Беларусь: ориентация на экспорт. Экономическая политика
Беларусь: ориентация на экспорт
22 Февраль 2013, Наталья Шагайда

В условиях принципиально разных систем функционирования экономики России и Белоруссии существуют ценовые преимущества белорусских продуктов перед российскими. Это обусловлено административным регулированием издержек на производство сельскохозяйственных продуктов в Белоруссии и их рыночной реализацией в России – доказывает заведующая Лабораторией аграрной политики Института Гайдара, руководитель центра агропродовольственной политики РАНХ и ГС Наталья ШАГАЙДА


Структура и объемы сельхозпродукции из Беларуси

Наталья Шагайда
Увеличение производства и экспорта сельскохозяйственной продукции является одной из приоритетных задач Республики Беларусь (РБ). В РБ на душу населения производится молока в 2,8 раза больше, чем в странах ЕС, мяса – в 1,1 раза, зерна – в 1,6 раз. В соответствии с Основными положениями программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015  годы, объем экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции планируется довести к 2015 году до $7-7,2 млрд.

В структуре производства сельхозпродукции страны преобладают молочные и мясные продукты. По данным ФТС РФ, в 2011 г. в стоимостной структуре белорусского экспорта в Россию доля сельскохозяйственных животных, а также мяса и мясопродуктов составила 35,6%, молочных продуктов – 47,9%, сахара и сахаропродуктов – 5,2% , овощей – 2,1%. Все остальные группы продуктов – менее 2%. 

Наиболее чувствительным для российского рынка может быть белорусский экспорт мяса и молока. Экспансия на российский рынок может корректироваться с учетом роста внутреннего российского производства, и белорусская сторона уже выстраивает цепочки для экспорта мясной продукции в страны дальнего зарубежья, если спрос на них в России упадет, вследствие роста производства внутри страны.

Картофель рассматривается белорусской стороной в качестве одного из приоритетных продуктов экспорта, в Россию его приток пока невелик. Подавляющее количество картофеля производится в хозяйствах населения России и там же потребляется. В рознице реализуется его незначительная часть общего производства, поэтому увеличение экспорта из Беларуси приведет к росту конкуренции белорусского картофеля с российским в магазинах.

Стратегической целью Беларуси является наращивание производства льна и его переработка. И здесь не Россия в приоритетах, а интеграция в производственно-сбытовые цепочки ТНК, означающая доступ к зарубежным технологиям.

Приоритетным направлениями Беларуси названы высокоэффективное семеноводство и разведение племенного скота – потенциально экспортные виды продукции. Угроз для российского рынка они пока не представляют.

Соотнесение потенциально возможных объемов экспорта основных экспортных товаров во все страны к 2015 г. к сложившимся объемам реализации продуктов в России показало, что наиболее чувствительный сегмент рынка – молочный (см. табл. 1).

Таблица 1. Оценка потенциальных объемов экспорта основных продуктов в Россию относительно розничных продаж. Источник: Росстат, ГТС

Вид

Планируемый объем экспорта к 2015 г. относительно 2010 г. (во все страны)

Реализация в РФ (2010 г.)

% экспорта РБ (2015 г.) к розничному товарообороту в России (без учета торговых надбавок)

2010 г.

Молоко и молочные продукты

В 2 раза ($3млрд)

639,8 млрд руб. или $22,3 млрд

Более 16

(в настоящее время – 8,4%)

Мясо и мясопродукты

2,9 раза ($1,8 млрд)

1326,1 млрд руб. или $44,2 млрд

  5,7 (в настоящее время – 2,5%)

Картофель

500 тыс. т ($200 млн)

80,5 млрд руб. или $2,7 млрд

11 (в настоящее время – 3,8%)

Основной поток белорусских продуктов направляется не в приграничные области, а в Москву, и формирует здесь очень сильную конкуренцию российскому бизнесу.

Амбиции государств

Государственные программы поддержки производства молока были приняты примерно в одно и то же время в обеих странах – в 2009 г. Минсельхоз России принял ведомственную  целевую программу  «Молоко». В Республике Беларусь была принята Государственная программа развития молочной отрасли (действует с 2010 по 2015 гг.). Финансовая сторона этой поддержки просто несопоставима: в Республике Беларусь планировалось выделять в год почти в 17 раз больше, чем в России.

Затем, 7 августа 2012  г. в России была принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». В ней предусмотрены мероприятия для увеличения молочного производства в России, но, сколько будет использовано средств поддержки для производства молока, неясно.

У нас поставлена задача увеличения производства молока к 2015 г. по сравнению с 2009 г. только на 0,3 млн т. В Беларуси в 2015 г. предусмотрено довести производство молока до 10 млн т, то есть увеличить его по сравнению с 2009 г. на 4,4 млн т.

Административные методы управления позволяют обеспечивать более низкие издержки, а возможность продажи на российском рынке – рыночные доходы белорусским производителям, создавая им преимущества перед российскими

Как видим, государства имеют разные амбиции в расширении производства молока. Амбиции Республики Беларусь – дополнительный фактор риска усиления экспансии белорусского молока на российский рынок. Наши производители неоднократно обращали на это внимание Правительства РФ.

Российские производители молока сформулировали три угрозы: количество белорусской продукции, поступающей на российский рынок; ее низкие цены; пятикратные, по сравнению с российскими, как они считают, дотации на литр молока. Ясно, что цена белорусских молочных продуктов значительно ниже российских. В таких условиях для белорусских производителей российский рынок привлекателен. Но почему там дешевые продукты?

В Республике Беларусь регулируются цены на многие продукты и услуги. Правовая основа – Указы Президента, Постановления правительства. Основной документ – Указ Президента Республики Беларусь (№ 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» от 25 февраля 2011 г.). Под регулирование попадают  цены в магазинах на такие продукты как мука, хлеб, молоко и молочные продукты, мясо, за некоторым исключением овощи.

До 3 апреля 2012 г. действовало постановление Минсельхоз РБ об установлении предельных  минимальных цен на сельхозпродукцию, закупаемую для госнужд. Среди продуктов растениеводства – зерновые, зернобобовые (в т.ч. – для производства комбикорма), рапс, свекла сахарная, люпин кормовой, вика яровая. Среди продуктов животноводства – молоко, свинина, мясо КРС, свиньи и молодняк КРС, коровы и т.д. Они ниже цен, по которым продукцию реализуют российские сельхозпроизводители. Несмотря на то, что цены установлены в отношении закупаемых продуктов для госнужд, они действуют как ориентир для других покупателей. 

Периодически Минсельхоз РБ издает письма о рекомендуемых ценах на комбикорма, которые поступают в хозяйства, кормовое зерно для их производства, которое поступает из хозяйств, ветпрепараты. Так, Минсельхоз РБ в 2012 г. разослал рекомендации для комбикормовых заводов, животноводческих заводов и птицефабрик с рекомендуемыми ценами для покупки зерна нового урожая у сельхозпроизводителей (см. табл. 2). Они существенно ниже цен, которые были в России в период массового сбора урожая (на 1.09.2012), когда цены, как правило, самые низкие.

Таблица 2. Рекомендуемые закупочные цены на фуражное зерно (МСХ РБ, 2012 г.)
     

 

 

Цена в Белоруссии за 1 т

 

Справочно: цена в РФ

тыс. руб. РБ/т

Коэффициент перевода 1 тыс. руб. РБ в рубли РФ

в руб. РФ

пшеница

1200

3,6

4320

6080

рожь

750

3,6

2700

4870

ячмень

1100

3,6

3960

5950

овес

600

3,6

2160

5210

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минсельхоз РБ также периодически рассылает информационные письма, ориентированные на покупателей комбикормов, органы управления сельским хозяйством областей с указанием рекомендуемых отпускных цен на комбикорма. То есть ограничивается не только цена на сырье для комбикормов, но и на комбикорма как сырье для производства продукции животноводства. И комбикорма белорусскому товаропроизводителю обходятся значительно дешевле, в виду их более низкой отпускной цены.

Существуют также рекомендуемые уровни предельных отпускных цен на шрот (жмых), на продукцию, выпускаемую и реализуемую через ОАО «Белзооветснабпром».

Несмотря на то, что директивы носят рекомендательный характер, их не нужно недооценивать: в РБ много предприятий, которые продолжают оставаться в госсобственности. Так, 23,6% сельскохозяйственных организаций на 1.01.12 г. оставались в госсобственности, а 24% – с долей госсобственности. Очевидно, что в других отраслях доля таких организаций тоже велика. В этих условиях  рекомендации государства выглядят как настоятельные требования собственника по выполнению его предписаний.

Несмотря на хорошие показатели рентабельности производства молока и других продуктов сельского хозяйства, в сельхозорганизациях Беларуси нарастает просроченная кредиторская задолженность: в 2011 гг. относительно 2010 г. – 18%,  в 2012 к 2011 – 32%

Кроме этих цен и тарифов регулируются также ставка рефинансирования и банковские ставки по кредитам, также предусмотрена компенсация части кредитной ставки. Это позволяет производителям молока в Беларуси тратить существенно меньше, чем российским сельхозпроизводителям на обслуживание кредита. Так, на основе Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2010 г. «О некоторых вопросах развития молочной отрасли» компенсация банкам части процентов установлена в размере  ставки рефинансирования по кредитам в белорусских рублях и не более 12% годовых по кредитам, выданным в иностранной валюте. Сельхозорганизации выплачивают сверх этого всего 1,5% годовых по кредитам в рублях, а по кредитам в иностранной валюте – вообще ничего.

Экспортеры продукции также имеют привилегии. В целях создания в Республике Беларусь комплексной системы стимулирования экспорта Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 534 от 25.08.2006 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». В рамках его реализации экспортеры могут получить кредит в рублях  по ставке рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на день заключения кредитных договоров. Это существенно ниже рыночных ставок в Беларуси и в России.

Следует также отметить, что в Беларуси меньше транзакционные издержки, связанные со всякими согласованиями, которые должен осуществить предприниматель в ходе введения в действие реконструированных ферм. Это достигается директивным распределением ответственности за выполнение программ на все уровни власти. В этих условиях у чиновника меньше соблазн что-то не согласовать, вымогая взятку или затягивая процесс. 

Таким образом, более низкие цены на сельхозпродукцию и продукты ее переработки в Белоруссии достигаются не столько путем поддержки сельского хозяйства, сколько директивным регулированием. С позиции белорусских сельхозпроизводителей эти ограничения вряд ли можно назвать поддержкой, раз ограничиваются цены на их товары. Существуют серьезные противоречия в функционировании такой модели. Так, несмотря на хорошие показатели рентабельности производства молока и других продуктов сельского хозяйства, в сельхозорганизациях нарастает просроченная кредиторская задолженность: в 2011 гг. относительно 2010 г. – 18%,  в 2012 к 2011 – 32%.

Однако в Беларуси идет медленное ослабление административного регулирования. Это отражается в сокращении круга товаров и услуг с регулируемой ценой, ослаблении регулирования ставки рефинансирования, учащении случаев пересмотра цен на т.н. социальные продукты –  в силу невозможности сохранения административной модели в современных условиях. И очевидно, что либерализация госрегулирования будет продолжаться с неизбежностью, поскольку такая модель экономических взаимоотношений крайне неустойчива в условиях не глухо замкнутой системы. Пока административные методы управления позволяют обеспечивать более низкие издержки, а возможность продажи на российском рынке – рыночные доходы от продажи белорусских продуктов. В этом смысле белорусские товары имеют преимущества перед российскими. Остается вопрос о том, кто получает выгоду от такой ситуации. Безусловно, такими выгодополучателями являются экспортеры. Если сельхозорганизация сама перерабатывает произведенное молоко и занимается экспортом, то она также будет получать выгоду. Если продает не переработанное молоко молочным заводам, то выгоды такой поддержки сельхозпроизводителей малы.

 

Наталья Шагайда

 

Подробнее см. «Риски интеграционных процессов в рамках Единого Экономического Пространства для российских производителей молока» (детальнее см. январский обзор ИЭП). – Работа выполнена в рамках проекта ВАВТ «Перспективы и риски углубления экономической интеграции в рамках Единого экономического пространства» в 2012 г.

 

Подготовила к публикации Наталья Гетьман

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp