Между бюджетом и частным бизнесом. Экономическая политика
Между бюджетом и частным бизнесом

Рентабельность сельхозпредприятий увеличивается, считает Николай БОРХУНОВ, заведующий отделом ценовых и финансово-кредитных отношений ВНИИЭСХ, значит аграрный сектор экономики становится более выгодным объектом вложений


Прошлый позитив

Аграрная политика в 60-80 годы прошлого столетия была направлена на развитие сельского хозяйства, постепенное расширение хозяйственной самостоятельности сельхозпредприятий. Развивались внутрихозяйственные отношения, внедрялся хозрасчет. Государство поощряло укрупнение хозяйств, концентрацию и специализацию. В 1968 г. продолжительность рабочего дня сократилась до 8 часов, а в 1977 г. – до 7 часов в среднем за год. Росла производительность труда.

В 80-е годы, когда в целом по народному хозяйству темпы прироста продукции и накопления снизились, в сельском хозяйстве сохранились высокие темпы увеличения капитальных вложений (см. табл. 1).

Значительные ресурсы шли на техническое переоснащение производства. Происходило постепенное вытеснение живого труда. Однако, главным в этом процессе было то, что государство поддерживало приоритет отрасли.

О том, что аграрная экономика в течение нескольких десятилетий насыщалась материальными ресурсами, красноречиво говорят данные статистики о поставке некоторых видов техники в сельское хозяйство страны (см. табл.2).

Аграрный сектор, наконец, обрёл необходимую поддержку со стороны государства. Правила хозяйствования и уровень доходов были весьма удовлетворительными.

Начало реформ

Инвестиционный кризис 90-х годов стал ощутим сразу после 1992 г. Он был вызван тотальным спадом производства и доходов. Инвестиции в реальные отрасли экономики резко снижались. В 1992 г. они составляли 49% уровня 1990 г, в 1994 г. – 24%, в 1996 г. – 17%, а 1998 г. уже 14%. Страна «проедала» накопленное национальное богатство, наступал технический регресс.

Прирост стоимости основных фондов в это время не поднимался более чем на 1%. А вот в  аграрном секторе экономики инвестиционные вложения в основной капитал в неизменных ценах упали гораздо в большей степени – в 25-30 раз.

Почему-то предполагалось, что мелкотоварное производство возместит спад продукции в крупных и средних сельскохозяйственных организациях и будет развиваться без дополнительных капитальных вложений. Но расчеты не оправдались. Материальная база отрасли разрушалась. Изменился профессиональный состав работников в сельском хозяйстве. Если бы у сельскохозяйственных производителей и в системе материально-технического обеспечения перед реформой не был создан инвестиционный запас, последствия кризиса оказались бы еще тяжелее.

Оживление

С 2003 г. стал заметен рост промышленного производства, увеличивались инвестиции и реальные доходы населения, валовой внутренний продукт. В 2006 г. темп роста инвестиций в сельское хозяйствов в сопоставимых ценах составил 143% (к предыдущему году), в 2007 г. – 131%. Впрочем, оживление было недолгим.

Таблица 1
Таблица 1
В связи с последовавшим мировым кризисом рост инвестиций замедлился. Инвестиционные намерения, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., не могли быть полностью реализованы.

Отечественная промышленность не обеспечивала АПК техникой для производства сельскохозяйственной продукции по современным агротехнологиям. Тем более, что сельхозпроизводители отдавали предпочтение импортной высокопроизводительной и энергонасыщенной технике.

Таблица 2
Таблица 2
Как следствие, накопление и последующее вложение средств в расширение и обновление производства происходило в сельском хозяйстве медленно.

В Госпрограмме на 2008-2012 гг. предусматривалось обновить парк тракторов на 40%, зерно- и кормоуборочных комбайнов на 50-55% соответственно (к уровню 2006г.).

Техническая и технологическая модернизация проводились с привлечением средств государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. На субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования в 2011 г. товаропроизводителям перечислено более 12 млрд руб. из федерального бюджета. Но принятые меры не смогли остановить тенденцию сокращения количества основных видов техники.

Минсельхоз России заключил соглашения о выполнении заданий Государственной программы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства с 80 субъектами Российской Федерации и ОАО «Росагролизинг». В рамках Государственной программы на техническую и технологическую модернизацию было предусмотрено привлечь в 2011 г. 50 млрд. руб. кредитов, получено кредитных средств в объеме 70,5 млрд руб. Принято к субсидированию кредитов и займов, включая переходящие, на сумму 111,9 млрд рублей. Из федерального бюджета было выплачено 12,7 млрд руб. субсидий. Финансовые обязательства федерального бюджета перед субъектами РФ.

Однако, по информации субъектов РФ, ведущих аграрных холдингов и союзов, выполнение показателей Госпрограммы по обновлению парка техники сдерживается недостатком финансовых средств, вызванных последствиями неблагоприятных погодных условий 2009-2010 гг.

По данным Минсельхоза России, в 2011 году энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций лишь незначительно превысила показатель 2010 г. (147,6 л.с.) и составила 148,4 л.с. на 100 га посевных площадей.

Участники XXII съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России в 2011 г. предложили предоставить ОАО «Росагролизинг» государственные субсидии для реализации сельхозпроизводителям техники со скидкой 50% ее стоимости. К концу 2011 г. сельское хозяйство получило за полцены 5076 единиц сельскохозяйственной, автомобильной техники и оборудования на общую сумму около 3,45млрд руб., в том числе 2537 тракторов, 307 зерноуборочных и 10 кормоуборочных комбайнов.

В рамках модернизации и обновления животноводческого комплекса задание Госпрограммы на 2011 г. по поставкам оборудования для животноводства выполнены полностью.

Инвестиционные надежды

Инвестиционная программа в 1913-2020 гг., подразумевает, что на ее реализацию в текущих ценах будет потрачено 332 млрд руб. в 2013 г. и 708 млрд руб. в 2020 г.

Проблемы отрасли – в нестабильном финансовом положении сельскохозяйственных компаний, а значит, в отсутствии в необходимом количестве платежных средств. Не хватает профессиональных кадров. Между тем, рентабельность сельхозпредприятий (отношение прибыли до налогообложения к себестоимости реализованной продукции) увеличивается. В 2011 г. она составила 13,6%. Для сравнения – в 2010 г. 5,0%, в 2009 г. – 3,9%. Из чего следует, что аграрный сектор экономики постепенно становится более выгодным объектом вложений для инвесторов и предпринимателей.

Инвестиционная программа в 1913-2020 гг., подразумевающая техническую и технологическую модернизацию, инновационное развитие, рассчитана на рост инвестиций в сельское хозяйство высокими темпами. Согласно проекту на ее реализацию расходы в текущих ценах увеличиваются с 202 млрд руб. в 2010 г. до 332 млрд руб. в 2013 г. и 708 млрд руб. в 2020 г. Значительная часть этих расходов ложится на бюджеты федерального и регионального уровня. Расчет делается и на рост удельного веса частных компаний, берущих на себя расходы на модернизацию и инновационное развитие.

Вступление России в ВТО может внести понижательные тенденции в этот процесс, учитывая потребности внутреннего и внешних рынков в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Сельское хозяйство России представляет собой серьезную площадку для инвесторов. Однако уверенности в том, что отрасль встала на путь инновационного развития, еще недостаточно.

 

Николай Борхунов

 

Подготовила к публикации Виктория Чеботарева

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp