Чтоб не пропасть поодиночке. Экономическая политика
Чтоб не пропасть поодиночке
8 Сентябрь 2012, Наталья Гетьман

Ускоренная региональная интеграция на пространстве СНГ – одна из важнейших мер антикризисной программы этих государств, сталкивающихся с однотипными внешними шоками. Избежать кризисных потрясений в связи с рецессией в еврозоне не удастся, но следует найти механизмы смягчения их последствий за счет совместных действий,  считают участники диспута «Кризис в Европе и в мире. Что ждет экономику стран СНГ?»


 

Видеомост  Москва – Киев – Кишинёв – Ереван – Астана: Круглый стол «Кризис в Европе и в мире. Что ждет экономику стран СНГ?» был  организован РИА Новости.

Экономики стран СНГ интегрированы в мировую экономику и уже ощущают дыхание долговых и финансовых проблем еврозоны, экономика ряда стран которой уже в рецессии. Какие механизмы распространения этого кризиса, как минимизировать его влияние, что делать? Вырабатывать каждому свои меры или в Содружестве?

Механизмы распространения кризиса

Ключевые каналы передачи кризиса из Европы в Россию понятны, отмечает замдиректора  Института экономики РАН Михаил Головнин. Это, прежде всего, внешнеторговый и инвестиционный каналы. Евросоюз – основной внешнеторговый партер России (48-49% внешнеторгового оборота). Кризис в Европе влияет на мировые цены энергоносителей, что также отражается на российской экономике. ЕС также и крупнейший инвестиционный партнер России. Значительное уменьшение притока капитала в Россию, безусловно, окажет негативное воздействие на российскую экономику, считает эксперт. Причем, он не будет компенсироваться сокращением оттока капитала из России, который, как правило, движется в ЕС лишь транзитом. Непосредственно кризис воздействует на экономики стран СНГ примерно по тем же каналам, а опосредованно – через Россию. То есть для стран СНГ внешние удары придут и  непосредственно из еврозоны и опосредовано – через российскую экономику. Избежать таких внешних шоков не в силах ни Россия, ни страны СНГ, но смягчить их за счет использования потенциала внутреннего спроса можно, уверен Михаил Головнин.

Переводы мигрантов на Украину сокращаются, это новая реальность для экономики страны

Руководитель украинского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский отметил и другие каналы передачи долгового кризиса из Европы в страны СНГ. В частности, одни из них – политика  консолидации средств в европейских банках, в результате которой украинские банки с иностранным капиталом начинают досрочно погашать кредиты, полученные от материнских банков в Западной Европе. Отсюда и понижательное давление на валютный курс, и сужение возможностей кредитования на национальном финансовом рынке. Еще один канал передачи кризисных потрясений – переводы украинских мигрантов. «Раньше люди уезжали, чтобы заработать, вернуться и увеличить свои жизненные стандарты, выучить детей и т.д. А сегодня все больше и больше людей связывают свою дальнейшую судьбу с зарубежьем, – говорит эксперт. – Поступление денег по этому каналу сокращаться, ведь они нужны мигрантам там, где им приходится жить. И это – новая тенденция, и новая реальность для Украины».

Казахстанская экономика, возможно, даже менее диверсифицированная, чем российская,  отметил начальник управления Института экономических исследований Казахстана Алжан Туганбеков, порядка 47% казахского ВВП – это экспорт сырьевых товаров. Падение экспорта в кризис составило порядка 50% в номинале, сокращение импорта –  порядка 20%. Собственно финансовый кризис пришел в Казахстан в 2007 г., когда сократилось кредитование казахстанских банков. Антикризисные меры правительства были направлены на поддержку пяти секторов – финансового, сектора недвижимости, малого и среднего бизнеса, инфраструктурных проектов, инновационного предпринимательства. На это было выделено порядка 20% ВВП, активно использовались средства Нацфонда Республики Казахстан. Выработку мер для формирования новой подушки безопасности в Казахстане связывают с проработкой соглашений в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Казахстан рассматривает рынок стран СНГ как перспективный для сбыта своей продукции, прежде всего животноводческой.

Впрочем, экономика страны, как отметил эксперт из Астаны, встала на хорошие рельсы, показав по итогам первого квартала 2012 г. 5,6% роста ВВП.

Молдавия не оправилась еще и от первой волны кризиса, полагает замдиректора Центра стратегических исследований и реформ Елена Горелова. ВВП страны сократился в 2009 г. на 6%, а темпы восстановления экономики оказались низкими. Прежде всего, не восстановился объем инвестиций в экономику, и не восстановился в полной мере объем денежных переводов мигрантов в Молдавию, от размера которых зависит и бюджет страны, и уровень внутреннего спроса. Если ранее объем денежных переводов мигрантов, уезжающие на заработки за рубеж, составлял около 30% бюджета страны, то теперь только 10%. Уже со второй половины 2011 г. началось вползание страны в очередной кризис. А по итогам первого полугодия  2012 г. чистый приток иностранных инвестиций сократился на 40%, существенно сократился и объем выданных банками кредитов.

Переждать или что делать?

Украина не может кризис пересидеть, отмечает эксперт Игорь Бураковский, ей придется вырабатывать и меры по стимулированию экономической активности, и решать финансовые проблемы. В 2012 г. Украина должна  выплатить 16,3 млрд гривен государственного долга. Евро-2012, достаточно успешное спортивное мероприятие, легло бременем на украинский бюджет. Следует провести разумную грань между финансированием больших проектов, которые стимулируют производство и экономическую активность, и прочими, в том числе имиджевыми проектами, которые в кризисной ситуации оказываются непосильным бременем для экономики, подчеркивает Игорь Бураковский.

Нужно реалистично оценивать масштаб того, что происходит в ЕС, и оценивать возможную глубину риска. При относительно благоприятном развитии ситуации в ЕС, Украину в 2012 году ожидает рост реального ВВП на 1,9%.

При неблагоприятном – падение ВВП на 4%. И потому так важно трезво оценить результаты политики, проводимой в годы первой волны кризиса и подготовиться к новой, которая потребует и новых мер по рефинансированию украинских банков и точечного стимулирования отдельных отраслей и компаний. При этом важно хотя бы минимизировать давление со стороны лоббистов отдельных отраслей и даже отдельных предприятий, которые выдаются за государственные интересы.

Экономику Молдавии вторая волна кризиса начала накрывать до того, как она смогла оправиться от первой 

Не менее важно, полагает украинский эксперт, бороться с протекционизмом и закрытием рынков. Такая тенденция прослеживалась в ходе первой волны кризиса. Трибуна ВТО дает возможность противостоять этим тенденциям. И это страны СНГ, в большинстве своем уже ставшие членами этой организации, могут выступать единым фронтом. Для стран СНГ важно и самим избегать антикризисного протекционизма – как в форме тарифной защиты, так и в форме нетарифных барьеров, полагает украинский эксперт.  

Государство должно давать частному сектору сигнал, какие именно сектора экономики будут поддержаны, поддержал коллегу казахский эксперт. Но не согласился с предложением выступить в ВТО единым блоков стран СНГ. Это совсем непросто, считает Алжан Туганбеков. В рамках ВТО давно есть свои блоки и свои лидеры этих блоков, которые уже имеют опыт продавливания интересов различных групп бизнеса своих стран.

Болезни наших экономик схожи, отмечает зав. кафедрой Ереванского государственного экономического университета Ашот Тавдян. Это и монополизированность, слабая  диверсификация, отсутствие глубокой переработки, высокая коррупция. Поэтому нашим странам необходимы совместные проекты, например, по глубокой переработке сырья.

Нужна программа повышения конкурентоспособности, считает руководитель армянского аналитического центра «Альтернатива» Татул Манасерян. «Мы чаще всего оглядываемся на Запад, когда ищем выход из сложной ситуации, а  нам надо учиться друг у друга, обменяться опытом и вырабатывать общие подходы. Есть общие закономерности, тенденции и проблемы, над которыми надо работать совместно»,  – сказал эксперт.

Молдавская экономика очень уязвима, а меры, которые может позволить правительство, несопоставимы с теми возможностями маневра, которые есть у России, Украины и  Казахстана, отмечает консультант вице-премьер-министра Молдавии по экономике Александр Муравский. Однако в связи с рецессией в ЕС Молдавия с надеждой смотрит на Россию, рассчитывая, прежде всего, на то, что потерявшие работу в Европе молдаване смогут найти работу в России. Ведь переводы мигрантов по-прежнему один из важнейших способов поддержания внутреннего спроса в республике. Рассчитывать на значительный рост ВВП страны в 2012 г. не приходится.  В начале прошлого года, когда формировался бюджет, прогнозировалась 5%-ый рост, теперь прогноз снижается примерно до 2,5-3%, а реально за первый квартал рост составил всего 1% ВВП. Темпы роста экспорта Молдавии резко сократились по отношению к аналогичному периоду прошлого года, но ситуация с инвестициями еще более драматична. Самая насущная проблемы страны – это инвестиции. Для их привлечения необходимо принять все возможные меры, в том числе меры по либерализации деятельности экономических агентов, борьбе с коррупцией, развитию судебной системы и гарантий прав собственности.

Созидательные планы

Было бы неверно возлагать чрезмерные надежды на возможности СНГ в противостоянии кризису, сомневается Александр Муравский. Для этого СНГ слишком аморфная структура, в принципе неспособная на действия, похожие на те, которые предпринимает и планирует принять Евросоюз в рамках Пакта роста и занятости.


Справка

28-29 июня 2012 г. главами государств ЕС был подписан  Пакт роста и занятости (вступит в силу к концу 2012 года). Он предусматривает увеличение капитала Европейского инвестбанка (ЕИБ), перераспределение средств бюджетных фондов ЕС, запуск проектных облигации в ЕС. Предполагается, что в результате этих мер ЕС сможет мобилизовать 120 млрд евро инвестиций в экономику региона в ближайшие годы.


Тем больший интерес к процессам в ЕврАзЭС, ТС, сама идея создания евразийского общего рынка и ЕЭП, которое должно быть создано уже в 2015 г., отмечает другой молдавский эксперт Елена Горелова. Так, в ЕврАзЭС существует Евразийский банк развития, антикризисный фонд, из которого в прошлом году было выделено около миллиарда долларов на решение валютных проблем Белоруссии. У Молдовы и других стран СНГ таких возможностей не будет, и выкарабкиваться из кризиса каждой из стран СНГ придется, опираясь, прежде всего, на собственные возможности. Но важно понимать, что меры, которые принимались в ходе первой волны кризиса, не смогут защитить от второй. Так, в  Молдавии использовалась чисто либеральная модель антикризисной политики, предполагающая сокращение внутреннего спроса, сокращение госрасходов и обращение за помощью к МВФ и другим донорам. Да, при этом началось осуществление ряда инфраструктурных проектов, но все эти проекты с отложенным эффектов во времени. Так что на повестке дня для республики – смена модели антикризисной политики. «Думаю, правительство вынесло определенные уроки, и будет выбрана совершенно другая модель антикризисной политики», – надеется эксперт из Кишинева.

Давнишняя линия экономической политики России – преодолеть барьеры на пространстве СНГ. Так, в октябре прошлого года  принято соглашение о многосторонней Зоне свободной торговли СНГ, напомнил Михаил Головнин. И это один из тех механизмов, который позволит смягчить или избежать протекционистских барьеров на пространстве СНГ. Более тесное сотрудничество формируется в рамках ЕЭП с Казахстаном и Белоруссией – здесь уже барьеры постепенно снимаются по всем направлениям, создается общее экономическое пространство и подушка безопасности.

Эксперт выделил ряд направлений, по которым можно реализовать уже конкретные проекты, способствующие не только преодолению кризиса, но росту экономик Содружества. Первый: предложить странам СНГ совместный проект структурной перестройки экономики и совместной модернизации. Второй – это реализация совместных инфраструктурных проектов, в частности транспортных. Это то, что в значительной степени связывает все наши страны, отметил Головнин, и в реализации подобных проектов есть взаимная заинтересованность. Именно эти проекты могли бы способствовать развитию внутреннего спроса не в одной России, но и в других странах Содружества, которые тоже могли бы в них участвовать.

Особое внимание, как полагает замдиректора Института экономики, следует обратить на  задачу финансовой интеграции в нашем регионе. В том числе использования таких институтов как Евразийский фонд и Евразийский банк развития, и другие меры, которые могли бы объединять все страны СНГ. Причем, банк развития, видимо, нужно создавать для постсоветского пространства в целом.

Либо это будет реанимация Межгосбанка СНГ, либо расширение числа членов Евразийского банка развития. В рамках этих институтов могут быть разработаны наиболее близкие к рыночным механизмы финансовой поддержки экономик СНГ.

 

По материалам: Круглого стола «Кризис в Европе и в мире. Что ждет экономику стран СНГ?». / Видеомост Москва – Киев – Кишинев – Ереван – Астана. / РИА Новости.

 

Подготовила Наталья Гетьман

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp