Российский коммерческий автопарк пора обновлять. Экономическая политика
Российский коммерческий автопарк пора обновлять
26 Сентябрь 2013, Алексей Рахманов

Минпромторг предлагает бороться с низким экологическим уровнем автомобилей на российских дорогах и отрицательной динамикой  производства в российском автопроме  путем замены транспортного налога на экологический, а также усиления поддержки отечественных игроков рынка, рассказал на конференции КомАВТО 2013 заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей РАХМАНОВ


Алексей Рахманов
Весь коммерческий автопарк России по данным на 2012 г. насчитывал 6,9 млн единиц транспорта. Грузовиков среди них – 3, 9 млн, автобусов – 423 тысячи. Российский парк легких коммерческих автомобилей (LCV) насчитывает 2,6 млн автомобилей. Качество этих машин, подчеркнул Алексей Рахманов,  говорит о  необходимости едва ли не одномоментной замены устаревшего парка на новый, отвечающий современным экологическим требованиям.

Молодым авто у нас дорога

Рисунок 1.
Рисунок 1.
Российский парк LCV, к примеру, на 74% состоит из транспортных средств  экологического класса не выше «Евро-2» . На автомобили класса «Евро-3» приходится  14,5 % парка, а «Евро-4» – только 11,5 % (см. рис. 1).

Если рассмотреть возрастные характеристики парка средних грузовиков и  LCV, то каждый из этих сегментов более чем наполовину (52%) состоит из транспортных средств в возрасте 10 и более лет, малотоннажки старше 8 лет – это 64% парка LCV. Причем количество автомобилей в возрасте старше 10 лет стремительно растет. Так, только с 2008 г. по 2012 г. число легких транспортных средств со сроком эксплуатации более 10 лет, как отметил представитель Минпроторга, увеличилось на 372 тыс. единиц. Доля больших грузовиков старше 10 лет достигла 76%, автобусов – 57%.  

Обновление задерживается

Рисунок 2.
Рисунок 2.
Такой застой старой техники сопровождается в этом году сокращением продаж и  производства новых автотранспортных средств.  За период   январь - июль  2013 г. рынок новых авто сузился на 6,6%. В том числе  рынок легковых машин потерял 6,5%, грузовых автомобилей – 16%, автобусов – 13,6%. Просело и производство: легковых автомобилей – на 3,8%, грузовых – на 13,9%, автобусов – на 15,4%. И в продажах, и в производстве в плюсе – только LCV, прирост, пусть и небольшой, но есть на фоне остальных сегментов: продажи выросли на 1,2%, производство – на 2,4% (см. рис. 2).

Минпромторг считает, что пора принимать меры по стимулированию парка коммерческих автомобилей, подчеркнул представитель ведомства. Разработанная министерством программа призвана не только привести транспортные средства в соответствии с современными экологическими стандартами, но и повысить безопасность движения на российских автодорогах. Основные мероприятия программы – это стимулирование  развития компаний российского автопрома. Для этого предполагается выделение госсубсидий на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, на НИОКР, на сохранение рабочих мест, а также на эффективное использование энергоресурсов. Ведомством предлагает ввести субсидии на перевозку автомобилей, произведенных на территории ДФО, в другие регионы страны.

Вместо транспортного налога – экологический

Собственно же стимулированию обновления парка автотранспортных средств, по плану Минпромторга, будет способствовать замена транспортного налога на экологический с установлением дифференцированных ставок в зависимости от экологического класса, объема двигателя и возраста транспортных средств. Применение коэффициентов к базовой налоговой ставке (БС), коррелирующих с возрастом (Кв) и экологическим классом  (Кэко) транспортного средства, дает возможность исчислять транспортный налог как БС * Кв * Кэко. В отношении грузовых автомобилей и автобусов исчисление суммы налога будет производиться с учетом коэффициентов, учитывающих экологический класс и год выпуска транспортного средства (см. табл. 1).

ВставкаМинпромторг предлагает установить предельные сроки эксплуатации коммерческих автомобилей от 7 до 15 лет в зависимости от типа транспортного средства

Таблица 1.
Таблица 1.
Минпромторг предлагает и более кардинальные меры, в частности, установление предельных сроков эксплуатации коммерческих автомобилей. В зависимости от типа транспортного средства, предельный срок его эксплуатации может составить от 7 до 15 лет. Ведомство планирует также, по словам Алексея Рахманова, усилить  меры технического контроля в отношении импортируемых авто, чтобы не допустить на рынок технику, не соответствующую установленным требованиям по технической и экологической безопасности. Чиновник напомнил о  нашумевшей в свое время истории ввоза на территорию РФ с использованием серых схем китайских грузовиков класса Евро-2, запрещенных к ввозу в страну с  2007 года. Сегодня, по словам эксперта, ситуацию с китайскими автомобилями удалось нормализовать. Но похожая история и та же угроза сегодня идет со стороны Казахстана.

Борьба с экологически устаревшей техникой чрезвычайно  важна еще и потому, что в ближайшей перспективе предполагается перевод коммерческой техники на газовое топливо. Предполагается, что для решения этой задачи государство будет предоставлять субсидии на закупки  автобусов,  работающих на газовом топливе, а также троллейбусов и трамваев. Ожидается также, отметил Алексей  Рахманов, продление действия программы  субсидирования закупок субъектами Федерации автобусов, работающих на газомоторном топливе, а также распространение этой субсидии на закупки работающей на газомоторном топливе техники для жилищно-коммунального хозяйства. Напомним, что в  2012 г. было принято решение о выделении 3,5 млрд руб. на субсидирование субъектов РФ приобретать автобусы и технику, работающие на газомоторном топливе. С использованием такой субсидии регионы приобрели в общей сложности 640 автомобилей.

Минпромторг предлагает и другие меры стимулирования обновления парка. В их числе, по словам представителя министерства,  ограничение госзакупок только автомобильной техники, производимой на территории Единого экономического пространства. Кроме того, с 1 июля 2013 года возобновлена программа льготного автокредитования на 2013-2014 года. По словам Алексея Рахманова,  124 кредитные организации уже подтвердили намерение участвовать в программе. За одну неделю с 8 августа по 1 сентября по программе продано 14,2 тыс. автомобилей, что на 29,7% больше, чем неделей ранее. По итогам августа было продано 44 600 автомобилей, а всего с начала реализации программы, по словам Алексея Рахманова, выдано 54,3 тыс. кредитов.

Дополнительные меры поддержки предполагают, пояснил чиновник, что федеральные органы исполнительной власти будут выделять средства федерального бюджета на осуществление дополнительных закупок грузовых автомобилей, автобусов и специальной техники.

 

Подготовила Ирина Ильинская

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp