Инклюзивность – путь к сбалансированному и устойчивому росту. Экономическая политика
Инклюзивность – путь к сбалансированному и устойчивому росту
26 Август 2013, Анастасия Астахова

Неравенство в доходах населения является одной из важнейших проблем для большинства стран. Рост неравенства, наблюдавшийся в последние три десятилетия, – одна из причин снижения темпов роста мировой экономики, отмечают эксперты «Гражданской Двадцатки» в «Проекте предложений по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста», направленном лидерам G20 в канун саммита в Санкт-Петербурге


Глобальный кризис отрицательно повлиял на доходы среднего класса и самых бедных слоев населения, что прервало тенденцию последнего десятилетия к постепенному (хотя и медленному) снижению уровня неравенства в мире, в том числе за счет формирования среднего класса в развивающихся странах. По данным Всемирного банка, с 2002 по 2008 гг. коэффициент Джинни в глобальном масштабе снизился на 1,4 пункта. Сейчас коэффициент Джинни в глобальном масштабе составляет 0,70. Неравенство замедляет темпы экономического роста, препятствует наращиванию инвестиций. До недавнего времени многие страны пытались стимулировать экономический рост за счет рыночных механизмов, мало внимания уделяя политике по преодолению неравенства. Однако, большинство экономистов в последнее время приходят к выводу о том, что более равномерное распределение доходов способствует экономической стабильности, поддержанию устойчивых темпов роста, социальной сплоченности в обществе (см. также: Новый прагматизм и будущее мировой экономики).

Рисунок 1.
Рисунок 1.
В большинстве стран «Группы двадцати» последние три десятилетия неравенство в распределении доходов увеличилось. Эта группа стран достаточно неоднородна. И различия в странах отражаются в том числе и на уровне неравенства доходов, который варьируется от достаточно низкого во Франции до очень высокого в ЮАР (см. рис. 1).

Страны «двадцатки» можно условно разделить на две группы: развивающиеся (ЮАР, Бразилия, Мексика, Россия, Аргентина, Китай и Турция) с повышенным уровнем неравенства и развитые (Франция, Германия, Канада, Италия и Австралия), в которых фиксируются относительно низкие значения коэффициента Джинни. Интересно, что на условной границе между двумя группами стран находятся США, где уровень неравенства близок к Индонезийскому. Однако и в ряде развитых стран значительно возрос уровень концентрации доходов в период после 1980 года. Причина не столько в трудностях, которые испытывал средний класс, сколько в том, что богатые стали еще богаче. Так, со времени инаугурации Рональда Рейгана (1981 г.) 1% самых обеспеченных американцев удвоил свою долю в национальном доходе с 8 до 17%. Примерно такие же изменения произошли в Австралии, Великобритании и Японии (см. рис. 2).

Последние годы в мире преобладают четыре основные тенденции в изменении неравенства. Во-первых, стагнируют доходы беднейших слоев населения планеты. Во-вторых, быстрыми темпами увеличиваются доходы среднего класса в крупных странах с динамично развивающимися экономиками. В-третьих, снижаются доходы среднего класса в развивающихся странах и некоторых развитых, оказавшихся в тяжелом положении из-за кризиса. И, в-четвертых, концентрируются доходы группы, представляющей 1% наиболее обеспеченного населения. 

Рисунок 2.
Рисунок 2.
На рост неравенства в последние три десятилетия «работали» несколько факторов: технологические изменения, торговая и финансовая либерализация, изменения в порядке регулирования рынков труда, а также изменения в налогово-бюджетной политике. Либерализация торговли и финансовых рынков в сочетании с ускоренным технологическим прогрессом, ориентированным на высококвалифицированную рабочую силу, повлекла за собой повышение доли капитала в структуре доходов населения в ущерб доле трудовой деятельности, а также усиление диспропорций между размерами оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных работников. В развивающихся странах перечисленные выше тенденции сочетались со структурными факторами, такими как пространственные и горизонтальные неравенства, неравный доступ к основным общественным благам, а также распространенная занятость в неформальном секторе, что способствовало усилению неравенства доходов.

Высокий уровень неравенства распространяет негативное влияние на экономику по каналу развития человеческого потенциала. Неблагополучные слои населения не могут инвестировать в собственное образование и медицинское обслуживание, что препятствует развитию их потенциала.

Практические исследования показывают, что сокращение неравенства может коррелировать с поддержанием ускоренных темпов экономического роста в течение продолжительного промежутка времени. Недостаточность материальных активов ограничивает малообеспеченных людей в участии в экономической деятельности, снижает предпринимательскую активность, оказывая негативное влияние на занятость и формирование доходов, сдерживая спрос и, как следствие, экономический рост. Высокий уровень неравенства также может быть причиной социальной напряженности, конфликтов и может неблагоприятно сказываться на инвестиционном климате.

Решение проблемы неравенства в разных странах должно учитывать специфику сложившейся в странах социально-экономической ситуации, однако можно выделить несколько основных направлений действий.

Направление первое – сокращение первичного неравенства за счет проведения политики, направленной на обеспечение инклюзивного экономического роста.

Более равномерное распределение доходов способствует экономической стабильности, поддержанию устойчивых темпов роста, социальной сплоченности в обществе

Центральную роль в такой модели роста должна играть занятость, поскольку наименее обеспеченные слои населения получают выгоды, если их доходы увеличиваются в результате создания новых качественных рабочих мест. Поэтому необходимо поощрение эффективных инвестиций, реализация мер по макроэкономической стабилизации, а также промышленная политика, направленная на создание рабочих мест с уровнем доходов выше черты бедности. В рамках инклюзивной модели также необходимо обеспечить более справедливый режим участия в предпринимательской деятельности и доступа на рынки капитала.

Направление второе – снижение вторичного неравенства через принятие справедливых и эффективных мер по распределению доходов. Важной здесь является правильная настройка фискальной политики. В зависимости от используемого инструмента фискальная политика может оказать влияние на распределение доходов как напрямую, воздействуя на сумму текущих доходов населения, так и косвенно – посредством оказания государственных услуг, что, в свою очередь, влияет на потенциальный уровень доходов граждан.

Поскольку одни лишь национальные меры не достаточны для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов, необходимо международное сотрудничество в сфере налогообложения. Оно может включать ряд инструментов, таких как автоматический обмен информацией, многосторонние одновременные налоговые проверки, а также международная помощь в сборе налогов, подлежащих выплате.

Важным инструментом поддержки наименее обеспеченных граждан является социальная защита – выделение обусловленных денежных субсидий. Дополнительными формами соцзащиты могут выступать государственные программы временного трудоустройства и системы гарантий занятости. Такие меры оказывают положительное влияние на занятость и, как следствие, ускоряют экономический рост.

Направление третье – увеличение прозрачности деятельности органов государственной власти. Борьба с коррупцией и незаконными денежными потоками необходимы для достижения более справедливой и ориентированной на поддержку малообеспеченного населения модели экономического роста.

Направление четвертое – борьба с неравенством возможностей и горизонтальным неравенством. Сюда входят устранение барьеров, препятствующих равноправному доступу к трудоустройству и важнейшим государственным услугам, таким как образование и здравоохранение.

Несмотря на то, что меры по борьбе с неравенством должны приниматься на национальном уровне, очевидно, что при помощи исключительно национальных действий невозможно решить проблемы, являющиеся причинами усиливающегося экономического неравенства. Например, промышленная политика, направленная на привлечение инвестиций в высокотехнологичные отрасли, во многом зависит от структуры международного режима защиты прав интеллектуальной собственности. В условиях повышенной мобильности капитала налогообложение финансовых операций также не может быть осуществлено эффективно без соответствующих механизмов международной координации. Скоординированные действия мирового сообщества – непременное условие обеспечения исполнения международных стандартов на рынках труда. Таким образом, необходимо укреплять политическую волю к решению проблем неравенства не только внутри стран, но и в рамках международных механизмов координации экономической политики.

 

 

По материалам Проекта предложений «Гражданской Двадцатки» по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста.

 

Подготовила Анастасия Астахова

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp