Индустрия детства: план возрождения и развития. Экономическая политика
Индустрия детства: план возрождения и развития
19 Сентябрь 2013, Виктор Евтухов

Государственная стратегия развития индустрии детских товаров, утвержденная правительством РФ, нацелена, как отмечает замминистра промышленности и торговли РФ Виктор ЕВТУХОВ, на повышение доли отечественных товаров на рынке, увеличение доли инновационных товаров в общем объеме производства и экспорта, оптимизацию издержек импортеров и сдерживание темпов роста розничных цен на широкий ассортимент товаров для детей


Виктор Евтухов
В июне 2013 г. правительство утвердило Стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и план первоочередных мероприятий на 2013–2015 годы по её реализации. Включенная в план ее реализации подпрограмма развития индустрии детских товаров станет частью государственной Программы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. Разработка Стратегии осуществлялась на основании Указа Президента РФ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 1 июня 2012 года и распоряжения Правительства РФ от 15 октября 2012 г. №1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». В создании стратегии приняли участие представители 15 ведомств, более половины субъектов РФ. Как и реализацию данного указа, реализацию стратегии курируют несколько ведомств, а также представители научных и экспертных кругов, бизнеса, обеих палат парламента. Многие годы российская индустрия детских товаров развивалась сама по себе и переживала далеко не лучшие времена.  

Рынок детских товаров и позиции российских производителей

График 1. Рынок детских товаров в РФ, 2008–2015 гг.*
График 1. Рынок детских товаров в РФ, 2008–2015 гг.*
Дети – основные потребители продукции детской индустрии. Особенность этого рынка состоит в том, что покупатель и потребитель тут различны. Товары для детей покупают родители, которые отдают очевидное предпочтение лицензионной продукции, ориентируясь в своем выборе прежде всего на качество и безопасность товара, а не на его цену. Более взрослые дети, у которых уже есть карманные деньги (см. подробнее: «Доходы» детей в системе внутрисемейных отношений»), самостоятельно принимают решения и часто руководствуются иными соображениями, чем их родители.

Еще одна особенность рынка: дети от 4-х лет в 70% случаев отдают предпочтение товарам с образами любимых героев. Еще недавно среди них было немного отечественных персонажей, но сегодня тренд меняется. Герои российских мультфильмов начали успешно конкурировать с западными – персонажи мультфильмов «Маша и Медведь» начали завоевывать рынки Старого и Нового света.

Отечественные производители детских товаров – это более 1200 промышленных предприятий из 15 отраслей, а всего участников рынка, специализирующихся исключительно на детских товарах, более 6 000. Предприятия индустрии расположены практически по всей территории страны – в 75 субъектах РФ. В сфере торговли исключительно детскими товарами в России насчитывается более 5 тыс. компаний. В основном это слабо организованная розница, хотя есть и серьезные сети, реализующие продукцию для детей. Общий оборот отрасли в 2012 г. составил почти 700 млрд рублей. В масштабах страны он вряд ли сопоставим, например, с ТЭК. Но этот рынок сегодня один из самых быстрорастущих. Причем не только в нашей стране, но и во всем мире. В нашей стране такими темпами – в среднем 10% в год – не растет более ни одна отрасль (см. график 1).

* Данные не включают неорганизованную розницу (рынки) и города с населением менее 100 тысяч жителей.

Понятно, что столь высокие темпы роста индустрии детских товаров – во многом следствие улучшения демографической ситуации в стране и повышения рождаемости.

Основные задачи стратегии развития этой индустрии, которые планируется реализовать в период до 2020 года, состоят в следующем:

  • поднять долю отечественных товаров с 20 до 45% (см. табл. 1);
  • увеличить долю инновационных товаров в общем объеме экспорта детских товаров с нынешних 4–4,5% до 20%;
  • добиться большей, чем в других отраслях экономики, стабильности в динамике цен на продукцию «детской» индустрии.

Для достижения этих задач есть серьезные предпосылки. Уже сегодня некоторые отечественные производители успешны не только внутри страны, но и на внешних рынках. Их немного, в том числе и потому, что в продукции индустрии детских товаров в России невелика доля инновационных товаров, пользующихся за рубежом особым спросов.

Таблица 1. Прогнозный объем производства товарных групп индустрии детских товаров (ИДТ) в РФ 2012–2020 гг., включая локализацию производств (в натуральном выражении)
Таблица 1. Прогнозный объем производства товарных групп индустрии детских товаров (ИДТ) в РФ 2012–2020 гг., включая локализацию производств (в натуральном выражении)
Задача сдерживания цен на продукцию связана с тем, что на сегодня цена внутреннего рынка уже выше, чем, к примеру, в Польше и на Украине. И это несмотря на то, что производители детских товаров имеют в нашей стране очевидные преимущества перед зарубежными. Производство при этом практически все компании размещают в Китае, логистические издержки для всех трех стран примерно равны. Но в России – в отличие от Украины и Польши – велика дистрибьюторская наценка. Поэтому политика сдерживания цен предусматривает ряд мер по налаживанию максимально прямых связей между производителями и розничной торговлей. Так, предполагается разработка комплексной программы продвижения российских товаров и услуг индустрии детских товаров на российские и зарубежные рынки, в том числе создание единой площадки их продвижения, проведение просветительских кампаний для формирования соответствующего спроса.

Еще одно перспективное направление работы – улучшение таможенного администрирования со снижением для импортеров затрат на таможенные процедуры, в том числе за счет снижения сроков их прохождения. Пока в структуре потребления детских товаров в стране доминирует импорт. Причем многие детские товары идут из стран Юго-Восточной Азии, зачастую их отличают низкое качество, низкая безопасность для здоровья детей. Часть импорта при этом не растомаживается по установленным правилам и с учетом обязательств России в связи с ее членством в ВТО.

ФТС РФ принимала активное участие в разработке «детской» стратегии и внесла свои предложения. Так что можно реально рассчитывать на изменение ситуации с таможенным администрированием к лучшему.

Немалую помощь в наведении порядка на рынке оказывает Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, отслеживая поставки товаров и активно взаимодействуя в этом мониторинге с ФТС, Роспотребнадзором и Росздравнадзором. Данные мониторинги, в частности, показали, что необходимо навести надлежащий порядок с товарными потоками, поступающими в РФ через страны Таможенного союза.

По совокупности обстоятельств, как выясняется, российские предприятия индустрии детских товаров страдают от недобросовестной конкуренции. Маржинальная прибыль наших предприятий, как правило, ниже, чем у аналогичных компаний, работающих на западном рынке. Таким образом, поддержав отечественных производителей, можно добиться того, чтобы цены на детские товары в стране стали ниже и сопоставимыми с ценами в других странах.

Раз, два, три – елочка, гори!

Реализация стратегии потребует времени. Но в качестве первого шага необходимо существенное изменение нормативно-правовой базы. Следующий шаг – создание технологической платформы для индустрии детских товаров. Иными словами, формирование обоснованного с экономической, технологической и маркетинговой точек зрения заказа промышленности с последующим созданием соответствующих мощностей. Предприятия-лидеры будут поддержаны регионами и на базе инновационно-промышленного кластера увеличат свои возможности и объемы выпускаемой продукции.

Следующий шаг, или второй этап реализации стратегии – изменение структуры экспорта детских товаров в пользу более высокотехнологичных продуктов, конкурентоспособных на внешних рынках. Повышение конкурентоспособности на внешних рынках идет, как показывает опыт многих стран, рука об руку с высокой технологичностью производства и продукции, с соответствием мировым стандартам качества. К примеру, по мировым стандартам пустой детский рюкзак должен весить не более 400 грамм. Все ли детские рюкзаки на российском рынке удовлетворяют этому требованию? В этом рюкзаке не должно быть такого несоразмерного для детского организма количества бумажных учебников – а значит необходимо ускорить переход на электронные книги.

В России цены на детские товары существенно выше, чем в Польше и Украине, а прибыль отечественных производителей детских товаров в среднем ниже, чем у зарубежных компаний

Индустрия детских товаров у нас привычно воспринимается как производство игрушек. Это далеко не так. В России производится хорошая детская мебель, печатаются хорошие книжки, у нас прекрасная анимация. Отечественная история богата, она содержит множество образов, которые можно использовать. Сложилось также представление, что у нас нет по-настоящему отечественных производителей, что все «отечественные» компании свое производство размещают за рубежом. Но это тоже не соответствует действительности. Скажем, на кировской фабрике игрушек «Весна» занято 600 человек, на Волго-Вятской обувной фабрике «Лель» – 900 человек, всего в производственной сфере нашей индустрии занято порядка 100 тыс. человек, а с учетом занятых в розничной торговле – 300 тыс. человек. Среди предприятий есть и те, кто поставляет продукцию за рубеж, например, компании «Звезда», «Степ пазл», «Нордпласт», «Смешарики», «Маша и Медведь». На «Неделе моды» (27.03–1.04.2013, Гостиный двор, Москва) несколько отечественных фабрик представляли очень хорошую детскую одежду – и не только школьную форму.

В России многие годы не проводились антропометрические исследования, а ведь каждое новое поколение отличается от предыдущих. И эту лакуну необходимо восполнить. Нужны также технологические прорывы. По числу зарегистрированных международных патентов Россия, как известно, значительно уступает КНР, Японии, США. Не случайно стратегия предусматривает вложение значительных, хотя и куда и более скромных, чем в упомянутых странах, средств в научно-исследовательские работы.

Наконец, на третьем этапе реализации стратегии (2018–2020 гг.) предполагается завершить инфраструктурные преобразования и поставить на поток общеотраслевые инвестиционные проекты в детской индустрии.

Приоритеты «детских» проектов

Подпрограмма развития индустрии детских товаров, как планируется, будет утверждена до конца текущего года. Одно из центральных ее положений – формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов индустрии. Компании, работающие на этом рынке, проинформированы и могут собирать документы для участия в проектах, перечень требований к которым должен быть утвержден в декабре.

Требования к проектам таковы: направленность на развитие объектов инфраструктуры индустрии детских товаров на территории России, окупаемость, поддержка со стороны субъектов федерации, на территории которых проекты планируется реализовать. Конкурсной комиссией также будут учитываться научно-технологические и производственные потенциалы проекта, влияние проекта на социально-экономическое развитие субъекта РФ.

Эксперты Минпромторга предполагают, что на первом этапе (первые два года) реализация Стратегии потребует порядка 4 млрд рублей бюджетных средств и такой же суммы привлеченных средств от бизнеса.

Планируется, что общий объем инвестиций региона в рамках подпрограммы должен быть не менее 500 млн рублей. В том числе предполагается совместное участие в таких проектах бизнеса и субъектов РФ в формате государственно-частного партнерства. Субъекты РФ проявляют высокую заинтересованность в участии в проектах Подпрограммы развития индустрии детских товаров. Живейший интерес проявили Самарская область (она – один из локомотивов роста в России), Московская область (здесь предполагается создание индустриального парка), Кировская, Ульяновская, Владимирская области, Санкт-Петербург, Алтайский край. На расширение производства детских товаров предприятиями предполагается потратить не менее 100 млн рублей. И на внедрение новых типов продукции в серийное производство также предполагается направить неменьшую сумму. Все эти проекты могут быть и межрегиональными, в том числе и в случае объединения нескольких инвестпроектов в более крупный.

Подпрограмма оговаривает и процедуры допуска к госзакупкам. Предполагается, что отечественные производители получат первоочередное право на участие в соответствующих конкурсных процедурах. Но не исключительное. Причем преференции предоставляются только в том случае, если товар или его аналог уже производится в России. Если его производства в стране нет, то конкурс открыт для всех на равных основаниях. Это касается и продукции для детских садов, школ, других образовательных учреждений, учреждений здравоохранения.

 

Виктор Евтухов

 

По материалам брифинга заместителя министра промышленности и торговли РФ В.Л. Евтухова, в РИА Новости, 23 июля 2013 г., Москва

 

Подготовил к публикации Илья Воробьев

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp