Куда расти Москве. Экономическая политика
Куда расти Москве
2 Март 2012, Яна Шокола

Внедряя новый сценарий развития столицы, нужно решить старые проблемы изменить структуру ВРП, пересмотреть структуру доходов бюджета. Иначе Москва не сможет стать ни  инновационным городом, ни международным финансовым центром, считает заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики Андрей ШАРОНОВ


Андрей Шаронов
Бюджет Москвы в 2011 г. составил 1,5 трлн. руб. В доходной части бюджета 92%  - это налоговые поступления. Причем 90% из них пришлось на налог на прибыль и подоходный налог – крайне восприимчивые к изменению внешней среды сборы. Значит, благосостояние Москвы, как и способность выполнять социальные обязательства перед жителями, находятся в зависимости от экономической конъюнктуры. Это очевидный изъян в нынешней модели роста Москвы. Доля стабильных налогов, не столь зависимых от экономической конъюнктуры, – налога на имущество, землю и транспорт - невелика.

Следующий показатель роста – это структура валового регионального продукта. Сейчас 40% в ней занимает торговля и строительство, в то время как доля сектора финансовых услуг очень мала – в три раза ниже, чем в финансовых центрах. Притом, что Москва претендует на звание международного финансового центра. Также мала доля промышленного производства, продукции с высокой добавленной стоимостью и экспортируемых услуг. Иными словами, выстраивая новую модель, необходимо менять структуру валового регионального продукта, основных источников бюджетных доходов, пересматривать структуру занятости.

Стимулы для активности

Московское правительство утвердило 16 программ, которые уже заложены в трехлетний городской бюджет на 2012-14 гг. Одна из них интегрированная программа стимулирования экономической активности. Она направлена на поощрение деятельности, связанной с производством благ. Это попытка правительства именно поддержать экономических агентов, а не заменить собой. Программа включает в себя 3 подпрограммы, касающихся рынка труда, поддержки малого и среднего предпринимательства, реструктуризации промышленного производства и промзон, и еще 3 специальные подпрограммы  «Инновационная Москва», подпрограмма развития международного финансового центра и развития сегмента торговли и услуг.

Поддержка малого и среднего бизнеса - это тот инструмент улучшения инвестиционного климата, который в России пока толком не работает. Плохой инвестиционный климат влечет за собой серьезные риски, выливающиеся в уход капитала, сдерживание предпринимательской активности. И тому виной сложность административных процедур, рейдерство, коррупция, низкое качество правоохранительной системы. Эти вопросы шире, чем просто поддержка малого и среднего бизнеса.

Московское правительство стремится уйти от прямого субсидирования  компаний из бюджета города к развитию инфраструктуры поддержки и системы распределения рисков. Город не стремится выступать  единственным участником каких-либо крупных  проектов.

В рейтинге инновационных городов  мира Москва занимает 97 место, в Европе – 57-е. Основная задача города  за четыре года попасть в топ-50

В столице огромное количество промышленных зон. По самым скромным оценкам, они  занимают 7 тыс. га, по более реалистичным – 15 тыс. га  Необходима ревизия и ре-девелопмент промышленных зон. Причем не нужно застраивать эти земли жильем, хотя такой путь и сулит быструю окупаемость затрат. Необходимо в разумной и продуманной градостроительной концепции создавать территории смешанного назначения, где могут появляться и новые производства. Но главная задача – создание комфортной среды обитания.

Центр ли инноваций?

На сегодняшний день слова «Москва – инновационный город» звучат нескладно. Хотя в Москве по разным оценкам от 30 до 60% всего научного потенциала страны и большая часть ведущих образовательных учреждений. По международному рейтингу инновационных городов Москва в мире занимает 97 место, в Европе – 57-е. Основная задача города  за четыре года попасть в топ-50 в мире. А в Европе войти в двадцатку. С этого года вводятся обязательства в рамках закупок по каждому направлению не менее 5% закупок инновационной продукции. Общий объем закупок Москвы составляет 600 млрд руб. в год, такие объемы в состоянии сформировать, сгенерировать спрос на инновационную  продукцию, которая повлияет и на предложение.

Программа «Международный финансовый центр» полезна также с точки зрения влияния на качество жизни в Москве. Невозможно себе представить международный финансовый центр в городе, в котором неудобно, опасно жить, поэтому международный финансовый центр, помимо наличия благоприятного инвестиционного  климата и специализированной финансовой структуры, должен быть комфортным городом. Задача властей Москвы – добиваться повышения качества жизни в городе. Движение в этом направлении приведет к росту доли услуг в ВРП, прежде всего финансовых, а также услуг образования, здравоохранения и туризма.

 

По материалам доклада  на Гайдаровском форуме «Россия и мир: 2012– 2020», пленарная дискуссия «Новая модель роста», 18 января 2012 года.

 

Подготовила Яна Шокола

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp