Вопросов больше чем ответов. Экономическая политика
Вопросов больше чем ответов
5 Декабрь 2012, Ольга Заславская

Пенсионная формула, которая появится к середине следующего года, будет вынуждена урезать права застрахованных, поскольку другого пути для решения проблемы дефицита Пенсионного фонда нет. Повышать социальный налог больше нельзя, так как и нынешнюю нагрузку бизнес переваривает с трудом, утверждали эксперты на круглом столе «Пенсионная система: новая матрица?» в РИА Новости


Михаил Дмитриев
Ситуация с пенсионной системой непростая, и она не упростилась с принятым решением о снижении взносов в накопительную часть пенсии с 6 до 2%, считает президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев. «Первоначально положения реформы предполагали затронуть все элементы пенсионной системы РФ - и распределительную, и накопительную составляющие, и добровольные пенсии. Пока мы видим не просто сложности в принятии такой комплексной реформы, но и то, что многие решения постоянно откладываются. В частности, еще летом нам обещали, что решения по распределительной и накопительной составляющим, а также досрочным пенсиям будут приниматься синхронизировано, и мы будем видеть балансовый итог этих решений. То есть, понимать,   как они повлияют не только на текущие обязательства пенсионной системы, но и на долгосрочную устойчивость. Пока же хоть какая то ясность появилась только по обязательной и накопительной составляющим. И то эта ясность –очень относительная. А вот по распределительной составляющей и по досрочным пенсиям ясности так и нет, – утверждает Михаил Дмитриев. – По распределительной составляющей было заявлено, что существующая формула (порядок расчета страховой части пенсии) нуждается в изменениях: необходимо усилить стимулы для людей, выходящих на пенсию, стимулы, что бы зарабатывать стаж,  пенсионные права, добиваться от работодателей уплаты пенсионных взносов. При этом были названы один или два варианта этой формулы. В дальнейшем дискуссия по ее содержанию прекратилась. Согласно последнему поручению президента формулу предстоят разработать только к середине лета».

Принятые решения

Михаил Дмитриев: «Предлагаемые новации в пенсионной системе подтолкнут колеблющихся к переходу в НПФ и УК, в которые и переведут средства до 40-45% работающих»

В соответствии с принятыми поправками о перераспределении страховых тарифов в 2014 г. (законопроект подписан президентом 4 декабря 2012 г.), отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6% до 2%, оставшиеся 4% будут перераспределены в страховую часть пенсии. Иными словами эти средства изымаются из частного управления и пойдут прямиком в Пенсионный фонд.

Реформа коснется и самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы), которые в настоящее время платят в Пенсионный фонд около 1 тыс. руб.  в месяц. Согласно закону, эти граждане станут платить в  фонд 26% от двух МРОТ. С учетом роста МРОТ – 2,7 тыс. руб. в месяц. При этом часть самозанятых – находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, военнослужащие срочной службы, супруги военнослужащих и дипработников, не имеющие возможности устроиться на работу – полностью освобождаются от взносов, в том числе и ныне действующих.

Страховые взносы начнут платить и с зарплат трудовых мигрантов: если за год трудовой мигрант отработал у работодателя 6 месяцев (независимо от количества заключенных трудовых договоров), работодатель обязан полностью оплатить за него взносы в Пенсионный фонд.

Работодатели, у которых есть места с тяжелыми и вредными условиями труда, с правом на досрочную пенсию,  будут платить повышенные страховые взносы. Дополнительные тарифы страховых взносов зависят  от вида работ, в которых заняты застрахованные лица: для подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах – 4% в 2013 г., 6% в 2014 г.у и 9% в 2015 г.; для тяжелых условий труда, а также на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, дающих право на назначение досрочной пенсии – 2% в 2013 г., 4% в 2014 г. и 6% в 2015 году. Власть рассчитывает, что эти поправки будут стимулировать работодателей к сокращению числа рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда и, соответственно, число «досрочников».

Экономии не будет

Снизить дефицит Пенсионного фонда за счет озвученных мер, по мнению Михаила Дмитриева не удастся. «К 2015 г. благодаря решениям, которые были приняты еще в 2009 г., предстоит дополнительное увеличение расходов на финансирование минимального размера базовой пенсии. Речь идет о доплате к пенсии за каждый год стажа свыше 30 лет. Этот объем дополнительных обязательств Пенсионного фонда специалисты оценивают в 512 млрд. рублей. Именно столько хотели сэкономить на всех планируемых мероприятиях пенсионной реформы», – объясняет эксперт. Он считает, что и принятые меры экономии не дадут. «Я думаю, не будет особой экономии за счет обложения самозанятых. Ее не удастся всерьез достичь по досрочным пенсиям. Работодатели протестуют против повышения тарифов. Если пойдет дальнейшее ухудшение экономической ситуации (а некоторые эксперты уже прогнозируют рост ВВП на 2,5%), в этих условиях бизнес вряд ли будет спокойно воспринимать столь существенное увеличение нагрузки на фонд оплаты труда. Это в основном крупные компании, где зарплата платится «в белую», и она не маленькая. Поэтому, скорее всего, правительству придется и по досрочным пенсиям с особыми условиями труда вести переговоры, - уверен Михаил Дмитриев. - Тем более на фоне явно намечающегося отказа от каких либо изменений по досрочным пенсиям бюджетникам. То есть, военнослужащие, работники силовых ведомств, бюджетники оказались вне этих реформ. Получается, что у нас только одна категория «досрочников» попала под реформы — как раз те, кто действительно страдает от тяжелых условий труда, которые не улучшаемы, например, шахтеры».

Не дадут экономию и принятые президентом решения по накопительной составляющей, потому что две трети этих ресурсов, исходя из озвученных решений, останутся в накопительной системе, утверждает эксперт и объясняет почему это так: «С одной стороны было принято решение, что 2% остаются в накопительной системе. В отношении остальных 4% принято следующее: граждане, которые уже перешли в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании или перейдут еще в течение следующего года, сохранят возможность накапливать в накопительной системе взносы по ставке 6%. Остальным (кто сохранил статус «молчунов») собираются предложить некую процедуру выбора, но если они этой процедурой не воспользуются, 4% пойдут у них в распределительную систему. Мы почти уверены, что принимаемые решения подтолкнут многих колеблющихся людей перейти в НПФ и УК. Скорее всего, в итоге мы получим 40-45% всех работающих в накопительной системе в НПФ и УК. С учетом этих оценок 3/4 накоплений останутся в накопительной системе, 3/4 взносов, которые раньше платились в накопительную систему, скорее всего там и будут платиться».

В тупике

Оксана Дмитриева: «Надо решать вопрос о том, кто возьмет на себя доплаты до минимальной пенсии, если ее размер оказался ниже этого уровня из-за полного обесценения пенсионного накопительного капитала»

В результате получается, что новый порядок расчета трудовой пенсии - новая пенсионная формула, которая будет озвучена летом 2013 г.,  - реально должна будет изыскать экономию 512 млрд руб., которые пойдут на надбавки к минимальному размеру базовой пенсии, и плюс решить проблему по экономии, которая недополучена в результате принятых решений по пенсионной реформе. «Эта формула, так или иначе, будет вынуждена урезать права застрахованных, - считает Михаил Дмитриев. - Это будет явно не популярный шаг, какую бы формулу мы не рассматривали. Это тупиковая ситуация - результат накопленных решений, которые принимались с 2009 г. и текущих решений по пенсионной реформе».

По мнению зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой дополнительно придется законодательно решать еще один вопрос: на ком будут риски накопительной пенсионной системы - на государстве, на финансовых посредниках, или человеке? «Сейчас риски делятся между человеком и государством. Государство гарантирует по накопительному капиталу компенсацию вложенных средств до номинала. Согласно «выплатному закону» государство страхует только отрицательную доходность, при этом у финансовых посредников (НПФ и управляющих компаний) нет никаких обязательств по доходности, - отмечает эксперт. - Государство в дальнейшем будет принимать решение о минимальной пенсии и прожиточном минимуме. А кто будет доплачивать до минимального прожиточного минимума или минимальной пенсии, если низкий размер пенсии оказался таким из-за полного обесценения пенсионного накопительного капитала? Эти вопросы придется решать на протяжении этого полугода».

Телега к мерседесу

Борис Титов
Помимо урезания пенсионных прав через новую пенсионную формулу остается еще один источник решения проблем дефицита Пенсионного фонда — повышение страховых взносов. Однако, по словам уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, бизнес уже не в состоянии платить больше, его финансовое состояние доведено до такой черты, что сегодня еще что-то брать из бизнеса в России практически невозможно. «Ставка единого социального налога, затем страховых платежей за последние годы менялась неоднократно. Когда ставка была 26%, доля зарплат в конвертах снизилась до 9%. С увеличением ставки до 34% уже в 2011 г. мы зафиксировали рост «серых» зарплат до 41%. То есть эксперименты со ставкой привели к резко негативному результату: не решили проблему пополнения Пенсионного фонда и опять загнали бизнес в тень.

Борис Титов: «Следует выделить систему финансирования пенсий людей, работавших в советское время, в отдельный фонд – Фонд старших поколений – и наполнять его за счет средств от приватизации»

Еще одной реакцией бизнеса — стал вывод капитала из России. Уменьшение страховых взносов до 30% также не дало никакого результата, - утверждает эксперт. - К сожалению, пока мы не видим реальных предложений по реформированию пенсионной системы, которые бы успокоили бизнес в стране и дали ему возможность дополнительного инвестирования в страну. Потому что принятые решения - это косметическое изменение, а основная проблема пенсионного фонда  не решена. Пенсионный фонд так и останется дефицитным.  В результате рано или поздно опять у многих людей в государстве появится желание простых решений, и уже говорят о том, что необходимо повышать налоги на бизнес. Первый шаг мы уже увидели  - повышены ставки для предприятий опасных производств. Это говорит о том, что психология повышения ставок страховых взносов не изжита».

Бизнес предлагает свои варианты реформирования Пенсионной системы. «Мы считаем, что ничего кардинально менять не надо. Пенсионная система, которая была принята в 2002 г., она правильная, западная, современная, она дает возможность зарабатывать людям, - считает Борис Титов. - Но к правильной реформе в конце пути присоединили часть, которая практически нивелировала эту реформу и не дала ей возможности быть успешной. Мы к мерседесу прицепили телегу и сказали: езжай быстро. Телега - это неработающие пенсионеры. Сейчас любой работающий человек платит пенсионные отчисления сразу за двух: за себя и за того, кто уже находится на пенсии. Надо выделить систему финансирования пенсий людей работавших в советский период в отдельный фонд - Фонд старших поколений,  наполнение которого будет осуществляться за счет средств от приватизации, дивидендов госкомпаний, акцизов на табак и алкоголь. Последние надо повышать. Вот так мы  и советским пенсионерам достойную пенсию заплатим, и ныне работающим позволим хорошую пенсию сформировать. При  этом ставка страховых взносов может быть снижена до 15-17% вместо нынешних 34%. Это предложение власти пока не слышат».

 

 

Подготовила Ольга Заславская

 

По материалам круглого стола «Пенсионная система: новая матрица?» в РИА Новости (19 ноября 2012 г., Москва)

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp