Единый налог на недвижимость: социальная справедливость или неравенство?. Экономическая политика
Единый налог на недвижимость: социальная справедливость или неравенство?
11 Июнь 2013, Анастасия Астахова

Изменение налогового законодательства в отношении недвижимости физических лиц давно назрело, однако, поправки, разработанные Минфином и Минэкономразвития и внесенные в Госдуму в начале июня, могут спровоцировать дальнейшее углубление разрыва между бедными и богатыми. Законопроект требует доработки, настаивали эксперты на  круглом столе РИА Новости «Основные направления налоговой политики России в 2014–2016 гг.»


Мария Томачева
В первых числах июня в Госдуму РФ поступит законопроект по совершенствованию налогообложения земельных участков и имущества физических лиц, разработанный Минфином и Минэкономразвития. Поправки предусматривают введение единого налога на недвижимость (cм. также Налоговые новации как условие развития), взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. При этом налоговая база будет рассчитываться исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости объекта. Причем первая оценка зачастую в разы выше второй. При этом устанавливается прогрессивная шкала ставок.

Низшую ставку налога предлагается установить для собственности физлиц в размере менее 300 млн руб. (при этом суммируется стоимость всех принадлежащих физическому лицу объектов недвижимости на территории страны). Если суммарная кадастровая стоимость недвижимости превысит 300 млн руб., ставки будут повышаться, объяснила начальник управления имущественных налогов ФНС Мария Толмачева.

Что касается максимальной ставки по новому налогу, то если раньше ее планировалось установить на уровне 0,1%, то сейчас в законопроекте она увеличена до 0,5% в зависимости от объекта недвижимости и его кадастровой стоимости, отметила исполнительный директор центра налогового администрирования и финансового управления РАНХ и ГС Джамиля Шакирова.

Любовь Гончаренко
Введение налога на недвижимость в России назрело, и общество в целом готово к нему, особенно если речь идет о более высоких ставках для богатых людей, считает завкафедрой «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ Любовь Гончаренко. Кроме того, налоги – это как раз тот механизм, который может обеспечить социальные потребности населения. Государство приняло на себя большие социальные обязательства и теперь должно найти пути их финансирования.

В современной налоговой архитектуре   (см. также Налоговые маневры под модернизацию) доля поступлений от имущественных налогов в консолидированный бюджет составляет в России менее 0,1%. В то же время в таких странах, как Великобритания или Австралия эта доля в сто раз больше. Следует, правда, оговориться, что в этих странах более популярна аренда объектов недвижимости, нежели оформление их в собственность. Кроме того, во многих странах расходы по уплате налога на имущество учитываются в качестве вычета при расчете налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, отметила Шакирова. 

Любовь Маршавина
Точку зрения Любови Гончаренко, что новый налог может стать уступкой обществу с точки зрения социальной справедливости, не поддерживает профессор кафедры «Налоги и налогообложение» Российского экономического университета им. Плеханова Любовь Маршавина. Принятие в виде налоговой базы не инвентаризационной (низкой), а кадастровой (высокой) стоимости может привести к резкому росту налоговой премии для физических лиц. В условиях нашей страны, где доходы большой части населения очень низки, это может привести к негативным социальным эффектам. Поэтому нужно переложить налоговое бремя на очень богатых людей. Прежде чем вводить налог на недвижимость, нужно рассчитать, какое влияние он окажет на качество и уровень жизни основной массы населения, уверена Маршавина. 

Предполагается, что налог на недвижимость будет пополнять муниципальные бюджеты  (см. также Последняя надежда местных бюджетов), поэтому и решения по ставкам отдаются на уровень местных органов самоуправления. Они смогут дифференцировать ставки в зависимости от категории налогоплательщиков, вида использования этого имущества. Что касается льгот, то пока предусмотрены социальные и стандартные вычеты. Первыми будут пользоваться незащищенные категории граждан: пенсионеры, инвалиды, ветераны. Что касается стандартных вычетов, то на сегодня это вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв.м. Других льгот пока не предусматривается, отметила Шакирова.

Виктор Журба
Перенос решения о ставках на местный уровень теоретически должен способствовать более справедливому (в зависимости от уровня жизни людей региона) установлению величины налоговых премий. Однако на деле ситуация вряд ли будет выглядеть именно так, считает зампред комитета предпринимательства ТПП РФ Виктор Журба. Концепция переноса полномочий установления ставок на местные органы на практике почти никогда не приводит к снижению региональных ставок налога, причем даже и в том случае, если в регионе действительно низкий уровень жизни. Логика чиновников строится на других основаниях. Во-первых, установление низких ставок местного налога может классифицироваться в соответствии с российским законодательством как неиспользование имеющегося потенциала пополнения бюджета. И за это, во-вторых, муниципальное образование может поплатиться снижением тех или иных получаемых им дотаций.

Джамиля Шакирова
Сам законопроект еще достаточно сырой, отметил Журба. Возникнут проблемы и с расчетом и верным установлением кадастровой стоимости недвижимости, потому что пока не налажена стыковка кадастровых данных с реестром прав. Это влечет большие риски для налогоплательщика, потому что ему могут быть по ошибке приписаны объекты налогообложения, или их стоимость может быть неверно рассчитана. А кто-то из собственников, наоборот, не получит платежек с налогом на свою недвижимость.

В целом, нет сомнений, что совершенствование законодательства в сфере налогообложения имущества необходимо, но только подходить к этому вопросу нужно комплексно, в том числе учитывая связку этого налога с налогом на доходы физических лиц и возможными вычетами по нему, подытожила Шакирова.

 

Подготовила Анастасия Астахова

 

По материалам круглого стола РИА Новости на тему: «Основные направления налоговой политики России в 2014–2016 гг.», организованного совместно с агентством экономической информации «ПРАЙМ». 30.05.2013 г., Москва

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp