«Умный город» для бизнеса на примере южнокорейского города Сонгдо. Экономическая политика
«Умный город» для бизнеса на примере южнокорейского города Сонгдо

Примером новаторского подхода к строительству «умных» городов является южнокорейский город Сонгдо, расположенный вблизи Сеула и призванный стать хабом региональной международной торговли. Этот проект еще не завершен, однако заложенные в нем подходы уже начали тиражироваться в соседнем Китае. Подобных городов на карте мира в будущем будет немало, считает Владимир ДРОЖЖИНОВ


Владимир Дрожжинов
Многие современные мегаполисы с эволюционной историей расширения своей территории по типу масляного пятна физически исчерпали возможности для дальнейшего развития. Например, Сеул зажат между морем и горами, дальше расти некуда. В этом случае в мировой практике нередко для расширения площади города приходится отвоевывать сушу у моря, строя поселки на сваях, вбитых в морское дно, или повышая уровень земли на заливаемом прибоем побережье, как это делалось и делается в Нидерландах.

Но нередко строительство города с нуля или «в чистом поле» становится единственной возможностью для реализации комплекса задач развития территории и страны в целом. А уж если строить с нуля, так сразу «умный город» (smart city), как было решено в Южной Корее при возведении города Сонгдо (Songdo) вблизи Сеула.

Сонгдо – «умный город» с нуля

Сонгдо – один из первых, по-настоящему «умных», городов ХХI века. Особая инновационность заключается в его создании под ключ. До последнего времени были известны проекты возведения под ключ небольших малоэтажных коттеджных поселков, рассчитанных максимум на 20–30 тыс. жителей. Теперь же речь идет о городах с разновысокой застройкой, включая небоскребы, на сотни тысяч жителей, полной инфраструктурой и набором коммунальных, образовательных, развлекательных и рекреационных услуг.

Рисунок 1
Рисунок 1
Какие участники проекта необходимы для создания такого «умного города»? Это девелоперы, инвесторы, муниципальная власть, на территории которой будет находиться будущий город, местный законодатель (на случай использования на территории «умного города», по каким-то причинам, зарубежного законодательства), проектирующие и комплектующие компании, строительные, рекламные и маркетинговые компании и др.

Последовательность стадий создания «умного города» в укрупненном виде такова. Сначала девелопер вырабатывает и принимает решение о создании «умного города» (предпроектное исследование), выполняет его генеральное проектирование с точностью до петель и ручек на всех его дверях, затем под генеральный проект девелопер ищет инвесторов, после этого начинаются строительство и продажа по частям по мере готовности инфраструктуры и зданий, офисов, квартир, торговых площадей и др.

Проект Сонгдо стал первым в мировой практике проектом, в котором стало возможным приобретение лицензий на конкретный генеральный проект «города под ключ» (рис. 1) и репликация (возведение) по этим лицензиям подобных городов в других местах.

 

Таблица 1. Краткие данные о городе Сонгдо по состоянию на 11.01.2013

Параметр

Значение

Плановый период  создания              

1996–2016 гг.

Местоположение                        

64 километра к юго-западу от Сеула

Страна    

Южная Корея

 

Проектировщики     

Генеральный план города (см. http://www.songdo.com/Uploads/FileManager/Songdo/Brand%20New%20City/KPF%20Orange/urbandesign.zip) разработан в 2003 г. компанией Kohn Petersen Fox (KPF), планы меньших по размеру территорий – компаниями MVRDV, John Portman & Associates и REX

Девелоперы    

Gale International и корейское представительство компании POSCO E&C совместно с муниципалитетом города Инчхон

Основные инвесторы                     

JP Morgan, Morgan Stanley, ABN-AMRO, Shinhan Bank

Планируемая численность населения на конец создания 

65 тыс. резидентов и 300–400 тыс. временно проживающих

Площадь  

6 кв. км

Инвестиции в проект   

40 млрд долл. США

Источник: http://tegenlicht.vpro.nl/nieuws/inti/New-Songdo.html     

 

Рисунок 3
Рисунок 3
Инициатором проекта строительства города Сонгдо была компания Daewoo, которую в этом начинании поддержало южнокорейское правительство. Официальное решение о начале строительства города на мелиорированных заливных землях в 64 км к юго-западу от Сеула было принято в 1996 году. Плановый срок строительства был определен в 10 лет, т.е. строительство, согласно плану, должно быть завершено к 2016 году.

Рисунок 2
Рисунок 2
Необходимость строительства города и выбор места для этого определялись потребностями растущей внешней торговли страны, необходимостью максимально использовать выгоды стратегического положения Сеула на перепутье торговых путей и авиационных маршрутов (см. рис. 2) и, наконец, необходимостью создания зоны свободной торговли в области наукоемкой промышленности, международной логистики, досуга и туризма.

Финансовый кризис 1998 г. обанкротил компанию Daewoo. Но в 1999 г. замороженный проект по остаточной стоимости выкупил консорциум в составе американских девелоперской компании Gale International и инжиниринговой и строительной компании POSCO E&C с долями владения 70% и 30% , соответственно.

В отличие от многих других современных аналогичных проектов, строительство Сонгдо полностью профинансировано из частных источников, а инвестиции в проект, по информации Gale International, составляют порядка 40 млрд долл. США. Сонгдо, таким образом, будет одним из самых дорогих частных объектов недвижимости в мире.

По планам девелопера, реализация объектов в Сонгдо и их аренда будут осуществляться только после полного завершения строительства – то есть с 2016 года. Так что судить об окупаемости проекта и его возможной прибыльности еще рано.

 

Как устроен «умный город»

Рисунок 4
Рисунок 4
Дизайн города Сонгдо и смежных с ним территорий исключает дальнейшее расширение его границ. Организация городского пространства следует строгим правилам. Городские кварталы отделяются от скоростных дорог широкими зонами бульваров. Массивы зеленых зон, пешеходные дорожки, 25-километровая сеть велосипедных дорожек, линии метро и автобусное сообщение, а также интегрированные зарядные станции для гибридных и электрических транспортных средств создают сочетание разнообразных транспортных возможностей.

Но истинная миссия города, как было сказано выше, – стать региональным хабом глобальной торговли, имеющим юридический статус зоны свободной торговли. Торговый хаб определяется в век электронных коммуникаций не физическими объемами грузопотоков через него (для этого есть перевалочные или логистические хабы), а числом и объемов выполняемых в нем транзакций купли/продажи.

Генеральный план предусматривает в деловых районах гораздо боле плотную застройку, чем в жилых. В деловых районах спроектировано в пять раз больше офисных помещений, чем площадей для розничной торговли. В городе будет построено около 22 тыс. жилых помещений, а запланированные офисные здания города рассчитаны на 400 тыс. рабочих мест, часть из которых будут занимать резиденты, а часть – гастарбайтеры, бизнесмены, туристы и другие гости города. На сегодня в городе проживает 25 тыс. человек (см.: http://www.popularmechanics.co.za/multimedia/videos/songdo-international-business-district-city-of-tomorrow/).

Рисунок 5
Рисунок 5
Для проживания временной рабочей силы в городе строится необходимое число отелей от местных и глобальных гостиничных сетей типа Холидей Инн, большинство из которых – небоскребы под 100 и более этажей. В отелях предусматриваются блоки гибридных номеров, оборудованных одновременно как жилая комната и офис с соответствующими персональными средствами связи, печати, телеприсутствия и обработки данных. Эти блоки называются офистелями.

Вся недвижимость Сонгдо, которая сдается в аренду или продается (отдельные дома, апартаменты, офистели, офисы и др.), представлена на специальном сайте http://www.realestatesongdo.com/.

Сонгдо связан с крупными городами Южной Кореи, включая столицу Сеул, и международным аэропортом Инчхон многополосными скоростными автомагистралями и скоростными железными дорогами (см. рис. 5). Время в пути – 1–2 часа.

Информационные технологии Сонгдо

Каждый житель города получает смарт-карту, которая является его личным ключом ко всему в городе: поездке в метро, оплате парковочного места, просмотру фильма, прокату бесплатного общественного велосипеда и др. Причем такая смарт-карта не идентифицирует пользователя соответствующей услуги.

Сонгдо претендует на то, чтобы стать первым в мире городом, в котором объединены коммунальные, медицинские и корпоративные информационные системы. К каждому отдельному дому проложены волоконно-оптическая линия и беспроводной высокоскоростной канал.

Государственная ИТ-инфраструктура увязана с домашними сетями так, что жители имеют доступ к своим данным из любой точки города. Весь контент – фотографии, музыка, видео – «отвязан» от домашних систем и доступен через мобильные устройства с помощью беспроводной широкополосной связи, городских информационных киосков и общественных экранов.

«Вездесущие вычисления» в «умном городе»

Рисунок 6
Рисунок 6
Понятие «вездесущих вычислений» (ubiquities computing, сокращенно u-computing) родилось в 1988 г. в Исследовательском центре компании Хerox в Пало-Альто (США). Но соответствующие технологии интенсивно развивались в основном в Южной Корее, где в 2006–2010 гг. была выполнена национальная программа под названием «Вездесущая Корея» (u-Корея). Теперь же наступило время облачных вычислений (cloud computing) и интернет-вещей (internet of things).

Город, призванный стать центром бизнеса, должен иметь офисных площадей больше, чем торговых

ИКТ-технологии становятся вездесущими в буквальном смысле в результате слияния функций коммуникаций, включая мобильные, обработки, сенсирования, интерфейсов и безопасности. Совокупный интеллект можно как бы «размазывать по стенам», которые начинают реагировать на свет, движение, запах, температуру, вкус, давление и др.

Все, что базируется на вездесущих технологиях, имеет в Южной Корее приставку u-: u-Корея, u-Музей, u-Интернет, u-Общество и др. Модель u-Города представлена на рисунке 6.

Подстановка прилагательного smart (умный) вместо приставки u- ничего по сути дела не меняет.

Просто прилагательное «умный» имеет западное происхождение, возникло хронологически позже термина «вездесущий» и охватывает более широкий круг технологий, таких, к примеру, как «умную» утилизацию отходов, «умное» энергоснабжение, «умную» транспортировку и др. ((рис. 7)

Рисунок 7
Рисунок 7
В большинстве городов, претендующих на статус  высокотехнологичных, наличие «вездесущего» Интернета – непременное требование. Примерами служат, помимо Сонгдо, такие южнокорейские города, как u-Хвасеонг (u-Hwaseong), u-Донгтан (u-Dongtan), Футуре-Х (Future-X) и Бусан (Busan).

Как u-Система выглядит на практике? Например, в u-Музее есть встроенные средства безопасности, которые отслеживают посетителей, блуждающих по залам, и потерявшихся детей, а также предотвращают кражи. Удобные приложения, такие как u-Купон, автоматически снимают деньги со счета посетителя, как только он переступает порог музея. Стоит упомянуть и службу u-Защиты, которая с помощью мобильных сенсорных технологий мониторит состояние здоровья пожилых людей, в особенности одиноких, и при необходимости оперативно реагирует на ситуацию, автоматически вызывая необходимую медицинскую службу.

Репликация проекта

Внешне Сонгдо выглядит не очень привлекательно. С архитектурной точки зрения город невыразителен и состоит из аккуратно организованных блоков домов. Этот «город будущего» не имеет своего архитектурного лица. Вместе с тем девелопер проекта Сонгдо Gale International предполагает массовое производство копий Сонгдо по всей Азии. Копии будут создаваться в два раза быстрее, чем строился первый город (то есть, за 5 лет) и в два раза дешевле (то есть, стоимость создания копий оценивается на сегодня примерно в 20 млрд долл. США).

Первый клон Сонгдо уже начали строить в текущем году на окраине китайского города Чанша. Договоры о создании новых клонов подписаны компанией Gale International и с муниципалитетами китайских городов Чунцин и Далянь. Технологии строительства, отработанные на Сонгдо, позволяют возводить небоскребы за считанные месяцы. Похоже, со временем таких новообразованных городов в мире будет множество.

 

Владимир Дрожжинов

 

По материалам выступления В.И. Дрожжинова «Информационное общество 4.0: умное общество, умный город, умное правительство» на Втором федеральном конгрессе по электронной демократии 14–15 мая 2013

 

Подготовила к публикации Сюзанна Гетьман

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp