Инвестиции в развитие – гордиев узел проблем. Экономическая политика
Инвестиции в развитие – гордиев узел проблем
21 Август 2013, Ольга Заславская

Проблема долгосрочных инвестиций для реальной экономики комплексная, попытки ее решить с помощью локальных мер не приведут к изменению ситуации, так как накопились вопросы, требующие разрешения на всех уровнях – макроэкономическом, структурном и микроэкономическом, заявил на IV Бизнес-форуме «Финансирование реального сектора экономики» зампредседателя экспертного совета «Деловой России» Владимир ГАМЗА  


Алла Грязнова
Открывая форум, Алла Грязнова,  президент Финансового Университета при Правительстве РФ, отметила, что стабильность экономики обеспечивают малый и средний бизнес, а не крупные предприятия. Это показали исследования, проведенные в США еще в 70-е годы. «Но, несмотря на общеизвестность роли малого и среднего бизнеса для экономики, этот сектор в России развивается медленно, и главной причиной этому – отсутствие инвестиционных ресурсов. А то корпоративное кредитование, которое в настоящее время предлагает банковский сектор, не является доступным для малого и среднего бизнеса», – подчеркнула Алла Грязнова.

По ее словам, проведенные социологические опросы показали, что малому и среднему бизнесу мешает развиваться отсутствие доступного инвестиционного кредита, без этого развивать производство предприятия не могут. Но нужны кредиты под невысокий процент, которые они способны выплачивать, накапливая при этом часть прибыли для будущего собственного инвестирования. Но не только банки виноваты в нежелании давать таким предприятиям дешевые кредиты на длительный срок, считает Алла Грязнова: «Виноват и бизнес, который часто предоставляет в банк непрозрачную отчетность, да еще при малых деньгах пытается скрыть часть доходов. <…> Не видеть этого банк не может, потому что за этим стоит неспособность погасить кредит. Поэтому если в этих вопросах мы не будем взаимно вежливы, финансово корректны, морально чисты, то никакого контакта и никакого долгосрочного развития у нас не получится».

Такого глубокого кризиса, который разразился в 2008–2009 гг., мир уже давно не видел, полагает президент Финуниверситета. «И, естественно, сейчас опасения второй волны кризиса заставляет нас думать о том, как не совершить просчетов, допущенных ранее, как поддержать те умные решения правительства, которые позволили России с меньшими потерями, чем можно было бы ожидать, перенести кризис 2008–2009 годов. И как нам развивать малый, средний и крупный бизнес в стране, потому что без этого невозможно выжить. И, наконец, надо прекратить считать, что можно без конца жить на дефицитном бюджете. Европа показала, что это нереально, и в долгосрочной перспективе дефицитный бюджет непременно приводит к краху всей финансовой системы. Мы этого допустить не должны», – заявила Алла Грязнова.

Недоступность кредита растет

Гарегин Тосунян
Евгений Бушмин
Проблема кредитования сейчас одна из ключевых, согласился Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. Но, по его мнению, надо трезво оценивать ситуацию и понимать, в каком состоянии находятся наша финансовая сфера и рынок капитала нашей страны. Его объем не способен обеспечить необходимое масштабное инвестирование в производство и инфраструктурные проекты, считает эксперт. В среднем рынок капитала, по его словам, должен составлять около 300% от ВВП страны. Такое соотношение характерно для всего мира (см. рис. 1). Емкость же отечественного рынка капитала (сейчас более 66 трлн. руб.) – 105% ВВП. Причем этот показатель с 2007 г. все время снижается (см. рис. 2). «То есть в целом наша страна троекратно отстает от нормальной мировой пропорции капитала и ВВП. У нас недокапитализированная, недомонетизированная экономика», – считает глава АРБ.

Сейчас растет как абсолютная (номинальные ставки), так и относительная (по сравнению с рентабельностью бизнеса) недоступность кредитов (см. рис. 3), подтвердил Гарегин Тосунян. Средние ставки по рублевым корпоративным кредитам свыше одного года превышают 11%. А рентабельность продаж предприятий – 8,9%. И это средняя температура по больнице.

На самом деле крупный бизнес имеет возможность кредитоваться по более низким ставкам и на более лояльных условиях, нежели малый и средний. И реальная разница между рентабельностью бизнеса и стоимостью кредита для МСП не 2,4%, а 4–6%, – уточнил зампредседателя Совета Федераций РФ Евгений Бушмин.

Увеличивающаяся недоступность кредита приводит к тому, что его роль как источника экономического роста снижается. Так, доля кредитов в инвестициях в основные фонды упала с 11,1% в 2008 г. до 7,9% в 2012 г. (см. рис. 4). «Мы понимаем, – продолжил Гарегин Тосунян, – нужно что-то делать, причем на фундаментальном уровне развития кредитного рынка, а он в значительной степени зависит от уровня фондирования. Мы долгое время активно ведем диалог с властью. И когда мы ставим вопрос снижения процентных ставок через соответствующий тренд, который можно задать только за счет государственных источников, как это сделали европейские страны и США в программе количественного смягчения, ЦБ и Минфин нам возражают и говорят, что это создает эффект заливания рынка государственными средствами. На самом деле мы говорим о другом, о том, что государству следует взять на себя функцию маркетмейкера для снижения стоимости и «удлинения» ресурсов. Какое-то движение в этом направлении намечается, мы уже услышаны», – сказал Гарегин Тосунян. И тут же добавил: «Частично услышаны».

Рисунок 1.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 4.

 

 

 

 

 

 

 

Нужен комплексный подход

Владимир Гамза
Зампредседателя экспертного совета «Деловой России» Владимир Гамза  так же, как и Алла Грязнова, считает, что в высоких кредитных ставках для бизнеса «виноваты» не только банки. «Не может быть нормальных отношений между банком и бизнесом при том, что 40% того самого бизнеса находится «в тени». А почему 40% реального сектора «в тени»? Потому что если предприятие начнет платить все те налоги, которые сегодня предусмотрены налоговым законодательством, оно сразу становится нерентабельным, а чаще всего убыточным, – объясняет эксперт. – Все разговоры о том, что у нас налоговая система самая лучшая в мире, самая щадящая не соответствуют действительности. У нас предприятие не может относить большую часть расходов на себестоимость, надо вычитать из чистой прибыли. Сама система – это перевернутая пирамида. Во всем мире человек платит налоги там, где живет, а предприятие – там, где производит. У нас все наоборот: человек платит там, где работает, а предприятие – там, где живет. При этой системе понять, что собой представляют региональные валовые продукты, просто невозможно и, соответственно, нельзя правильно спланировать свою деятельность.

Рынок капитала нашей страны не способен обеспечить необходимое для развития экономики масштабное инвестирование в производство и инфраструктурные проекты

Причем абсолютно понятно, что нужно сделать, чтобы поднять малый и средний бизнес, чтобы он смог выйти из теневой экономики и стал прозрачным, считает Владимир Гамза. Необходимо изменить налоговую систему. Налоги должны стать реальными, посильными для предпринимателя. Кроме того, нужно разобраться с социальными налогами, сделать нормальную пенсионную систему и т.д. Надо сделать нормальную шкалу подоходного налога – 13% мы уже переросли. Необходима комплексная системная модернизация экономической политики: надо отойти от денежно-кредитной политики (которая уже давно не решает задачи развития), заменив ее финансово-промышленной политикой. Нужно понять, что участие государства в хозяйственной деятельности в его нынешнем объеме ни к чему хорошему не приводит. Совершенно не обязательно у государства отнимать имущество, но управлять им должен бизнес на конкурсной основе.

По мнению эксперта, проблема долгосрочных инвестиций для реальной экономики комплексная, попытки ее решить с помощью локальных мер не приведут к изменению ситуации, так как накопились вопросы, требующие разрешения на всех уровнях: от макроэкономического и структурного до микроэкономического.

Мировой опыт

Сергей Сторчак
О международном опыте в аналогичных ситуациях рассказал замминистра финансов Сергей Сторчак. «Проблема финансирования долгосрочных инвестиций на сегодняшний день актуальна не только для России, но и для стран Большой двадцатки. Я считаю, что сегодня нам нужно говорить не просто о модели роста, а о новой модели финансирования экономики. Налицо все признаки того, что модель, основанная на банковском кредитовании, испытывает серьезное давление и изнутри, и снаружи. Европейская финансовая система – наглядный пример того, что экономика, основанная на банковских кредитах, дала сбой. При этом экономика Соединенных Штатов выходит на новый тренд роста и его темпы – 2,5–3%. И основная причина этого роста связана с тем, что в США банки никогда не являлись основой финансирования бизнеса. В большей степени экономика США и бизнес опирались на финансовые и фондовые рынки, а стартапы – на венчурный капитал, в то время как в Европе доминируют банки со своей разветвленной сетью. Именно эта модель завела Европу в достаточно тяжелое положение. И сегодня во многих странах надежным источником долгосрочных инвестиций являются банки развития, – сообщил Сергей Сторчак (см. подробнее: Финансовая дипломатия в год председательства России в G20).

У проблем в плену

Владимир Яковлев
Президент Российского союза строителей Владимир Яковлев  считает, что для эффективного развития российского бизнеса должно быть найдено консолидированное решение инфраструктурных вопросов. «На сегодняшний день очень важно устранить разрыв между регионами по показателям благоприятности инвестиционного климата. Государство должно взять на себя особую роль в этом процессе. Сегодня практически ни один регион сам для себя не в состоянии построить инженерную инфраструктуру и дороги. Безусловно, это тема государственная, поэтому необходимо убедить руководство страны выделять средства на развитие дорог и инфраструктуры. У нас в стране 900 тыс. км дорог, из них чуть более 40 тыс. федеральных, остальные – в плачевном состоянии. Для того чтобы связать страну, необходимо построить еще один миллион км дорог и реконструировать существующие дороги. Какой объем средств потребуется на это и кто это может финансировать? Только участие государства позволит решить эти задачи, – уверен эксперт. – Государство должно определить, как развивать Сибирь, Дальний Восток. Что делать с Заполярьем, где населения почти не осталось, но есть немалые запасы полезных ископаемых. Как развивать Северный морской путь для того, чтобы решить все вопросы, связанные с освоением шельфа. Транссибирская магистраль, БАМ требуют огромных вложений даже только для того, чтобы передвижение товаров с востока на запад и наоборот не встало. Таких вопросов, по которым именно государство должно дать четкий ответ «что делать», немало. И без ответов на них мы так и будем латать дыры, зависеть от сырьевой базы, от конъюнктуры международного рынка, все время будем зависимыми».

 

Подготовила Ольга Заславская

 

По материалам пленарной сессии «Финансирование реального сектора экономики: новые точки роста» на IV Бизнес-форуме «Финансирование реального сектора экономики», 5 июля 2013 года.

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp