Федеральный бюджет: равнение на оборону. Экономическая политика
Федеральный бюджет: равнение на оборону
7 Июнь 2013, Татьяна Тищенко, Сергей Белев

Доходы федерального бюджета, как предполагается, вернутся к  предкризисному уровню к 2015 г., расходы же планируется постепенно снижать. Треть всех расходов бюджета, согласно закону о федеральном бюджете на 2013 -2015 гг., будет направлена  на национальную оборону,   отмечают   Сергей БЕЛЕВ и Татьяна ТИЩЕНКО из Института Гайдара  в  обзоре «Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы»


Татьяна Тищенко
В законе о бюджете на среднесрочную перспективу предусмотрено сокращение доходов федерального бюджета в 2013 г. на 0,7 п.п. ВВП; в 2014 г. – на 0,3 п.п. и в 2015 г. – на 0,2 п.п. ВВП относительно предыдущего года. Одновременно прогнозируется снижение нефтегазовых поступлений с 10,5% ВВП в 2012 г. до 8,3% ВВП в 2015 г. (см. табл. 1).

Расходы федерального бюджета (далее – бюджет) сокращаются в 2013 г. на 1,0 п.п. ВВП относительно предыдущего года – до 20,1% ВВП с последующим снижением к 2015 г. до 18,8% ВВП, что на 2,3 п.п. ниже уровня 2012 года. Следует отметить, что основные параметры бюджета на 2013-2015 гг.  формировались на основе умеренно консервативного прогноза макроэкономических показателей, например, по темпам экономического роста в 2013 г. – в 3,7% ВВП, в 2014 г. – в 4,3%,  в 2015 г. – в 4,5% ВВП (см. подробнее на эту тему: Консенсус пессимистов , Поможет только климат . Уровень доходов и расходов бюджета на ближайшие три года в ценах 2008 г. мало меняется по годам.

Источники доходов

Доходы в среднесрочной перспективе остаются на уровне 2012 г., а к 2015 г., как предполагается, выйдут на докризисный уровень. Основными источниками доходов бюджета остаются поступления косвенных налогов, НДПИ и таможенных пошлин (см. табл. 2).

По внешнеэкономическим доходам предполагается снижение средневзвешенных ставок таможенных пошлин в связи с присоединением России к ВТО. Но в долях ВВП объем поступлений в доходную часть бюджета по ввозным таможенным пошлинам сохраняется в трехлетнем периоде на уровне 1,4% ВВП.

Увеличение нефтегазовых доходов относительно величины ВВП в 2013-2015 гг. связано в основном с прогнозируемым ростом поступлений по налогу на добавленную стоимость:  в 2013 г. – на 0,6 п.п. ВВП, в 2014 г. – на 0,1 п.п. и в 2015 г. – на 0,1 п.п. ВВП. В 2013-2015 гг. запланирован ежегодный прирост от сбора акцизов на 0,1-0,2 п.п. ВВП относительно предыдущего года за счет индексации ставок и перераспределения доходов от акцизов между федеральным и региональными бюджетами. Доходы по налогу на прибыль сохраняются на уровне 2012 года.

Приоритеты в расходах

Расходы федерального бюджета в течение периода предполагается снизить с 21,1% ВВП в 2012 г. до 18,8% ВВП в 2015 г.  (см. табл. 3). Однако политика бюджетной экономии распространяется не на все статьи бюджетных расходов.

Рост расходов в 2013 г. планируется по разделу «Общегосударственные расходы», в том числе предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на выплату персоналу полномочных представителей и аппарата Президента в федеральных округах на 77,8% с 0,9 млрд руб. в 2012 г. до 1,6 млрд руб. в 2013 году.

Вырастут и расходы по некоторым статьям в  разделе, касающемся международного взаимодействия. Так, в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом рост составит 10,1 млрд руб. – до 122,4 млрд рублей. По данной статье предполагается, в частности, увеличение расходов на оказание помощи Республикам Южная Осетия с 2,5 млрд руб. в 2012 г. до 28 млрд руб. в 2013 г. и Абхазия – более чем в 2,5 раза в 2013 г. относительно 2012 года.

Расходы по разделу «Национальная оборона» в среднесрочной перспективе вырастут и абсолютно, и относительно. Увеличится их доля в ВВП и в совокупных расходах федерального бюджета

Но основной прирост расходов придется на раздел «Национальная оборона» (на 17,3%  до 1,63 трлн  руб.) и «Прикладные исследования в области национальной обороны» (на 16,1% до 198,3 млрд руб.), что составляет порядка 1/3 всех расходов бюджета.  При этом расходы вырастут не только в абсолютных цифрах, но и в относительных: с  3,0% ВВП в 2012 г. до 3,7% ВВП в 2015 году. Увеличивается доля расходов на оборону и в общем объеме расходов бюджета – с 14,1 % в 2012 г. до 15,9 % в 2013 году. Не вдаваясь в оценку целесообразности такого резкого наращивания расходов на оборону, следует отметить возрастающую в этом случае актуальность повышения контроля за использованием бюджетных средств и оборотом госимущества в закрытых ведомствах. В частности, на всех уровнях госвласти в течение 2011-2012 гг. обсуждался вопрос о неудовлетворительном состоянии объектов имущества, передаваемого Минобороны в ведение региональных и местных органов власти. Поэтому предложено  предусмотреть компенсацию дополнительных расходов регионов и муниципальных образований в связи с передачей им в собственность военного  недвижимого имущества, а также возможность использования средств Фонда ФКХ  на переселение граждан из аварийного жилья.

Рост расходов наблюдается также по таким разделам, как «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»  и «Национальная экономика». Расходы на правоохранительную деятельность, к примеру,  в 2013 г. увеличатся на 0,1 % ВВП по сравнению с 2012 г. ( что связано в том числе с реализацией новой ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»). Бюджетные выплаты по разделу «Национальная экономика» уменьшатся в относительной величине (с 3,2% ВВП в 2012 г. до 2,1% ВВП в 2015 г.), но увеличатся при этом в абсолютном выражении по следующим статьям:  «Исследование и использование космического пространства» (на 16,2% в 2015 г. к уровню расходов 2012 г.), «Воспроизводство минерально-сырьевой базы (на 18,8%), «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)»  (на 8,7%) .

В среднесрочном периоде запланировано увеличение бюджетных ассигнований на развитие транспортной инфраструктуры и поддержку аграрного сектора и одновременно сокращение расходов по ФЦП. 

Таблица 2. Фактические и ожидаемые поступления основных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации в 2010-2015 гг. (% ВВП). Источник: Минфин России
Таблица 2. Фактические и ожидаемые поступления основных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации в 2010-2015 гг. (% ВВП). Источник: Минфин России
Проекты, реализуемые в рамках Инвестиционного фонда (ИФ), пойдут «под нож» – предполагается существенное снижение финансирования: с 65,5 млрд руб. в 2012 г. до 18,3 млрд руб. в 2013 г. (на 72,3%) и до 13,5 млрд руб. в 2015 г. (на 80,0%  от уровня 2012 г.). При этом нельзя не отметить, что ИФ так и не стал реальным механизмом реализации крупномасштабных проектов на основе государственно-частного партнерства.

Субсидии госкомпаниям в 2013 г. сохранятся на уровне 2012 г. в объеме около 100 млрд рублей.

На наш взгляд, расходы бюджета на национальную экономику должны в первую очередь обеспечивать необходимые институциональные и инфраструктурные условия для структурной перестройки реального сектора, а не замещать частное финансирование бизнеса. При оказании прямой бюджетной поддержки системообразующим и стратегически важным предприятиям возникают риски консервации технологической отсталости производства и сохранения неэффективного менеджмента.

Сокращение расходов в 2013-2015 гг. запланировано по всем социальным разделам бюджета. По разделу «Образование» наибольшее сокращение расходов в 2013 г. запланировано по статье «Среднее профессиональное образование» – на 63,9%.  Заметим, что не более половины таких расходов бюджетов –это финансирование учреждений среднего профобразования, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Иными словами, правительство не увеличит, а даже уменьшить поддержку системы среднего профессионального образования в регионах, несмотря на растущий дефицит квалифицированных кадров по рабочим специальностям. Вопрос о кадровом голоде неоднократно поднимался на заседаниях правительства представителями регионов и бизнеса. Проблема кроется не только в том, что большинство регионов не имеют собственных средств  на развитие профобразования, но и в том, что хорошо подготовленные кадры не всегда остаются работать в регионе, а уезжают. Вместе с тем, немалых расходов требует и разработка  современных программ обучения и подготовки преподавателей и мастеров профессионального обучения, которые мог бы взять на себя федеральный бюджет.

Расходы на высшее и послевузовское образование в абсолютном выражении практически не меняются в ближайшие три года (см. подробнее: Как федеральный бюджет планирует финансировать образование).

Таблица 3. Расходные обязательства федерального бюджета в 2010–2015 гг., % ВВП. Источник: Минфин России
Таблица 3. Расходные обязательства федерального бюджета в 2010–2015 гг., % ВВП. Источник: Минфин России
При общем сокращении расходов на здравоохранение можно отметить прирост в 2,5 раза в 2013 г. по статье «Прикладные научные исследования в области здравоохранения» – до 22,8 млрд рублей. Из них 96,4% выведено из системы госзакупок и будет направлено в виде субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям, а остальные 3,6% являются бюджетными инвестициями, не включенными в ФЦП. Такой подход, когда финансируется деятельность подведомственных учреждений, а не результат, противоречит принципу эффективного расходования бюджетных средств.

Наряду с этим, сокращены расходы бюджета по программам группы «Жилье» (на 29,4% в номинальном исчислении относительно уровня 2012 г.), по группе «Развитие села» (на 12,8%)  и по группе социальная инфраструктура – на 41,1% в 2015 году.

Сокращение доли расходов на ФЦП с 8,1%  в 2012 г. до 7,6%, 6,5% и 6,0% в 2013-2015 гг., соответственно – еще одна негативная тенденция. Ведь до введения программного бюджета именно ФЦП были наиболее действенными инструментами программного управления бюджетным процессом. Сокращение доли расходов, распределяемых по ФЦП, следует признать нецелесообразным, прежде всего с точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов.

Дефицит бюджета будет, как и прежде, покрываться за счет госзаимствований и средств, полученных от приватизации федеральной собственности. В 2013 г. объем привлечения от размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется в сумме 1213,2 млрд руб., в 2014-2015 – в размере 842,2 и 1114,8 млрд руб., соответственно. Объем внешних заимствований в иностранной валюте в 2013 г. составит 7,27 млрд долл., в 2014-2015 гг. – 7,19 и 7,17 млрд долл., соответственно.

В целом динамика основных параметров  федерального бюджета на 2013-2015 гг. показывает, что приоритетной при его разработке была задача сбалансированности доходов и расходов. И эта задача в целом решена, вопрос только в том, всегда ли предложенные решения оптимальны со всех точек зрения.

 

Сергей Белев, Татьяна Тищенко

 

По материалам обзора  «Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы»

 

Подготовила к публикации Татьяна Конищева

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp