Развитие евразийской интеграции. Экономическая политика
Развитие евразийской интеграции
8 Август 2013, Таир Мансуров

Евразийская интеграция развивается более быстрыми темпами, нежели создание Евросюза. Последнему для создания экономического союза понадобилось почти 43 года. Построение Единого экономического пространства (ЕЭП), формально начавшееся 1 января 2012 г., должно завершиться в 2015 г., отмечает  Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир МАНСУРОВ в статье, опубликованной в журнале «Мир перемен»


Таир Мансуров
<…> Истоком современной евразийской интеграции стал проект формирования Евразийского союза государств (ЕАС), представленный президентом Казахстана Н. Назарбаевым в марте 1994 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова. Для достижения стабильности и безопасности в евразийском регионе он предложил создать реально работающий союз государств, основой объединения которых должны были стать экономические взаимосвязи.

Евразийский проект был выдвинут в эпоху дезинтеграции и системного финансово-экономического кризиса стран постсоветского пространства. <…> «Этап взаимного отторжения стран был неизбежен, – говорил Н. Назарбаев, <…> – но этот виток потрясений через какое-то время даст новое качество стабильности – размежевавшиеся страны и народы поймут издержки изоляционизма и вернутся на путь интеграции». <…>

Цель ЕАС – служить формированию согласованных подходов к проведению рыночных преобразований, обеспечению национальной безопасности евразийских стран, их совместному включению в глобальную экономическую систему. Ее предполагалось реализовать путем создания государствами региона единого экономического, политического, таможенного и гуманитарного пространства. Кроме того, проект ЕАС предусматривал создание ряда наднациональных координирующих структур, которые в полной мере отвечали бы потребностям развития новых независимых государств.

<…> В основе проекта ЕАС лежала концепция разноскоростной и разноуровневой интеграции, согласно которой формы, темпы и степень взаимного сотрудничества выбираются в зависимости от уровня готовности и заинтересованности стран-участниц. При этом евразийское сотрудничество не предполагало воссоздание СССР, а должно было происходить без ущемления суверенитета, при невмешательстве во внутренние дела государств-членов, уважении прав каждого народа, определившего порядок государственного устройства в своей стране.

<…>20 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, 29 марта 1996 г. – Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и учреждении Таможенного союза (ТС). Договор вступил в силу 6 января 1997 г.; в 1998 г. к нему присоединился Таджикистан.

Тот Таможенный союз так и не смог реально заработать и по объективным, и по субъективным причинам. Однако полученный при этом опыт был необходим для выработки в дальнейшем эффективной стратегии поэтапного сближения сопредельных государств, наиболее подготовленных к интеграции. <…>

История создания ЕврАзЭС

23 мая 2000 г. на заседании Межгоссовета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан в Минске было принято решение о создании новой экономической организации с международным статусом, наделенной широкими полномочиями в сфере интеграционного взаимодействия, с четкой структурой и эффективно действующими институтами и механизмами.

ЕЭП создается на основе принципов цивилизационной реконструкции, т.е. развития этнокультурных отношений с учетом сбережения мощнейшего культурного потенциала народов Евразии

10 октября 2000 г. в Астане президентами пяти стран был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС, вступивший в силу 30 мая 2001 года. Членами ЕврАзЭС с момента его образования стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдова и Украина. В 2006–2008 гг. членом Сообщества был Узбекистан, затем приостановивший свое участие в его органах. <…>

Приоритетные направления развития ЕврАзЭС, утвержденные главами государств 27 апреля 2003 г., реализуются в следующих областях: проведение согласованной экономической политики и взаимодействие в реальном секторе экономики; организация и совместное развитие энергетического рынка; формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС; взаимодействие в агропромышленном секторе; создание общего рынка услуг; общего финансового рынка и развитие валютной интеграции; сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики; расширение полномочий органов ЕврАзЭС.

<…>Регистрация Договора об учреждении ЕврАзЭС в Секретариате ООН состоялась в апреле 2003 г., а в январе 2004 г. Сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Каждые два года Генеральный секретарь ЕврАзЭС представляет доклад о ходе развития сотрудничества ООН и ЕврАзЭС, который ложится в основу резолюции об их совместной деятельности (к настоящему моменту принято четыре). <…>

Международные и региональные партнеры Сообщества

На протяжении ряда лет главными международными партнерами ЕврАзЭС были: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН, Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ЮНЕСКО, Программа развития ООН (ПРООН), МАГАТЭ, Международная организация по миграции (МОМ), Специальная программа для экономик стран Центральной Азии (СПЕКА), Всемирная таможенная организация (ВТамО), ОБСЕ, Представительство ЕС, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Важное место занимает сотрудничество с региональными структурами – СНГ, ОДКБ, ШОС.

ЕврАзЭС – открытая организация, ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других действующих в рамках Сообщества договоров, и вознамерится эти обязательства выполнять. Кыргызстан подал заявку на вступление в ТС в рамках ЕврАзЭС, Таджикистан также проявляет заинтересованность в этом.

Функции органа межпарламентского сотрудничества выполняет Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС, координирующая законотворческую деятельность национальных парламентов в соответствии с договорами, заключенными в рамках Сообщества, и разрабатывающая рекомендации по гармонизации и сближению законодательств его стран-членов.

Экономический потенциал

В экономическом смысле ЕврАзЭС – это крупный региональный рынок (182,6 млн человек, или более 3% мирового населения), располагающийся на самой большой в мире территории (15% обитаемой суши), обладающий мощной минерально-сырьевой базой и значительным экономическим потенциалом. Его доля в мировом ВВП оценивается почти в 4%, а экспорт товаров из Сообщества составляет около 3% мирового экспорта. В странах-членах сосредоточены 8,5% мировых разведанных запасов нефти, 22% запасов природного газа и угля, более 20% мировых запасов пресной воды и лесного покрова планеты. В 2011 г. доля ЕврАзЭС в мировой добыче нефти составила 15%, природного газа – 22%, угля – 6%, выработке электроэнергии – 5,5%, производстве стали – 5,1%, легковых автомобилей – 1,25%, зерна – 5,9%, мяса и мясопродуктов – 1,8%, молока и молокопродуктов – 6,2%.

Для стран ЕврАзЭС <…> характерны географическая близость, устойчивые производственные, кооперационные и торговые связи, общность многих культурных и исторических традиций, наличие социальных связей, во многом общая коммуникационная инфраструктура.

Поэтому именно ЕврАзЭС смогло стать ядром экономической интеграции на постсоветском пространстве, добившись существенного экономического прогресса. В 2011 г. по сравнению с 2001 г. в среднем по Сообществу ВВП, промышленное и сельскохозяйственное производство выросли в 1,7 раза, инвестиции в основной капитал – в 2,5 раза, стоимостные объемы взаимной торговли – в 4,2 раза.

Совместные программы

В настоящее время странами-членами Сообщества разрабатываются и реализуются 9 совместных межгосударственных программ и 11 концепций, в том числе концепции международной деятельности ЕврАзЭС, продовольственной безопасности, формирования общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.

С 2011 г. реализуется пятилетняя программа «Инновационные биотехнологии», общий объем финансирования которой – 926,6 млн рублей. <…> Предусмотрена разработка 58 передовых биотехнологий, пригодных для последующей коммерциализации, создание 16 национальных коллекций культур микроорганизмов и клеточных культур, 5 информационно-поисковых баз данных, получение 110 опытных образцов препаратов (биопрепаратов, биодобавок, ферментов, биоудобрений и др.).

В 2012 г. началось выполнение трехлетней программы «Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов ЕврАзЭС», сопряженной с новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS), используемой странами Евросоюза. Общая сумма средств на осуществление мероприятий программы – 212,8 млн рублей.

В апреле 2012 г. утверждена программа «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», на реализацию которой в 2013–2018 гг. будет направлено 1,2 млрд руб. (75% – из российского бюджета). Будут рекультивированы два радиационно опасных объекта в Кыргызстане (Каджи-Сай и Мин-Куш) и один в Таджикистане (Табошар). <…>

В соответствии с Концепцией формирования единого транспортного пространства в настоящее время на территории Сообщества формируются четыре международных коридора: Юг – Запад, Азия – Европа, Север – Юг, Запад – Восток. До 2015 г. будет реализовано 108 инвестиционных проектов, направленных на расширение и модернизацию транспортной инфраструктуры. Создается опорная сеть логистических центров, объединенная в инвестиционный проект «Транспортные ворота ЕврАзЭС». Уже введено в строй 8 таких центров, а до 2020 г. планируется построить еще 37.

Интеграция в финансовой сфере

В 2006 г. по инициативе президентов В. Путина и Н. Назарбаева был учрежден Евразийский банк развития. Сейчас он насчитывает шесть государств-участников (пять стран-членов Сообщества и Армения). Банк финансирует инвестиционные проекты, имеющие интеграционный эффект, проводит исследования экономической интеграции, управляет средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

В мире сегодня функционируют 27 региональных интеграционных объединений различных форм

На 1 января 2013 г. банк имел текущий инвестиционный портфель в размере 3,7 млрд долл., накопленный – 4,6 млрд долларов. Финансируемые им проекты могут генерировать в среднем около 3,5 млрд долл. в год в виде дополнительного выпуска продукции в экономиках государств-участников банка, а в долгосрочной перспективе с учетом мультипликативного эффекта – до 4,3 млрд долл. в год.

<…> В декабре 2008 г. главы государств Сообщества на неформальном саммите в Боровом под Астаной выработали совместные меры противодействия мировому финансовому кризису. Тогда же главы государств решили образовать совместный Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере 10 млрд долл. и создать Центр высоких технологий ЕврАзЭС. В 2009 г. они были учреждены и начали работу.

Из средств Антикризисного фонда в 2010 г. Таджикистану предоставили финансовый кредит в размере 70 млн долларов. В 2011 г. было принято решение о выделении кредита Беларуси на сумму 3 млрд долл. траншами в течение трех лет. <…> К настоящему времени Центр высоких технологий ЕврАзЭС отобрал для реализации 14 инновационных проектов и еще 80 находятся на рассмотрении. Центр активно сотрудничает с российским фондом «Сколково». <…>

<…> По предложению глав государств Сообщества был создан новый Суд ЕврАзЭС, который заработал с 1 января 2012 г. (до этого его функции исполнял Экономический Суд СНГ). <…>

Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС

Становление ЕврАзЭС прошло несколько ключевых этапов. Так, на первом из них между странами был заключен ряд двусторонних торговых договоров. Благодаря принятию мер по торговле без изъятий и ограничений за первые восемь лет существования ЕврАзЭС взаимный товарооборот его членов достиг 123 млрд долл., т.е. увеличился более чем в 4 раза, что создало предпосылки для перехода к следующему этапу интеграции – ТС.

<…>Страны ЕврАзЭС обладают неравным потенциалом и разной степенью развития рыночных отношений, в связи с чем их готовность к участию в интеграционных проектах различна. Именно поэтому решение о создании в рамках Сообщества ТС было принято всеми президентами государств-членов ЕврАзЭС, а уставные документы о его формировании подписали президенты трех стран – Беларуси, Казахстана и России – наиболее близких по типу экономического развития и уровню жизни населения. Было решено, что остальные страны смогут присоединиться к ТС позднее, по мере готовности их экономик.

<…> С 1 января 2010 г. ТС начал работу. Были введены в действие Единый таможенный тариф на импортируемые товары из третьих стран и Единые правила тарифного и нетарифного регулирования. С 6 июля 2010 г. стал действовать Договор о Таможенном кодексе ТС, заработала единая система таможенного регулирования. К 1 июля 2011 г. была сформирована Единая таможенная территория; таможенные границы между странами ТС были полностью отменены; все виды государственного контроля (таможенный, транспортный, ветеринарный, санитарный и фитосанитарный), за исключением пограничного, перенесены на внешнюю таможенную границу.<…>

Высшим органом ТС стал Межгоссовет на уровне глав государств и глав правительств трех стран. Был создан первый наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза (КТС), в который вошли вице-премьеры Беларуси, Казахстана и России.

<…>Бизнес-сообщество и население уже получают реальную выгоду от ТС<…>. Сократились издержки предприятий и время, ранее затрачиваемое на очереди на границах и заполнение таможенных деклараций. <…>Для граждан ТС существенно облегчил трансграничные связи. <…>

Создание Единого экономического пространства

Президенты Н. Назарбаев, Д. Медведев и А. Лукашенко, не дожидаясь окончательного завершения строительства ТС, приняли решение о создании ЕЭП и 19 декабря 2009 г. утвердили План действий по его организации. Затем за один год вместо изначально планируемых двух был разработан и принят пакет из 17 базовых соглашений, составляющих правовую основу ЕЭП. Он подписан в декабре 2010 г. и ратифицирован в 2011 году. С 1 января 2012 г. начался практический этап создания ЕЭП, а в 2015 г. оно должно выйти на полный режим работы. В то же время для обеспечения полноформатного функционирования ЕЭП до конца 2015 г. необходимо принять еще 55 международных договоров и иных документов в развитие базовых соглашений, а правительствам стран – обеспечить выполнение 74 обязательных мероприятий по соглашениям ЕЭП в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

ЕЭП – это, по сути, пространство, объединяющее территории Беларуси, Казахстана и России, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, <…> единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика<…>.

<…>Одновременно с укреплением экономических взаимосвязей, переходом к общему рынку создается единое социальное пространство, которое предполагает: функционирование общего рынка труда; использование системы согласованных социальных стандартов и индикаторов; гармонизацию систем социального страхования; основанное на согласованных принципах и подходах пенсионное обеспечение граждан; создание общего образовательного пространства; доступность медицинских услуг и лекарственной помощи; формирование благоприятной окружающей среды; единое пространство для межгосударственных и межнациональных культурных контактов.

Для решения указанных задач с начала 2012 г. заработала новая интеграционная структура в рамках трех государств – Евразийская эко­номическая комиссия – единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП, имеющий статус наднационального органа управления. Ей переданы полномочия упраздненной КТС.

Для населения и бизнес-сообщества выигрыш от ЕЭП очевиден. Предприниматели будут иметь равный режим доступа на общий рынок трех стран, смогут свободно выбирать, где им регистрировать свои фирмы и вести бизнес, они будут без ограничений продавать товары и предоставлять услуги на территории любого из государств-членов ЕЭП и иметь доступ к инфраструктуре в области энергетики, транспорта и коммуникаций. Создание общего рынка – часть планов стран-членов ЕЭП по переходу от сырьевой экономики к инновационной.

Евразийский экономически союз

В октябре–ноябре 2011 г. лидеры России, Казахстана и Беларуси выступили в газете «Известия» с программными статьями о создании в перспективе Евразийского экономического союза (ЕЭС). Его материальной и геополитической основой служат неразрывные экономические и социокультурные связи, составляющие ядро интеграции евразийского пространства, а нематериальной – межнациональные, межэтнические и межрелигиозные отношения на основе принципов цивилизационной реконструкции, т.е. развития этнокультурных отношений с учетом сбережения мощнейшего культурного потенциала народов Евразии.

18 ноября 2011 г. главами трех государств принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой отмечается, что основным содержанием дальнейшей интеграции будет полная реализация потенциала ТС и ЕЭП, совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия. <…>

<…>Создание ЕЭП и в дальнейшем – Евразийского экономического союза даст евразийским странам шанс осуществить структурную перестройку экономики и совершить рывок в развитии. Этот союз, как и другие евразийские региональные организации, будет открыт для всех стран СНГ и других сопредельных государств с их огромным человеческим, экономическим и культурным потенциалом.

 

Подробнее см.: Таир Мансуров. Развитие евразийской интеграции. «Мир перемен», 2013, №2

 

Подготовила к публикации Галина Белова

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp