На контроле: тарифы и платежи за услуги ЖКХ . Экономическая политика
На контроле: тарифы и платежи за услуги ЖКХ

Как показали проверки, проведенные в ответ на жалобы по поводу повышения платы за услуги ЖКХ, в подавляющем большинстве случаев рост платежей связан с завышением самой суммы оплаты, а не с размером тарифов на эти услуги. Глава Комитета по ценам и тарифам Московской области Марина ФАЙРУШИНА рассказала, как самостоятельно проверить правильность начисления платежей


Марина Файрушина
После январского роста платежей за коммунальные услуги в 49 регионах Российской Федерации президент потребовал вернуть законодательную норму, ограничивающую рост платежей в 6%. Все регионы занялись анализом сложившейся ситуации. Врио губернатора Московской области Андрей Воробьев дал поручение направить максимальные усилия на сдерживание роста платежей за ЖКУ и контроль за их применением.

Рисунок 1.
Рисунок 1.
В 2012 г. Комитет по тарифам и ценам Московской области (далее – Комитет) получил около 630 жалоб от жителей, организаций-потребителей коммунальных услуг, прокуратуры. Было проанализировано каждое обращение. В результате было проведено 43 внеплановые проверки, выявлены нарушения в 35 организациях. Одновременно было проведено 17 плановых проверок. В результате было наложено 28 административных штрафов на сумму 3,5 млн рублей. Вся информация по фактам проведения проверок, а также по нарушителям размещена на официальном сайте Комитета.

В 1 квартале этого года жалоб набралось более 400. Но факты применения неустановленных тарифов подтвердились всего в 5 случаях, что составляет около 1% (предприятия, где выявлены нарушения, оштрафованы на 100 тыс. рублей каждое). Это говорит о том, что проблемы массовых нарушений в применении тарифов в Подмосковье нет. Анализ работы с жалобами граждан за первый квартал текущего года показал, что 99% случаев относятся к завышению не тарифа, а объемов потребления ресурсов.  

Напомню, что «платежка» состоит из двух частей: жилищных услуг (которые государством не регулируются, а устанавливаются собственниками на общем собрании, либо муниципалитетами на муниципальное жилье) и коммунальных услуг. Жилищные услуги – это все, что входит в содержание и ремонт жилого помещения, а также коллективная антенна, консьерж, и т.п. по решению собственников жилья. Коммунальные услуги – это холодная и горячая вода и водоотведение, отопление, газ и электроэнергия. Тарифы на коммунальные услуги устанавливают региональные регулирующие органы (в Подмосковье это Комитет по ценам и тарифам). Объем коммунальных услуг определяется либо по показаниям приборов учета, либо при их отсутствии по установленным нормативам. И с контролем объемов пока проблема – не определен конкретно орган, который осуществляет контроль за их правильным применением. Этим пробелом не преминули воспользоваться нечистые на руку ТСЖ и недобросовестные управляющие компании. 

Комитет также контролирует и стандарты раскрытия информации – то есть как организации, поставляющие коммунальные ресурсы, информируют потребителей о своей деятельности и расценках на свои услуги. В результате проверок в 2012 г. было выявлено 106 нарушителей. В 1 квартале этого года их уже 211 (93 в сфере водоснабжения и водоотведения; 98 – в сфере теплоснабжения и 20 – в сфере электроэнергетики). Примечательно, что почти все из них прислушались к нашим замечаниям и выложили на сайты все, что положено. А в отношении 4 организаций, которые «в отведенные сроки не уложились», будут приняты административные меры – их ждут штрафы от 100 до 150 тыс. рублей.

Как посчитать правильность начисления платежей и куда идти жаловаться?

Рисунок 2. Пример платежного документа за жилое помещение и коммунальные услуги
Рисунок 2. Пример платежного документа за жилое помещение и коммунальные услуги
Для начала, следует отметить, что правильнее говорить не о росте тарифов на коммунальные услуги, а о росте платы граждан. Плата граждан за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из многих факторов. Лучше всего это видно на представленном слайде (см. рис. 1).

Кроме того, граждане оплачивают и так называемые «жилищные услуги», в которые входит целый набор работ по содержанию и ремонту того дома, в котором граждане проживают. Цены на эти услуги государством не регулируются и устанавливаются они на общем собрании собственников жилья.

В платежном документе, который получают ежемесячно граждане от своих управляющих компаний, ТСЖ и единых расчетных центров, должна быть подробно расписана каждая строка.

На конкретном примере выставляемой ежемесячно «платежки» в адрес гражданина это выглядит следующим образом: (рис. 2).

В графе «тариф» каждой платежки указаны расценки на единицу отпускаемого ресурса. До 1 июля они должны быть такими же, как и в декабре прошлого года.

 

Одним из способов сокращения платы за коммунальные услуги является установка приборов учета не только в квартирах, но и непосредственно в доме

 

 

Тарифы на коммунальные услуги в области устанавливаются нашим Комитетом. Перемножив объем предоставленных услуг на утвержденный тариф, получаем плату. Зачастую плата из месяца к месяцу варьируется. Например, тарифы в январе остались такими же, как в декабре, а величина платы изменилась – тогда нужно смотреть на объем ресурса, который был использован. Если он больше в январе, то и платить придется больше, если меньше – то и плата за него будет меньшей.

Для того чтобы проверить правильность начисления платежей, можно посмотреть тарифы, утвержденные Комитетом на официальном сайте. Если в платежном документе в графе «тариф» указана сумма выше установленной Комитетом, то в первую очередь следует обратиться в свою управляющую компанию за разъяснениями. Если вы не удовлетворены ответом, то нужно обращаться с жалобой к нам в Комитет по поводу применяемых тарифов.  

Что касается остальных вопросов, в том числе применения нормативов потребления ресурсов (речь идет о квартирах, где не установлены приборы учета), то житель может обратиться и в Министерство строительного комплекса ЖКХ, и в Государственную жилищную инспекцию области или Роспотребназдор по Московской области.

При этом не нужно обязательно проходить все эти этапы, потому что в большинстве случаев все вопросы удается разрешить на первом уровне, обратившись в Управляющую компанию или ЕРЦ.

Если при проведении проверки выяснится, что было нарушение в применении тарифов, то гражданам должны сделать перерасчет, а на организацию, которая допустила нарушение, либо на ее руководителя накладывается штраф. При повторном аналогичном нарушении руководителю организации грозит дисквалификация.

Отмечу, что сегодня совместно с Общественной палатой МО и Министерством строительства и коммунального хозяйства области мы начали работать над тем, чтобы граждане не ходили по разным инстанциям, а имели бы возможность пожаловаться в «одно окно». Вероятнее всего, это будет «горячая линия», куда граждане могли бы позвонить и рассказать обо всех нарушениях. Заработает она в ближайшее время – нам осталось доработать небольшие технические вопросы, связанные с настройкой системы.

 

Марина Файрушина

 

Подготовила к публикации Татьяна Конищева

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp