Экономика VS толерантность. Экономическая политика
Экономика VS толерантность
6 Декабрь 2012, Лилия Карачурина

Численность  иностранцев, работающих  в российской экономике, доходит до 10-11 млн человек. Это максимальная и, вероятно, завышенная оценка. Регулирование  трудовой миграции, полагает Лилия КАРАЧУРИНА из Института демографии НИУ ВШЭ,   настоятельно требует сегодня и качественной настройки законодательства под реальную ситуацию, и официальных разъяснений «проблемы мигрантов» 


Лилия Карачурина
Согласно данным опроса Левада-Центра, проведенного в сентябре 2012 г., 47% россиян отрицательно относятся к гастарбайтерам. Это самый высокий показатель неприязни за всю историю подобных замеров. Более половины респондентов готовы поддержать ограничение их въезда.

Двумя месяцами ранее – в августе – при проведении совместного исследования Левада-центра и Центра социально-трудовых прав 42% опрошенных заявили, что иностранные работники снижают уровень зарплаты россиян. Еще треть, что они отнимают у российских граждан рабочие места (пприведено по репрезентативной выборке объемом 1601 человека. См. Николаева Д. Россияне поставили негативную оценку трудовым мигрантам //Коммерсантъ. 2 октября 2012 г.).

Позитивно оценили роль мигрантов в развитии отечественной экономики лишь 10% населения. А 13% заявили, что без них в стране не хватит рабочих рук. При этом 34% опрошенных уверены, что мигранты идут работать на места, не привлекательные для россиян.

Не сосчитать

Данные ФМС России, из-за значительной распространенности практики нелегального найма иностранных работников, безусловно, не следует абсолютизировать. Однако их вполне можно рассматривать как базовую точку отсчета. Они свидетельствуют о том, что, по сравнению с прошлым годом, нет значительных изменений в масштабах, географии стран, из которых приезжают иностранные работники, отраслевой структуре их занятости, распределении по регионам России.

За январь-сентябрь 2012 г. ФМС России выдала разрешений на работу 1072 тыс. иностранным работникам. Это на 12% больше, чем в прошлом году. Есть и другие категории трудовых мигрантов – получившие разрешение на работу высококвалифицированные специалисты (ВКС); работники, привлеченные ФМС по оргнабору; безвизовые иностранные работники, трудящихся у россиян-физических лиц (по патентам). С их учетом общее число трудовых мигрантов, легально трудившихся в январе-сентябре 2012 г. составило около 2170 тыс. человек.

Если ориентироваться на экспертные оценки, общее количество (легальных и нелегальных) трудовых мигрантов в России составляет 5-6 млн человек. В «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» говорится: «Ежегодно в стране от 3 до 5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения».

Рисунок 1. Отраслевая структура занятости иностранной рабочей силы из безвизовых стран в России*, январь – сентябрь 2011 и 2012 гг., %.  Источник: данные ФМС России  http://www.fms.gov.ru/about/statistics/
Рисунок 1. Отраслевая структура занятости иностранной рабочей силы из безвизовых стран в России*, январь – сентябрь 2011 и 2012 гг., %. Источник: данные ФМС России http://www.fms.gov.ru/about/statistics/
Ориентация на оценки населения (15% опрошенных свидетельствуют, что мигранты постоянно работают с ними рядом) и базовые параметры занятости россиян (в среднем за месяц второго квартала 2012 г. были заняты 71,7 млн чел. – см. Социально-экономическое положение России – 2012 г. январь-август. Росстат, 2012.) выводят на существенно больший масштаб присутствия иностранцев в российской экономике в размере 10-11 млн человек. Это представляется пока маловероятным.

Неприятие россиян к мигрантам – естественная реакция на политические и социально-экономические проблемы в стране, желание «списать» все проблемы «на крайнего». Подогревается она еще и недостаточной разъяснительной политикой государства по привлечению мигрантов.

В разные времена просвещенные люди пытались находить разумные решения «проблемы трудовых мигрантов». Так архиепископ Валенсианский, когда из Испании хотели выслать морисков, тайно исповедовавших ислам, за что их преследовала инквизиция, спросил: «А кто же будет тачать нам обувь?». Эрнест Геллнер, один из самых известных ученых в западной политической и социальной антропологии, философии, истории культуры выразился изысканнее: «…Можно сказать: мы не в силах перенести этого напряжения, но мы в состоянии понять, почему надо его терпеть» (Цит. по: Мукомель В.И. Миграционная политика России: постсоветские контексты. М.: Диполь, 2005. С.7-8). Член правления Федерального агентства по труду (BA) Германии Р. Беккер отреагировал так: «Сегодняшние факты таковы, что мы можем спасти наш перспективный рынок рабочей силы и связанную с ним социальную систему только через миграцию квалифицированных специалистов» ( Гущин В. Больше мигрантов, хороших и нужных! //Русская Германия. 2012. № 40. 5.10.2012 г. ).

Как и все последние годы, около 80% трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу, прибыли из безвизовых стран СНГ. Работать же по патентам – согласно действующему законодательству – могут только безвизовые работники.

Мимикрия

Из статистики данных о выданных ФМС патентах на работу у физических лиц следует, что 83% составляют представители трех республик Средней Азии (Таджикистан, Киргизия и – с явным доминированием  – Узбекистан).

По данным о странах происхождения иностранных работников за 2011 г., среднеазиатские работники получают примерно 70% всех разрешений на работу. (См. Итоги деятельности ФМС России в 2011 году. Сборник материалов расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы. Под общ. ред. К.О. Ромодановского. М.: ФМС России, 2012. С. 114).

Для большинства развитых стран значимой стала миграция высококвалифицированной рабочей силы, в частности, циркулирующая миграция с временными формами занятости

Судя по статистике уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками-безвизовиками и их распределении между отраслями, изменения  – незначительны (см. рис.1).

По-прежнему больше трети официально работают в строительстве. И тут речь не идет о подрядах для выполнения ремонтов квартир у частных лиц. Такие мигранты, если и имеют оформление, то это – патент на работу у физических лиц и статистически проходят по другой категории.

Казалось бы, снижается официальная численность занятых в оптовой и розничной торговле. Однако уже давно понятно, что занятость мигрантов в розничной торговле является весомой частью российского ритейла в крупнейших городах страны.

После событий в Кондопоге летом 2007 г. российское правительство ввело так называемую нулевую квоту на присутствие иностранных работников в розничной торговле. Запрет привел к резкому снижению официальной численности занятых в этой сфере. Но не уничтожил ее, а спровоцировал очередной виток сокрытий. Иностранные работники, трудящиеся в продовольственных магазинах, оформлены в штат компаний, предоставляющих услуги по разгрузке товара и уборке помещений, а не собственно магазинов. Представитель X5 Retail Group Михаил Сусов заявил, что «сейчас около четверти сотрудников магазинов – уборщики, грузчики, фасовщики – являются сотрудниками аутсорсинговых компаний, предоставляющих персонал. Розничная торговля в крупных городах испытывает колоссальную нехватку рабочей силы» (См. Крекнина А., Грибцова Ю., Малыхин М. Гастарбайтерам разрешат работать в магазинах официально //Ведомости. 17 октября 2012 г.). Иностранные граждане, работающие на аутсорсинговые компании, после перехода в штат магазинов, как подсчитали руководители торговых сетей, будут обходиться работодателям примерно на 15-20% дешевле.

В октябре 2012 г. на заседании правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства Минтруда было поручено подготовить проект постановления правительства об отмене нулевой квоты для иностранных работников в рознице и введении с 2013 г. 25 %-ной квоты для занятости в отрасли. Цель – нормализовать ситуацию в супермаркетах и других учреждениях розничной торговли и недопустить рост цен на продукцию из-за повышения зарплат работникам торговли.

Вершина трудовой пирамиды

С 1 июля 2010 г. в России действует новый порядок регулирования трудовой деятельности для отдельных категорий иностранных работников (Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а именно: трудящихся у физических лиц (для них введены патенты) и высококвалифицированных специалистов (ВКС). По существу, работа иностранцев на основании патентов и в большинстве случаев разрешений на работу призвана обслуживать нижнюю широкую и емкую рабочими местами часть трудовой пирамиды страны. А работники, трудящиеся на основании разрешений на работу для ВКС должны пополнять верхнюю элитную и узкую часть пирамиды.

Рисунок 2. Перечисления средств из России в страны СНГ по статистике трансграничных операций физических лиц, I кв. 2006 – II кв. 2012 гг.Источник: данные Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs
Рисунок 2. Перечисления средств из России в страны СНГ по статистике трансграничных операций физических лиц, I кв. 2006 – II кв. 2012 гг.Источник: данные Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs
Развитые страны мира, столкнувшиеся со снижением прироста или убылью трудоспособного населения, были вынуждены прибегать к трудовой миграции низкоквалифицированной рабочей силы. Но уже давно чрезвычайно актуальной и значимой для них стала и миграция высококвалифицированной рабочей силы, в частности, циркулирующая миграция, предполагающая, в том числе временные формы занятости.

В России заинтересовались такого рода миграцией и приняли поправки в действующий ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выделяющие ВКС в отдельную группу. Теперь она состоит из трех категорий, для идентификации которых применяются разные количественные критерии получения дохода: специалисты, являющиеся научными работниками или преподавателями в случае приглашения их для соответствующих занятий (оплата – не менее 1 млн руб. за год); иные иностранные работники (не менее 2 млн руб. за год) и без учета требований к размеру зарплаты – иностранцы, задействованные в реализации проекта «Сколково».

Хотя категория ВКС была законодательно выделена в середине 2010 г., фактически выдача разрешений на работу для ВКС началась в 2011 году. Девять месяцев 2012 г. с точностью до одного процента повторяют ситуацию за аналогичный период 2011 г.: разрешения на работу получили 8059 человек, свыше 90% из них – граждане визовых стран. Фактически выдано и того меньше – 7364 разрешения на работу.

Таким образом, пока этот канал должным образом не заработал. Некоторое значение он имеет  для Москвы (59% всех разрешений на работу ВКС в 2011 г. – см. Итоги деятельности ФМС России в 2011 году. Сборник материалов расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы. Под общ. ред. К.О.Ромодановского. М.: ФМС России, 2012. С. 116-117.), а подавляющая часть привлеченных ВКС – не научные работники, а люди, занятые управленческой деятельностью в сфере недвижимости и ритейле.

Трансграничные операции 

Данные Центробанка о переводах средств физических лиц из России в другие страны за 1-й и 2-й кварталы 2012 г. показывают, что переводы в страны дальнего зарубежья, по-прежнему, более чем вдвое превышают общий объем переводов в страны СНГ. Сальдо трансграничных операций, однако, относительно не различается, так как поступления в пользу физических лиц в России из стран СНГ крайне незначительны.

Общий объем перечислений в страны СНГ за два квартала увеличился на 17% и является максимальным за все годы наблюдений, одновременно средняя сумма одной операции – самая низкая (см. рис. 2).

Причины этого могут быть, во-первых, в росте доступности для мигрантов переводов из России в страны СНГ (насыщение соответствующей инфраструктурой, снижение цены переводов) и отсутствии необходимости в кооперировании для осуществления перевода. Во-вторых, в снижении для мигрантов дельты между их зарплатой и обязательными тратами в России (на аренду жилья, продукты питания, транспорт).

 

Лилия Карачурина

 

Подготовила к публикации  Виктория Чеботарева

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp