Неподведенные итоги: Россия в ВТО. Экономическая политика
Неподведенные итоги: Россия в ВТО
30 Январь 2013, Илья Воробьев

Выгоды от членства в ВТО не возникают автоматически, для их реализации необходима  модернизация экономики, переформатирование многих элементов государственной политики поддержки национальных производителей, активизация поддержки слабых отраслей, а также четкое понимание национальных приоритетов, отметили участники круглого стола РИА Новости «Россия в ВТО: итоги 2012 г. и прогноз на 2013 г.»


Юрий Росляк
Вступление России в ВТО – объективная реальность, соответствующая рыночным отношениям, в которых существует наша страна, отметил в своем выступлении зам. председателя Комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Юрий Росляк. Членство в этой международной организации – логичное продолжение политики адаптации российской экономики к рынку. Проблема, однако, в том, что в результате российское пространство еще больше открывается для импорта, а российский производитель в массе своей неконкурентоспособен. Быстрые позитивные результаты от вступления в ВТО получат те отрасли и компании, которые производят конкурентоспособную на мировых рынках продукцию. Именно они страдали от дискриминационных мер на внешних рынках, применяемых для стран, не являющихся членами ВТО. Вот эти дискриминационные меры уже отменяются, что само по себе приносит и производителям, и государственному бюджету дополнительные доходы. Известно, что потери отечественных экспортеров от дискриминационных мер на внешних рынках ежегодно составляли 2-2,5 млрд долларов. И эти потери уже начали снижаться.

Новый формат экономики

Алексей Портанский
Экономика такой державы как Россия не может быть узкоотраслевой, подчеркнул Юрий Росляк, но научиться работать в открытом рынке пока получилось не во всех отраслях. Удаленность центров переработки от сырьевых запасов увеличивает транспортную составляющую себестоимости отечественных товаров. Поэтому уже в 2013 г. из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будет выделено до 100 млрд руб. «длинных денег» на инфраструктурные проекты, в том числе, по обеспечению транспортной доступности всей экономической системы. Высока также их энергозатратность – задача ее снижения была поставлена своевременно, до вступления в ВТО, – но решена не была. Российская экономика потеряла некоторые подотрасли в последние годы. В  некоторых отраслях речь идет даже не о модернизации, а о необходимости полной реиндустриализации на современном технологическом уровне. Фактически, обсуждая тематику ВТО, мы обсуждаем все проблемы российской экономической системы.

Георгий Петров
Переход к модернизационной экономике – главное условие получения выгод от вступления в ВТО, подчеркнул директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. Год назад – в феврале 2012 г. глава Международного валютного фонда Кристин Лагард, выступая в Москве, заявила примерно следующее: «Я не уверена, что для России экономические выгоды от вступления в ВТО будут заметными, поскольку вы экспортируете большое количество сырьевых материалов – газа, нефти, а ввозите готовые товары». Эти слова многими журналистами и экспертами были восприняты в негативном ключе, однако руководители на всех уровнях были вынуждены признать, что сырьевая направленность экономики действительно делает Россию неконкурентоспособной в рамках ВТО. Но именно эту задачу – уйти от сырьевой зависимости экономики – наша страна перед собой и ставит. Правительство России весь последний год серьезно занималось вопросом  снижения рисков вступления в ВТО для некоторых отраслей нашей экономики.

Вступление в ВТО высветило многие проблемы отечественной экономики, отметил вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. Вступление в организацию в 2012 г. было, однако, удачным и для сырьевых отраслей российской экономики. ВТО – уже не ригидная организация, она постоянно расширяет сферу своей деятельности и планирует распространить свое регулирование на торговлю углеводородами. Если бы Россия не вступила в организацию, правила торговли в этом важнейшем для отечественного бюджета секторе могли быть сформулированы без нашего участия.

При этом ничего удивительного в неласковой встрече России в организации со стороны других ее участников нет – это обыкновенный эффект встречи новичка. Мы проходим период адаптации и претензии, предъявляемые к нам, абсолютно естественны. Задачей российских представителей – и для этого есть все необходимые аргументы – доказать, что меры, предпринимаемые Россией по защите своего производителя, не противоречат нормам и правилам ВТО.

Вопрос приоритетов

Еще одним важным условием получения выгод от вступления в ВТО Алексей Портанский назвал активную работу российского представительства. Наши торговые дипломаты в будущем посольстве России при ВТО будут в постоянном режиме защищать российские интересы. Но для успешной работы им нужно ясное понимание приоритетов развития российской промышленности и экономики в целом. Нужно иметь четкое представление о том, в каких сферах экономики Россия хочет и может быть глобально конкурентоспособной. Возможно, это сельское хозяйство, биотехнологии, ядерная энергетика, космические услуги. Такой ясности и приоритетов пока нет.

Необходимо выдерживать баланс между поддержкой отраслей, попавших в критическое положение, и потребностями перехода к несырьевой экономике, согласился Юрий Росляк. Что подразумевает умение стратегически планировать в рыночных условиях – выстраивать приоритеты и в соответствии с ними экономическую политику. «Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится закон «О стратегическом планировании», отметил Юрий Росляк, – именно он и должен дать ответ на эти вопросы».

Айрат Хайру́ллин
Совет Федерации при ратификации соглашения о вступлении в ВТО, отметил Юрий Росляк, поставил перед собой задачу отслеживать состояние дел в наиболее проблемных отраслях, в тех, которые в той или иной степени понесут потери от вступления в многостороннюю торговую организацию. Главная головная боль – это моногорода. Проблемы текстильной отрасли сейчас особенно обострились, соответственно, необходимо продумать меры по поддержке, к примеру, ивановского кластера, подчеркнул сенатор. Своего хлопка в России нет, и он закупается по правилам ВТО. Страной-производителем хлопка мы никогда не станем, значит нужно ориентировать  инвесторов на строительство комбинатов искусственного волокна. Его мы сейчас закупаем. А продукцию из искусственного волокна Россия в перспективе могла бы поставлять на экспорт. Чтобы получать, таким образом, преференции, изготавливая полотно из сырья, которым обладает РФ, и занять определенную нишу на международном рынке. Уже в прогнозах на 2013 г. предполагается рост объемов промышленного производства в России в размере 3-4%.

Возможности российской пашни позволяют прокормить 1,3 млрд жителей планеты, подчеркнул в своем выступлении первый зам. председателя Комитета ГД по аграрным вопросам Айрат Хайруллин. Но для реализации таких возможностей нужны инвестиции и активная государственная поддержка.

Россия не подписывала соглашение ВТО о госзакупках и может через государственную контрактную систему снижать потери отдельных отраслей и стимулировать их модернизацию 

В ЕС около 100 млрд евро идет ежегодно на поддержку сельского хозяйства. Пока вступление в ВТО не сильно повлияло на российское сельское хозяйство по одной причине: в 2012 г. сельскохозяйственный кризис во всем мире – засуха не только в Европе, но и в Америке. Но в любом случае через год-два мы придем к необходимости серьезно поддерживать сельское хозяйство. Это позволит постепенно занять свое место в продовольственном рынке мира. Россия – одна из немногих самодостаточных по территории стран. Но, чтобы не потерять контроль над этой территорией, нужно решить демографическую проблему. Именно сельское хозяйство – та отрасль, которая играет в решении такой проблемы значимую роль.  Ни в одной стране мира города не воспроизводят себя демографически. Низкий естественный прирост населения в городах всегда и всюду покрывается либо иммигрантами, либо приезжими из сельской местности.

В Европе сегодня идет процесс укрупнения ферм – они объединяются, чтобы стать конкурентоспособными. При этом вновь идет отток населения из сельских районов в города. В России, вероятно, процесс должен идти по-другому, ведь именно в сельском хозяйстве сегодня наибольший потенциал для создания рабочих мест. Сельское хозяйство не только капиталоемкая, но и трудоемкая отрасль. К примеру, молочное животноводство – даже самое современное – требует создания одного рабочего места на 10 гектар. А Россия располагает  200 млн га сельскохозяйственных земель.

Россия –  единственная страна в мире, которая продает за границу большую часть произведенных минеральных удобрений. Между тем сырье для производства минеральных удобрений – невосполнимый ресурс. Покупка продовольствия за счет доходов от экспорта минудобрений – не лучшая политика, лишающая страну в будущем и здоровой среды обитания, и рабочих мест.

Возможности защиты

Субсидированию сельского хозяйства по правилам ВТО, согласился Юрий Росляк, России следует учиться у ЕС. Прежде всего, необходимо перенимать опыт перевода мер поддержки из так называемой  «желтой корзины» в «зеленую». Сейчас в России только 50% поддержки сельского хозяйства приходится на «зеленую корзину».  В ЕС – 80%.

В формате соглашений ВТО, в частности, списание долгов сельхозпроизводителей автоматически относится к «желтой корзине». От такой формы поддержки нам необходимо отказываться, и такая задача поставлена.

Вступление Россия в ВТО высветило болевые точки отечественной экономики и несовершенства экономической политики

Сегодня, пока Россия проходит переходный период вступления в ВТО и сохраняет некоторые возможности защиты национальных производителей, необходимо выстроить конкурентоспособную кредитную политику, аккумулировать ресурсы и использовать их на реализацию приоритетных для отечественной экономики целей. В Госдуме сегодня активно обсуждаются вопросы поддержки конкретных отраслей, причем в новом формате – через государственную контрактную систему. Правила ВТО не запрещают России  оказание поддержки посредством государственных заказов, региональных и муниципальных заказов. Россия не подписала в рамках ВТО соглашение о госзакупках. И может таким образом отдавать приоритет  отечественному производителю. Это достаточно большой объем средств, поскольку общий объем государственного заказа составит порядка 20 млрд рублей.

Поддержка российских отраслей, напомнил Георгий Петров, сегодня  осуществляется в минимальном размере. Единственная серьезная государственная программа действует в авиастроении. Плюс, косвенная поддержка оказывается автомобилестроению. И основным  «раздражителем» для ЕС сейчас стал  утилизационный сбор на импортные автомобили в России. Согласно нормам ВТО правила для импортеров должны быть такими же, как и для внутренних производителей. И российские производители также будут платить утилизационный сбор, но в другой форме. Доказать это и снять таким образом этот вопрос – это и есть актуальная задача, которую должны решить наши переговорщики. Очень сложная ситуация в производстве сельскохозяйственных машин. Возможно, в ходе переговорного процесса и здесь можно будет найти возможности для компромиссных решений. Прочие существующие в России субсидии, например, малому и среднему бизнесу, не вызывают возражений со стороны ВТО, их достаточно переформатировать в соответствии с правилами этой организации. И это следует сделать в достаточно сжатые сроки.

 

Подготовил Илья Воробьев

Подготовлено по материалам круглого стола «Россия в ВТО: итоги 2012 г. и прогноз на 2013 г.», состоявшегося в РИА «Новости» 17.12.2012

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp