Недетские задачи детской индустрии. Экономическая политика
Недетские задачи детской индустрии
19 Сентябрь 2013, Антонина Цицулина

Особенность Стратегии развития индустрии детских товаров состоит в том, что она инициирована участниками рынка. Ее разработка и утверждение – уникальный пока пример успешного взаимодействия общественной организации – Ассоциации предприятий индустрии детских товаров – и органов государственной власти, считает  президент ассоциации Антонина ЦИЦУЛИНА


Антонина Цицулина
Ассоциация предприятий индустрии детских товаров выступила инициатором и системным интегратором Стратегии развития индустрии детских товаров, принятой во исполнение Указа Президента РФ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Инициатива снизу была поддержана государством, общественной организации было дано право разработать соответствующую концепцию и выступить координатором усилий экспертного сообщества и различных государственных ведомств.

В этой первой кроссекторальной стратегии объединены позиции 15 федеральных органов власти, 13 из которых Стратегию непосредственно разрабатывали. Удалось создать не только концептуальный документ, но и план конкретных мероприятий со сроками исполнения и ответственными за каждый из включенных в стратегию пунктов  (см. подробнее: Индустрия детства: план возрождения и развития).

Стратегия рассчитана на 7 лет. Именно эти годы институционально наиболее важны. Вместе с тем, такой срок достаточен и для того, чтобы сложились системные изменения, на основе которых отрасль сможет в дальнейшей развиваться сама, не требуя более пристального внимания и содействия со стороны государства. Этого срока будет достаточно для превращения индустрии товаров и услуг для детей в открытую саморазвивающуюся систему, в рамках которой каждая российская компания сможет найти свое место, в том числе в системе госзакупок и инвестиционных конкурсов. Успеху разработки стратегии в немалой степени способствовало то, что она логично встраивается в общую государственную политику, нацеленную на интересы подрастающего поколения. Теперь инициативы в области образования, культуры, медицины, развития информационного общества будут иметь блок, связанный с промышленностью, производящей широкий ассортимент товаров и услуг для детей. Более того, стратегия фактически предусматривает создание той самой инфраструктуры детства, которая призвана обеспечить реализацию прав ребенка, законодательно закрепленных в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Рамки этого закона необходимо расширить за счет предметно-пространственной среды, которую собственно и создает в первую очередь отечественная промышленность, будь то продукция российского ИКТ или детская мебель и игрушки.

Закономерен вопрос, есть ли и сколько в нашей стране собственно российских производителей? Возможно, общая практика состоит в том, что российские компании попросту занимаются размещением производственных заказов в Китае? Ситуация такова, что в нашей стране есть промышленные компании полного промышленного цикла с размещением производства исключительно на российской территории. И есть компании, например, «Гранд Тойз», «Гулливер», «Смешарики», «Маша и медведь», разрабатывающие свои изделия в стране, и размещающие эти разработки на контрактной  основе как в России, так и за рубежом. Если производство более чем на 50% размещено на территории России, этот производитель считается российским.

Тенденция к размещению заказов на производство для российского рынка в Китае и других азиатских странах может и должна быть изменена. Причем ряд крупных иностранных компаний уже стали пионерами в этой области. Стратегия как раз и призвана поддержать этот процесс и создать для рыночных игроков понятные стимулы и механизмы развития производства в России с тем, чтобы отечественный рынок не заполнялся полностью изделиями глобальных игроков, как это произошло в сфере производства детского питания и средств гигиены.

Конкурировать и побеждать

Стратегия предусматривает организацию инвестиционных конкурсов. Любая иностранная компания, планирующая разместить производство в России, может участвовать в таких конкурсах  на общих основаниях. Например, сегодня компания Lego разместила свое производство в Чехии, а наша задача создать условиях для прихода инвесторов и в Россию. Тем более что в ряде проектов, в том числе высокотехнологичных, возможно взаимовыгодное партнерство российских и зарубежных производителей детской индустрии. России, прежде всего, интересны инвесторы, которые будут не вытеснять и замещать российского производителя, а вкладывать свои ресурсы в развитие местных разработчиков и высокотехнологичных производств. Стратегия нацелена на максимальное укрепление российского производителя, но не вопреки объективным процессам глобализации и интеграции производства, а на основе органичного вписывания в них российского производства и российского рынка. В рамках такой стратегии развития может идти речь и о создании на территории РФ предприятий полного цикла, и о создании новых продуктов, новых оригинальных брендов на основе взаимодействия и сотрудничества с зарубежными компаниями. При этом принятая Стратегия соответствует правилам ВТО, учитывает особенности, ограничения и возможности этой организации, и не станет причиной очередных разбирательств и претензий к России в рамках ВТО.

Задача Стратегии состоит в том, чтобы поддержать малые и средние предприятия детской индустрии, помочь им увеличить свою долю на внутреннем рынке и создать стимулы для выхода на зарубежные

Инвестиции семьи во всем мире в значительной мере ориентированы на детей. В нашей стране они поддерживаются государством. В результате рынок детских товаров растет стабильно, в меньшей степени, чем другие рынки, подвергаясь негативным воздействиям неблагоприятной конъюнктуры и кризисов. При этом продукция, поступающая на этот рынок, становится все более высокотехнологичной. Школьный рюкзак, к примеру, обзавелся ортопедической спинкой и свойствами органайзера. В его организованном пространстве все имеет свое место – от  фломастера до кроссовок, которые сейчас могут  трансформироваться в самокат. Ткань платья становится антимикробной, с солнцезащитными свойствами, она не линяет. Новые швейные технологии (в частности, обработки швов) делают белье более комфортным.

Стратегия выделяет в 15 «детских» отраслях именно те области, в которых отечественное производство конкурентоспособно. Так, в обувной подотрасли не только расширяется производство в сегменте детской обуви, здесь, прежде всего, растет объем обуви ортопедической. В производстве одежды наиболее динамичный рост демонстрируют товары для новорожденных, в мебельном производстве отечественные детские кроватки занимают уже 90% российского рынка. Крупные мебельные предприятия либо полностью специализируются «на детстве», либо наращивают долю продукции для детей.

Вот этот тренд роста государству как раз сейчас нужно поддержать и обеспечить тем самым не только повышение доли отечественных производителей на внутреннем рынке, но и создать стимулы для выхода на рынки зарубежные, прежде всего, стран Таможенного Союза.

Высокий  экспортный потенциал имеют российские товары и услуги, создающие новый облик детства. Одна из таких компаний - «Тойтемик». Ее инженеры недавно создали чип, позволяющий игрушкам «видеть» друг друга. Ориентация на такое «умное» производство имеет все основания оказаться успешной. Это подтверждается, в частности, 11 международными патентами, которые получены этой компанией. Русская школа головоломок имеет хорошие возможности и входит в тройку лидеров наряду с японской и голландской. Российский изобретатель Владимир Красноухов подписывает лицензионный договор с китайской (!) компанией, его логические игрушки, произведенные по лицензии в упомянутых странах, продаются в самом крупном детском игрушечном магазине Японии, а также в Голландии, Испании, США и других странах.

Отечественная индустрия детских товаров способна успешно конкурировать в дизайне и технологии создания новых образов. Не случайно созданный всего три года назад в Тольятти «Дизайн-центр Группы компании Гранд Тойз» выиграл конкурс на разработку символов сочинской олимпиады. Товары бренда «Маша и медведь» успешно вышли на рынок США. От конкуренции дизайна и технологий нужно стремиться перейти на уровень конкуренции образов и смыслов, создавая высокотехнологичную продукцию, несущую через дизайн наши культурные коды.

Ассоциация при поддержке Агентства стратегических инициатив разработала дорожную карту развития индустрии детских товаров на период до 2025 года. Цель – определить направления развития отрасли детских товаров в разрезах образования, культуры, социальной сферы и здравоохранения. При этом задачей Ассоциации является поддержка перспективных процессов соответствующим развитием промышленности, поиск точек оптимальной консолидации различных процессов. Насколько, например, перспективным окажется развитие городских парковых детско-родительских сообществ или специализированных образовательных центров при музеях, кинотеатрах и клубах, ведь любая среда, окружающая ребенка, активно им используется – и образовывает, воспитывает, развивает.

Дети  и малый бизнес

70% отечественных производителей индустрии детства – это малые и средние предприятия. Скажем, фабрика «Весна», только за 2012 г. реализовавшая в стране 1,2  млн  кукол, – среднее предприятие. Как и завод «Нордпласт», производящий в Петербурге более 5 млн пластиковых игрушек. Упоминавшийся уже тольяттинский «Дизайн-центр» – малое предприятие. Это предприятия с передовым промышленным потенциалом, которым следует оказать поддержку в развитии. Стратегия как раз и предусматривает специальные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Ряд региональных технопарков, создание которых предусмотрено планом мероприятий по реализации стратегии,  будут работать как раз для микро-, малого и среднего бизнеса.

Бизнес и сам проявляет завидную готовность развиваться. Как минимум, четыре предприятия в нынешнем году реализуют достаточно крупные инвестиционные проекты. Это МП «Звезда», строящее первое в стране роботизированное производство пластиковых игрушек. Это МП «Смена», закладывающее новое швейное производство, среднее предприятие «Смолтойс», планирующее построить новую фабрику мягких игрушек.

Хорошие перспективы имеют в России и многие другие производства. Об этом говорит, к примеру, опыт фабрики «Томик», производящей деревянные игрушки. В кооперации с Томским государственным университетом ей удалось разработать такую технологию их производства, при которой себестоимость продукции оказалась достаточно низкой, чтобы выиграть конкуренцию по цене с аналогичной китайской продукцией. Развитие кооперации по кластерному типу на деле доказало свою эффективность. Например, егорьевской фабрике обуви «Котофей» удалось интегрировать в рамках кластера пять производств и существенно при этом увеличить выпуск.

 

Антонина Цицулина

 

По материалам брифинга заместителя министра промышленности и торговли РФ В.Л. Евтухова, состоявшегося 23.07.13 в РИА «Новости» (Москва)

 

Подготовил к публикации Илья Воробьев

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp