., когда впервые в рейтинг ЮНКТАД  были включены 8 российских компаний, первая тройка – группа «ЛУКОЙЛ»,  Evraz Group и «Северсталь» занимали, соответственно, 8-ю 23-ю и 32-ю позиции.  Концерн «Газпром» в рейтинг ЮНКТАД традиционно не  включается, что мотивируется отсутствием достоверных данных о зарубежной деятельности концерна.

По сравнению с предыдущим рейтингом (2009 г.) половина российских компаний (из нижней части списка) немного улучшили свои позиции. Наибольшего прогресса добился VimpelCom., который нарастил свои зарубежные активы почти на 5 млрд долл. (за счет слияния с украинским Kyivstar) и сразу занял 50-е место в рейтинге ЮНКТАД.  

Но наибольшие потери понесли компании-лидеры: «Северсталь» сократила  активы на 2,3 млрд долл. из-за продажи нескольких заводов в США и в результате упала в рейтинге сразу на 15 мест, а Evraz  потерял более 1 млрд долл. за счет уценки своих активов и опустился на 8 позиций. Аналогичные проблемы испытали АФК «Система» и МТС.

В отраслевом разрезе в рейтинге ЮНКТАД  доминируют корпорации сырьевого сектора России (6 металлургических холдингов, 3 телекоммуникационных и 1 нефтегазовый), в то время как в других развивающихся странах, например группы БРИКС, деятельность крупнейших национальных компаний более диверсифицирована: они представлены в сфере телекоммуникаций, финансов, строительства, потребительских услуг, транспорта и т.д.

В сфере высоких технологий российские инвестиции за рубежом представлены точечными приобретениями

Согласно индексу транснационализации (TNI), характеризующему степень глобализации корпоративной деятельности, лучшие российские компании Evraz  и группа «Лукойл» занимали в этом рейтинге только 55-е и 63-е места, а большинство отечественных корпораций находились практически в самом конце этого списка, что свидетельствует о достаточно низкой степени транснационализации их деятельности при международном сравнении.

В глобальных масштабах абсолютные показатели деятельности российских корпораций за рубежом в целом выглядят достаточно скромно. Например, пороговый показатель для включения в ключевой рейтинг ЮНКТАД – 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира по размерам зарубежных активов – в 2011 г. составил 30 млрд долларов. Следовательно,  Газпром (его зарубежные активы оцениваются в 20 млрд долл.) мог бы находиться только в начале  второй сотни глобальных ТНК. Таким образом, даже крупнейшие российские ТНК, включая государственные, обладают невысоким уровнем конкурентности  на мировых рынках.

В целом анализ зарубежной экспансии российских компаний  показывает, что пока она характеризуется невысокой эффективностью и достаточно низким качеством управления, а также слабой обратной связью с национальной экономикой. При этом в России до сих пор не существует продуманной государственной политики в отношении инвестиционной деятельности отечественного бизнеса за рубежом. Хотя поддержка правительством российских компаний (прежде всего, госкорпораций) в реализации их отдельных зарубежных проектов в последние годы несколько усилилась. Однако целостность и последовательность в такой политике по-прежнему отсутствуют.

Вместе с тем отечественные компании, расширяя и диверсифицируя  предпринимательскую деятельность за рубежом путем приобретения недостающих факторов производства и компетенций, а также встраиваясь в глобальные производственные сети или  формируя собственную  цепочку производства полного цикла, повышают свою конкурентоспособность.

В перспективе при наличии адекватной государственной политики и ряда макроэкономических условий (как показывает опыт других стран) реализация такой стратегии содействует потенциалу роста в соответствующих отраслях, а также национальной экономики в целом. При этом получение непосредственного доступа к современным технологиям и передовому опыту является важным фактором перехода национальной экономики на инновационный путь развития.

Экспорт ПИИ и предпринимательская деятельность российского бизнеса за рубежом – это одно из сравнительных преимуществ национальной экономики.  И его следует трансформировать в реальное укрепление конкурентных позиций России на глобальном рынке инвестиций. Укрепление позиций, в свою очередь, может дать мультипликационный эффект для развития других форм внешнеэкономической деятельности и вовлечения в нее новых отраслей экономики.  

 

Подробнее: см. Экономико-политическая ситуация в России в июле 2012 г. и книга Александра Пахомова  «Инвестиционная деятельность российских компаний за рубежом. Тенденции развития», издательство "Дело", 2011 г.

 

Александр Пахомов

 

Подготовила  к  публикации  Анастасия Астахова

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp