Продовольственные риски. Экономическая политика
Продовольственные риски
19 Апрель 2012, Яна Шокола

Глобализация и вступление в ВТО подвергает российский сельскохозяйственный сектор серьезным испытаниям. Чтобы преодолеть их успешно, России необходимо создать целостную систему национальной продовольственной безопасности, синхронизированную с международными соглашениями, убежден Алексей АЛЕКСЕЕНКО, помощник главы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ



Алексей Алексеенко
В данный момент Россия стоит перед задачей создания единой продовольственной стратегии, которая позволит обеспечить безопасность аграрного производства, к этому подталкивает ее и вступление в ВТО, и членство в АТЭС. Продовольственная безопасность – это, прежде всего, достаточность, безопасность и доступность для населения продуктов питания. Одной из главнейших ее задач для России является обеспечение стабильного развития собственного аграрного производства в стране.

Рискованное хозяйство

С углублением интеграции России в мировую экономику, вступлением в ВТО, риски продовольственной безопасности увеличиваются. Они могут быть биологическими, ветеринарными или фитосанитарными, выраженными в болезнетворных микроорганизмах или паразитах. Естественные заболевания дополняются биогенными факторами – побочными следствиями технического развития, способными загрязнять продукцию различными ксенобиотиками (чужеродными для живых организмов химическими веществами, не входящими в естественный биотический круговорот – прим. Ред.). Биогенные риски возникают из-за использования пестицидов, агрохимикатов и ветеринарных препаратов.  По данным исследования 2010 г., среди 6180 образцов животноводческой продукции в 3034 были обнаружены запрещенные и вредные вещества – ксенобиотики, из которых 88,3% - антибиотики тетрациклиновой группы.

Биологические риски порождаются классами микроорганизмов и паразитов, поражающими животных и человека. Также к ним относится новые патогены и постоянно совершенствующиеся вирусы. Показательным было распространение высокопатогенной кишечной палочки в Германии в прошлом году, первичный источник заражения которой так и не удалось найти.

Развитие мировой торговли только увеличивает угрозу распространения патогенов. Так, из-за угрозы заноса опасных вирусов заболеваний картофеля был введен запрет на его ввоз из некоторых регионов Уругвая.

Алексей Алексеенко: «Среди исследуемых образцов животноводческой продукции в 49% были обнаружены запрещенные вещества»

В последнее время аварии и катастрофы наносят все больше ущерба продовольственной безопасности в мире. Наглядный пример -  выброс радионуклидов с электростанции Фукусима и обширное, до 600 км, распространение радиации.

Все чаще возникают криминальные риски, из последних происшествий – меламиновый скандал в Китае. Меламин – это химическое вещество, которое мошенники добавляли в молочную продукцию для повышения содержания белка и, соответственно, прибыли. Или ситуация с группой токсических веществ, под названием «диоксины», которые попадали в пищевую цепочку в разных странах мира. На практике вместо пищевых масел в продукты добавляли масла технические, гораздо более дешевые, но опасные для здоровья. И самое банальное, но до сих пор встречающееся, – продажа продуктов с истекшим сроком годности, которые из-за чьих-то корыстных интересов попадают на прилавки магазинов во всем мире, подвергая опасности здоровье потребителей.

Новая глобальная угроза, способная нарушить мировую продовольственную безопасность, - это биржевые риски. С недавнего времени в сферу финансовых спекуляций пришли фирмы-инсайдеры, занимающие прочное положение в мировой торговле аграрной продукцией. Их игра на бирже и спровоцированные ею скачки цен вызывают тяжелейшие потрясения в отрасли.

Правовая основа системы обеспечения безопасности продовольствия на национальном и международном уровнях, в первую очередь, должна основываться на парадигме анализа рисков, состоящей из оценки, оперативного оповещения их возникновения и, самое главное, управления рисками.

Принцип контроля «от поля до стола»

Для обеспечения собственной продовольственной безопасности в России чрезвычайно важно уменьшить зависимость от импорта и повысить эффективность аграрного сектора экономики.

Нужно совершенствовать систему работы национальных компетентных органов, создавать систему региональной безопасности, формировать адекватную законодательную базу, которой пока в стране нет. Это процесс долгий, кропотливый, но обязательный.

Схема 1. Пищевая цепочка. Принцип «от поля до стола». Источник: презентация А.Н. Алексеенко
Схема 1. Пищевая цепочка. Принцип «от поля до стола». Источник: презентация А.Н. Алексеенко
Надзорные мероприятия здесь играют особо важную роль, потому что профилактика эффективнее и дешевле, чем ликвидация последствий. Классический пример – это вспышка африканской чумы свиней, которая захватила два федеральных округа на юге страны. Было бы дешевле предотвратить ее появление, как это было сделано в 1978 году в Советском Союзе – быстро, жестко и крайне эффективно. Но современное российское законодательство не позволило применить подобную схему, вспышка распространилась, страна понесла колоссальнейшие убытки.

Потери несут и производители продукции. В этой сфере нельзя разделять государственные органы и частный бизнес. Последний является силой, осуществляющей развитие страны, а государственный аппарат – это не что иное, как поддержка предпринимательства, создающая необходимые условия для конструктивного развития без угрозы для здоровья конечного потребителя.

Стратегическая цель продовольственной безопасности – это создание системы государственно-частного партнерства, в котором чиновник исполняет корректирующую и контролирующую функцию в целях обеспечения безопасности конечного потребителя, используя при этом адекватные и разумные административные барьеры. Российский бизнес сейчас достаточно ответственен, и задача государства - наладить с ним диалог.

Основной принцип, используемый во многих странах, и вводимый сейчас в Российской Федерации, - принцип обеспечения сквозного контроля «от поля до прилавка», т.е. контроля безопасности всей цепочки (см. схема 1). 

Почти 90% ксенобиотиков, найденных в животноводческой продукции, - антибиотики тетрациклиновой группы

Несовершенства отечественного законодательства не позволяют наладить реальный контроль всех ведомств пищевой безопасности, т.е. реально полного контроля пищевой цепочки «от поля до стола» в России пока нет. Отсутствуют очень многие важные элементы - нет ни национальной системы идентификации животных, ни национальной системы трассировки продукции, их нужно создавать.

Возможности России - участника АТЭС

Наравне с тем, что членство в АТЭС порождает многие продовольственные риски, оно дает возможности создания совместных систем управления ими. В 2012 году продовольственная безопасность является одним из приоритетов председательства России в Форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Для повышения качества и безопасности продуктов питания в странах-участниках АТЭС важно наладить обмен лучшими практиками в области санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля. Также совершенно необходимо скоординировать подходы к регулированию норм безопасности продуктов питания и организации контроля качества.

Многочисленные международные обязательства России в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Международной конвенции по защите растений, Всемирной торговой организации, Таможенного союза, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и другими не гармонизированы с национальным законодательством. Прежде всего, это касается несоответствия стандартов и подходов. В различных странах используются разные системы обеспечения безопасности, однако все  они должны быть эквивалентными и сопоставимыми.

Единая система должна быть внутренне непротиворечивой, высоко интегрированной и отвечающей международным требованиям. Ее цель – реально обеспечивать безопасность продукции, производимую стране и поступающей по импорту. В настоящее время есть только отдельные элементы этой системы, единства нет, и его надо выстраивать, сколь долгим бы этот процесс ни был.

 

Подготовила Яна Шокола

По материалам доклада Алексеенко А.Н. на круглом столе «Повышение качества и безопасности продукции питания» в Российском центре исследований АТЭС
 

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp