Система смягчения рисков. Экономическая политика
Система смягчения рисков
31 Октябрь 2012, Хайнц Рудольф

При нынешней демографической ситуации в России обсуждение параметрических изменений пенсионной системы неизбежно. Ускорить многоступенчатую пенсионную реформу можно посредством укрепления ее обязательного накопительного компонента, отметил ведущий финансовый экономист отдела глобальных рынков капитала Всемирного банка Хайнц РУДОЛЬФ (Heinz RUDOLPH) в докладе на юбилейной конференции НАПФ


Демографическая угроза

Хайнц Рудольф
Диаграмма 1.
Диаграмма 1.
Общие пенсионные расходы России выросли с 5,5-6% от ВВП в 2009 году до 9% ВВП к 2009 году. Трансферты из федерального бюджета в Пенсионный фонд повысились с 3% ВВП до 4-4,5% соответственно. Как был профинансирован переход от достаточно низких пенсионных расходов к довольно высоким, не совсем ясно (см. диагр. 1).  Но очевидно, что сегодня проблемы российской пенсионной системы во многом связаны  именно с трудностями финансирования ее расходов, и отмена накопительного компонента их вряд ли решит. Объем средств, аккумулированных в нем, значительно меньше того, который необходим для покрытия этого долга (см. диагр. 2).

Серьезные проблемы для пенсионной системы создает сочетание нескольких негативных факторов, которые отменой накопительного компонента не решаются. По-настоящему критичными становятся демографическая ситуация и низкий фактический возраст выхода на пенсию. Сегодня эффективный возраст выхода на пенсию в странах с развивающейся экономикой для женщин –  52 года, для мужчин – 54. Даже при том, что в России продолжительность жизни ниже, чем в Европе, период дожития после выхода на пенсию оказывается все равно выше. Так, например, россиянки в возрасте 55 лет ожидаемо проживут еще более 21 года с момента получения пенсионного удостоверения, а российские мужчины в возрасте 60 лет – более 14.

По данным рабочей группы Всемирного банка, в РФ в 2011 г. 2/3 долгосрочного финансирования дефицита могут быть покрыты посредством корректировки пенсионного возраста и реформирования досрочных пенсионных схем. В то же время есть еще  3,5 млн человек – госслужащие и военные, – которые не платят пенсионные взносы. Хотя в большинстве стран госслужащие также вносят свой вклад в систему. Здесь имеется проблема скорее бухгалтерского характера.

О важности многоуровневых систем

При большой финансовой неграмотности отмена обязательной накопительной системы увеличит разрыв между пенсионерами из больших и малых компаний 

Диаграмма 2.
Диаграмма 2.
Параметрические реформы являются наиболее эффективным способом решения демографической проблемы, связанной, главным образом, с сокращением молодого населения (см. диагр. 3). Есть и другие риски, в том числе связанные с дефицитом средств, демографической ситуацией, способностью правительства выполнять свои обязательства, а управляющих компаний – аккумулировать активы. Многоуровневая пенсионная система как раз смягчает риски госсектора и рынка капитала. Более того, помимо всех этих преимуществ в управлении рисками есть и другой плюс – развитие рынка капитала и формирование длинных денег в экономике.

Опыт Центральной Европы – Венгрии и Польши – показывает, что отмена накопительных схем или снижение уровней взносов ведет к существенному  сокращению будущих пенсий (в Венгрии накопительная компонента была отменена, а в Польше – сокращены ставки накопительных взносов с 7,3% до 7,2%). Согласно подсчетам экспертов ОЭСР, будущие пенсионеры существенно теряют в своих пенсиях, хотя новые реформы и законодательные изменения, которые проводятся и принимаются сегодня, должны бы уберечь от проблем будущие поколения.

Задача России тоже состоит в том, чтобы не оставлять  проблему «в наследство» потомкам, а эффективно справиться с нагрузкой, которая распределяется между нынешними и будущими пенсионерами. И выходом могло бы стать сохранение многоуровневой пенсионной системы. Эти цели противоречат задаче получения краткосрочного покрытия дефицита пенсионных средств, но в долгосрочной перспективе способны придать  устойчивость пенсионной системе.

Обязательная или добровольная

Диаграмма 3.
Диаграмма 3.
Переход из обязательной в добровольную накопительную систему может оказаться достаточно рискованным. В России до недавнего времени 90% граждан находились в системе «по умолчанию», и более 70% лиц попросту не принимали решения по своим пенсиям. За 30 лет до выхода на пенсию граждане России еще не понимают последствий своих решений и возможных альтернатив. Задача специалистов по пенсионной политике состоит именно в том, чтобы объяснить им, как выглядят все возможные опции, и особенно опция «по умолчанию». Большинство «молчунов», чьими пенсионными средствами управляет от имени государства Внешэкономбанк, – работники небольших компаний или самозанятые. Эти люди не вполне понимают, какое решение от них требуется. Предоставить опцию населению, не обладающему достаточной финансовой грамотностью, – не значит автоматически  улучшить его благосостояние.

Низкая эффективность инвестиций государственного управляющего создает дополнительный разрыв в будущем между пенсиями работников, которые выходят на пенсию из больших компаний (как правило, более финансово грамотных), и теми, кто уходит из малых структур. Кроме того, в крупных компаниях люди выплачивают больше взносов, стало быть,  их пенсии будут выше. Таким образом, цели перехода к добровольной накопительной системе не соотносятся со стремлением улучшить пенсионное обеспечение «для всех».  Добровольные накопительные схемы обычно приносят выгоду высокодоходным сотрудникам. И Россия может оказаться заложницей системы, где большинство бенефициаров добровольной пенсионной системы могут оказаться людьми с высоким доходом, а не теми, кому это в наибольшей степени нужно.

 

 

Подготовила Анастасия Астахова

 

По материалам выступления и презентации Хайнца Рудольфа на Юбилейной международной конференции, посвященной 20-летию отрасли НПФ «Перспективы развития пенсионной системы России», октябрь 2012, Москва

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp