Бразильский опыт борьбы с неравенством: невероятное и неочевидное . Экономическая политика
Бразильский опыт борьбы с неравенством: невероятное и неочевидное
30 Август 2013, Анастасия Астахова

Бразилии удалось добиться существенных успехов в борьбе с бедностью, отмечается в исследовании Бразильского центра анализа и планирования с красноречивым заголовком «Настоящая Бразилия: неравенство, скрытое за данными статистики». Однако эти успехи не сопровождались ни снижением функционального неравенства по доходам, ни ростом мелкого сельскохозяйственного производства, а значит, они могут оказаться неустойчивыми


Рисунок 1. Изменение уровней неравенства в странах БРИКС. Коэффициент Джини. Источник: brics-inequality-fact-sheet-oxfam-03-14-2013_0
Рисунок 1. Изменение уровней неравенства в странах БРИКС. Коэффициент Джини. Источник: brics-inequality-fact-sheet-oxfam-03-14-2013_0
Последние годы мировое сообщество активно обсуждает успехи Бразилии по преодолению социального неравенства. По данным Всемирного банка, еще в 2003 г. 21% населения страны имел доход не более 2 долл. в сутки. А в 2009 г. таких было всего 11%. Процент экстремальной бедности (людей, живущих на менее чем 1,5 долл. в день) упал с 10% в 2004 г. до 2,2% в 2009 году. ВВП на душу населения еще в 2002 г. составлял всего 2,8 тыс. долл., при том в Мексике он превышал 6,3 тыс. долларов. Однако уже в 2011 г. бразильский ВВП на душу населения превысил 12,5 тыс. долл., обогнав по этому показателю Мексику (10 тыс. долл.). Характерно, что рост показателя произошел во многом благодаря повышению доходов именно бедного населения. В 2001–2009 гг. среднегодовой рост доходов 10% беднейшего населения составлял примерно 7%, в то время как самые богатые увеличивали свои доходы лишь на 1,7%. Это привело к серьезному снижению индекса Джини, который упал до минимального за 50 лет показателя – 0,519. По данным Oxfam, с начала 1990-х вплоть до конца 2000-х гг. из всех стран БРИКС только в Бразилии неравенство в распределении доходов снижалось (см. рис. 1). При этом с 2003 до 2009 гг. среднегодовой темп прироста ВВП составлял около 4,2%. Из-за кризиса в 2009 г. ВВП несколько уменьшился – 0,6%, а на следующий год экономика снова показала рост – сразу на 7,5%. В 2013 г. прирост ВВП составил 1,3%. Это указывает на то, что в целом, стране удавалось сохранять неплохие темпы развития, много внимания уделяя снижению неравенства.

Равнение на «социалку»

В 2002 г. к власти в Бразилии пришел лидер Партии трудящихся Луис Инасиу Лула да Силва (Luiz Inácio Lula da Silva), который осуществил «левый поворот», объявив приоритетами своего правления решение социальных проблем, ликвидацию нищеты и уменьшение бедности. Именно беднейшие граждане Бразилии и были ядром его электората на выборах. Важнейшим стал вопрос о совместимости экономического неолиберализма и ориентации на социальные преобразования. Президенту Бразилии во многом удалось создать такое «поле для маневра» в экономической политике, чтобы провести существенные социальные преобразования, считает научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Людмила Окунева (см. Окунева Л. О трансформации бразильского проекта экономической и социально-политической модернизации в конце XX – начале XXI вв. // Мир перемен. 2013, №2). Были запущены широкие программы социального реформирования, которые значительно сократили масштабы бедности и абсолютной нищеты. Речь при этом шла не только об улучшении положения наиболее бедных граждан за счет оказания срочной и первоочередной помощи, но и о том, чтобы повысить уровень жизни представителей низшего среднего класса.

В 2007 г. был принят План ускорения роста, в рамках которого серьезно возросли инвестиции в инфраструктуру, а также были предоставлены налоговые льготы для стимулирования экономического роста. Планом были предусмотрены инвестиции в улучшение городской инфраструктуры и ЖКХ, энергетику, транспорт и др. В 2010 г. была начата вторая фаза Плана, предполагаемый объем которой с 2011 по 2014 гг. составит 526 млрд долларов (см. табл. 1).

Таблица 1. Оценка инвестиций в различные программы по Плану ускорения роста (фаза 2).Источник: The Secretariat for Social Communication (SECOM) of the Presidency of Brazil

Программа

2011–2014

после 2014

Всего (долл. США)

Городские улучшения

31,3

-

31,3

Социальная инфраструктура

12,6

-

12,6

Качество жизни

152,5

-

152,5

Вода и свет

16,6

-

16,6

Транспорт

57,3

2,4

59,7

Энергетика

255,3

343,9

599,2

Всего

526

346,4

872,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Уровень безработицы в городской агломерации Сан-Паоло в 1988–2010 гг.
Рисунок 2. Уровень безработицы в городской агломерации Сан-Паоло в 1988–2010 гг.
Важной целью Плана было повышение уровня жизни населения, особенно беднейшей его части. Так, по данным Совета по вопросам Западного полушария (Council on Hemispheric Affairs), во время первой фазы Плана на повышение качества жизни жителей фавел было выделено 4,2 млрд долларов. Эти деньги пошли не только на восстановление или строительство инфраструктуры, но и на различные социальные программы, помогающие обитателям фавел стать полноправными членами общества – получить работу, пользоваться услугами здравоохранения и образования (см. рис. 2).

Значительные средства государство направило также на программы материальной поддержки нуждающихся семей, причем, год от года количество реципиентов помощи увеличивалось, причем существенно (см. рис. 3). По состоянию на февраль 2011 г. программой социальных выплат «Гранты семьям» (Bolsa Familia) было затронуто 26% граждан Бразилии. В рамках этой программы государство направляет денежные средства тем семьям, чьи дети ходят в школу и имеют все необходимые медицинские прививки.

Однако несмотря на очевидные успехи программы, которая оказывала серьезное влияние на доходы беднейших слоев населения, столь обширная социальная помощь, по мнению скептиков, приводит к росту иждивенческих настроений в обществе и демотивирует людей искать работу, отмечают эксперты CEBRAP (Centro Brasileiro de Analise e Planejamento) в докладе «Настоящая Бразилия: неравенство, скрытое за данными статистики» (Real Brazil: the inequality behind the statistics report). 

Рабочие беднеют, собственники богатеют

Рисунок 3. Изменение числа бенефициаров программ Bolsa Familia и Выплат постоянных пособий в 2003–2010 гг. Источник:  real-brazil-full-report
Рисунок 3. Изменение числа бенефициаров программ Bolsa Familia и Выплат постоянных пособий в 2003–2010 гг. Источник: real-brazil-full-report
Данные по динамике создания рабочих мест показывают, что за последние годы не произошло значительного улучшения в функциональном распределении дохода. На девяти из десяти новых рабочих местах в формальном секторе зарплата не превышает трех минимальных размеров оплаты труда. Причем, с 2004 г. ситуация постоянно ухудшалась (см. табл. 2).

Производительность труда в промышленности Бразилии в последние десять лет постоянно росла. Исключение составили лишь 12 месяцев с июля 2008 года. Сегодня, как признают эксперты, производительность труда на четверть превышает показатель 2001 года. Но при этом, как ни парадоксально, реальные средние зарплаты работников в промышленности, наоборот, снизились более чем на 5%. Это означает, что работники на самом деле не получили никакого возмещения за рост производительности. Функциональное неравенство по доходам (доходы от капитала против доходов от труда) не снизилось, утверждают в своем исследовании эксперты CEBRAP.

Впечатляющие успехи Бразилии в борьбе с бедностью в последние годы связаны во многом с «низким стартом», когда даже сравнительно недорогие меры, оказывающие слабое фискальное давление на бюджет, были способны привести к заметным результатам. В то же время, привилегии богатейших групп населения реформами затронуты не были, не было принято мер, способных ускорить рост наиболее производительных секторов, а также повысить технологическую интенсивность производства. А налоговый режим – с явным перевесом в сторону регрессивного косвенного налогообложения – приводит к снижению реальных доходов бедных людей и их росту у богатых жителей Бразилии, подчеркивают эксперты CEBRAP. Все это указывает на то, что положительная динамика по снижению неравенства, которое зафиксировано индексом Джини, и снижению уровня бедности может существенно замедлиться в будущем. Правительству придется разрабатывать более изощренные программы социальной поддержки и вовлечения бедного населения в экономические процессы.

Экстенсивное сельское хозяйство

Таблица 2. Новые рабочие места по уровню заработной платы в 2004–2008 гг. Источник: real-brazil-full-report
Таблица 2. Новые рабочие места по уровню заработной платы в 2004–2008 гг. Источник: real-brazil-full-report
На сельских территориях Бразилии также удалось добиться статистически заметных успехов – за последние девять лет число бедных на селе снизилось на 15%. При этом страна наращивает экспорт продовольствия. Уже сейчас Бразилия вышла на позицию четвертого из крупнейших мировых экспортеров продуктов питания. На долю мелких фермеров приходится 70% внутреннего рынка продовольствия Бразилии. Большую долю составляют кооперативы. На их долю, согласно данным ФАО, приходится 37% сельскохозяйственного ВВП. В 2003 г. президентом да Силва была запущена программа «Нулевой голод» (Hunger Zero), которая позволила повысить средний доход семей фермеров на 33%. Во многом этого удалось достичь за счет улучшения доступа фермеров к кредитованию. Мелкие сельскохозяйственные предприятия также получили поддержку благодаря Национальной программе школьного питания, в рамках которой школы и детские сады обязаны не менее 30% продуктов закупать у фермеров. На закупку продовольствия у 160 тыс. фермеров было потрачено 1,7 млрд долларов. Прямые и косвенные выгоды от этой программы получили 14 млн человек.

Производительность труда в промышленности Бразилии выросла за десятилетие более чем на 25%

Однако у международных экспертов возникает множество вопросов, касающихся, тем не менее, социального процессов и влияния развития сектора на окружающую среду. Одной из важнейших проблем, как отмечают эксперты, по прежнему остается доступ населения к продуктам питания. Миллионы людей в стране не могут себе позволить качественное питание. Эта ситуация ухудшается чрезвычайными географическими различиями в производстве продуктов питания. По данным ФАО, почти 90% производства продовольствия в Бразилии сконцентрировано в южной и юго-восточной частях страны. При этом 60% людей, лишенных возможности приобрести качественные продукты, проживают на севере и северо-востоке Бразилии. 

Важно также, что с 1950 г. ситуация в сфере землевладения практически не изменилась – большая часть сельхозугодий по-прежнему находится в руках крупных землевладельцев. Если в 1950 г. на долю мелких фермерских хозяйств приходилось 17% обрабатываемой земли, а на долю крупных – 75%, то в 2010 г. эти показатели составляли 23,8 и 56,1% соответственно. При этом большие хозяйства составляют всего 2,5% от их общего числа (в 1950 г. – 9%). Такая динамика указывает на рост концентрации в отрасли.

Немало и доказательств того, что агросектор Бразилии – особенно, скотоводство – крайне неэффективно и безответственно с экологической точки зрения использует колоссальные запасы природных ресурсов. Страна стала важнейшим мировым экспортером мяса во многом за счет того, что отдала под пастбища обширные территории джунглей в бассейне реки Амазонки. Поэтому вся эта область рискует оказаться зоной экологического бедствия. Сильное агролобби оказывает серьезное давление на правительство с целью изменения институциональной и бюджетной политики. Например, им удалось повлиять на Конгресс с тем, чтобы прописать в новом Лесном кодексе меньшие объемы естественной растительности, которую необходимо сохранить, а также «прощать» все преступления в экологической сфере, совершенные до 2008 года, отмечают эксперты Oxfam

Все это указывает на то, что быстрые улучшения, происходящие в бразильской экономике и социальной сфере, могут быть очень недолговечны, а бездумное копирование бразильского опыта вряд ли целесообразно.

 

Подготовила Анастасия Астахова

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp