«Умный город» и принципы его создания. Экономическая политика
«Умный город» и принципы его создания

Разработка и поиск новых моделей строительства и развития городов идет во всем мире, а город будущего получил название «умный город». Проекты такого рода объединяет общий подход, ориентированный на создание городов, обладающих высоким потенциалом устойчивого долговременного развития и комфортностью для жителей, отмечает международный эксперт в области развития общества на основе ИКТ Владимир ДРОЖЖИНОВ


Владимир Дрожжинов
Рисунок 1
Рисунок 1
Более половины населения мира сейчас живет в городах. И в течение следующих десятилетий переход от преимущественно сельских к преимущественно городским поселениям, вероятно, не только продолжится, но и наберет новую силу.

Дальнейший процесс урбанизации обострит нынешние проблемы городов: организацию утилизации отходов жизнедеятельности людей, нехватку ресурсов, загрязнение воздуха, пробки на дорогах. Еще более острой станет проблема неадекватности «старых» городов и их городских инфраструктур в связи с ростом городов по их площади и населению. На их модернизацию (не говоря уже о возмещении выходящих из строя систем) потребуются значительные материальные затраты. Одновременно встает проблема утилизации «умерших» городов.

Другой комплекс городских проблем – это социальные и организационные проблемы, тесно связанные между собой. Причем в этом комплексе проблем много и разных заинтересованных сторон, их цели и ценности часто не совпадают, равно как и возможности лоббирования своих интересов.

У городов по всему миру множество идентичных проблем, а поиск их решения ведется, как говорится, всем миром. Города, стремящиеся найти новые способы решения всего комплекса проблем, и принято называть «умными». А под понятием «умный город» подразумевается такая модель города, которая обеспечивает, с одной стороны, устойчивость его развития, а с другой – комфортность для проживания в нем людей.

Согласно данным исследователя из Южной Кореи Юнг-Хоон Лее (Jung-Hoon Lee) из Университета Ёнсеи (Yonsei University) в мире по состоянию на 2012 г. насчитывалось 143 проекта «умных (зеленых) городов» разной степени завершенности. В том числе в Северной Америке – 35 проектов, в Южной Америке – 11, в Европе – 47, в Азии – 40, на Среднем Востоке и в Африке – 10 (см. рис. 1).

Развитие понятия

Понятие «умный город», например, в управленческом консалтинге для сложных систем состоит из таких ключевых составляющих, как: интегративная модель, или рамки (framework); архитектура (architecture); модель зрелости (maturity model); маршрутная карта реализации (roadmap). Но при этом само содержание термина «умный город» еще только формируется. И это не мешает активно пользоваться этими словами зачастую в различных контекстах и смыслах. Вместо привычного прилагательного «умный» или «разумный» (smart), часто употребляются также такие прилагательные: «более умный» (smarter), «цифровой» (digital), «связанный» (connected), «информационный» или «интеллектуальный» (intelligent).

Существует три основных угла зрения на проблему «умного города»: научный взгляд, хозяйственный (городской) взгляд и информационно-технологический (см. обобщенную классификацию определений в табл.1).

 

Таблица 1. Классификация определений понятия «умный город»

 

Главные

признаки классификации

Классификация определений

Идеологическое измерение

(каково видение умного города?)

Нормативное измерение

(где/какая сфера?)

Технологическое/инструментальное измерение

(кому будет передан результат проекта «умного города»?)

Цель создания «умного города»

Улучшение качества жизни жителей

Формирование устойчиво зеленой среды для жизни

 

Инновационная трудовая жизнь

Элементы

 

Услуги

 

Инфраструктура

Человеческий/социальный капитал

Интегративная модель умного города

Рирунок 2
Рирунок 2
Рисунок 3
Рисунок 3
Международный коллектив ученых из Канады, США и Мексики идентифицировал на основе изучения обширного массива литературы (43 наименования) из различных дисциплин восемь кластеров критических факторов, образующих содержание инициатив по созданию «умных городов». Эти восемь кластеров таковы: управление и организация, ИКТ-технологии, руководство, политический контекст, люди и общины, экономика, построенная инфраструктура и окружающая среда.

Эти кластеры факторов образуют основу интегративной модели «умного города», которая может быть использована городскими органами власти для формирования и реализации своих инициатив по созданию данных кластеров (см. рис. 2).

Все факторы имеют двустороннее влияние друг на друга (т.е. каждый фактор, скорее всего, влияет и на другие, а они, в свою очередь, влияют на него, пример см. на рис. 3), в разные времена и в разных контекстах некоторые из них оказываются более влиятельными, чем другие.

Для учета дифференцированного уровня воздействия факторов в предлагаемой модели они представлены двумя различными уровнями влияния. Внешние факторы на периферии модели (руководство, люди и общины, экономика, построенная инфраструктура и окружающая среда) в некотором роде подчиняются более влиятельным внутренним факторам модели (управлению и организации, ИКТ-технологиям, политическому контексту) и через них (опосредованно) влияют на успех инициатив «умных городов». Это касается как прямого, так и косвенного воздействия внешних факторов.

ИКТ-технологии могут рассматриваться как суперфактор инициатив «умного города», так как они могут очень сильно влиять на каждый из семи других факторов (недаром в России «умные города» иногда называют информационными городами).

  • Кластер «Управление и организация» включает проблемы управления и организации проекта создания «умного города» и стратегии его реализации. Управленческие и организационные проблемы в инициативах (проектах) «умных городов» должны рассматриваться в контексте «умного (городского) правительства» и управления ИТ-проектами.
  • Кластер «ИКТ-технологий» – это совокупности современных «умных компьютерных технологий», которые используются в критически важных компонентах и услугах его инфраструктуры. Интеграция ИКТ с проектами развития может изменить городской ландшафт и создать ряд потенциальных возможностей, использование которых может повысить эффективность управления и функционирования города.
  • Кластер «Руководство» ориентирован на улучшение обслуживания граждан и повышение качества их жизни. Эти проекты зачастую продвигаются многочисленными заинтересованными сторонами, имеющими иногда, противоречивые цели, что в конечном итоге может определять успех или провал таких проектов. В результате некоторые города ощутили возросшую необходимость более эффективного руководства проектами и инициативами, чтобы сделать их более управляемыми. А другие города лишь выиграли от появления специальных ИКТ: улучшили руководство проектами «умных городов», а также приобрели статус городов с «умным руководством».
  • Кластер «Политический контекст» – взаимодействие технологических компонентов с политическими и институциональными компонентами. Политический контекст имеет решающее значение для понимания правильного использования информационных систем. Необходимость внедрения инновационного правительства приводит к изменениям в политике, потому что правительство не может проводить инновационные мероприятия без нормативных изменений, реализуемых с широким их публичным обсуждением. Именно политический контекст создает условия, необходимые для городского развития.
  • Кластер «Люди и сообщества» подразумевает учет интересов жителей города и их разного рода сообществ. Он критически важен для всей системы, однако во многих случаях на практике им пренебрегают, делая акцент на технологических и политических аспектах модели «умных городов». Между тем в рамках подобных проектов принципиально важно находить разумный баланс желаний и потребностей людей, микросоциумов и сообществ. 
  • Кластер «Экономика» – это основная инициатива «умных» городов и городов с высокой степенью экономической конкурентоспособности, которые предположительно уже обладают одним из свойств «умного города». Одним из ключевых показателей для оценки конкурентности растущего города является его потенциал в качестве локомотива развития более крупных территориальных образований.
  • Кластер «Окружающая среда» – это инициативы «умных городов», которые являются весьма прогрессивными с точки зрения экологии города, а также использование технологий для повышения устойчивости его развития и лучшего управления природными ресурсами. Особый интерес представляет охрана природных ресурсов и соответствующие инфраструктуры, такие как водные пути и канализация, зеленые зоны и парки. Вместе эти факторы должны быть в обязательном порядке учтены при формировании инициатив «умных городов».
  • Кластер «Построенная инфраструктура» – инфраструктура «умного города» включает в себя беспроводную инфраструктуру (волоконно-оптические каналы, Wi-Fi сети, беспроводные точки доступа, киоски), сервис-ориентированные информационные системы. Для ИКТ-инфраструктуры важны ее доступность и производительность.

ИКТ-инфраструктура «умного города» подобна ИКТ-инфраструктуре электронного и «умного» правительства, и при ее создании преодолеваются те же самые технологические барьеры и решаются сходные проблемы.

Архитектура «умного города»

Удачный выбор «долгоиграющих» технологий при проектировании «умного города» является залогом экономичности всего проекта в перспективе 5–10 лет 

Цели создания «умного города» определяют его назначение и напрямую влияют на комфортность проживания в нем людей (создание зеленой среды для экологичности города и среды для креативного и инновационного труда).

Людей в «умном городе» классифицируют по их типу: визитеры или жители, а затем жителей по роду их занятости в «умном городе» – наемные работники, люди свободной профессии, служащие или бизнесмены и т.д. подразделяют на совокупности – «сообщества» жителей города. Занятость и интересы «сообществ» формируют так называемые «экосистемы», под интересы которых создаются «мягкие инфраструктуры» для их управления. Следом создается «городская система», в которую входят все службы города, предоставляющие услуги жителям и визитерам (социальное обслуживание, транспортные услуги др., подробнее см. рис. 4). И в качестве завершающего звена при создании «умного города» вводятся в «твердые инфраструктуры» – реальные физические инфраструктуры города.

Другим, плоским, примером архитектуры «умного города» может быть его представление с точки зрения его функционала (см. рис. 5). Плоская архитектура «умного города» состоит именно из его стационарных компонентов, таких как: «умное здание» (в России популярен термин «интеллектуальное здание»), «умный завод», «умный дом», «умный автомобиль» и «умные инфраструктуры города» (транспортная, электрическая и др.).

Жизненные циклы технологий «умного города»

Технологии играют решающую роль в реализации инициатив по созданию «умных городов», а значит выбор «долгоиграющих» технологий при проектировании «умного города» – залог экономичности всего проекта в долгосрочной перспективе. 

Рисунок 4.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 6.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Для оценки перспективности той или иной технологии, в частности применительно к «умным городам», обычно используют методологию, созданную аналитиками глобальной консалтинговой компании «Гартнер» (Gartner), и ее графическое отображение – кривую цикла ажиотажа вокруг технологий (The Hype Cycle, см. рис. 6). Кривая строится в прямоугольной системе координат (X;Y), где Y= [величина ажиотажа (visibility) вокруг технологии], а Х= [степень зрелости (maturity) технологии].

Жизненный цикл любой технологии состоит из 5 этапов:

  1. Technology Trigger (возникновение технологии) – о технологии появляются отдельные сообщения в прессе;
  2. Peak of Inflated Expectations (пик завышенных ожиданий) – на этой стадии о технологии слишком много пишут и от ее реализации в прямом смысле слова ждут чуда;
  3. Trough of Disillusionment (пропасть разочарований) – самый трудный период в развитии технологии, когда вдруг оказывается, что чуда нет и не предвидится и наблюдается полная неопределенность в том, есть ли вообще у данной технологии будущее;
  4. Slope of Enlightment (повышение уровня осведомленности) – на данной стадии появляются первые реальные и стабильные проекты, и о технологии вновь начинают писать в прессе;
  5. Plateau of Productivity (плато продуктивности) – технология занимает свою экономическую нишу и становится привычной и обыденной для значительной части населения.

Для общего представления, какие именно технологии и решения характерны для «умных городов», а они не сводятся только к ИКТ-технологиям, как думают некоторые, ниже приведен список технологий, относящихся к восходящему сегменту кривой ажиотажа, а списки технологий по другим этапам можно посмотреть на сайте компании «Гартнер»:

  • Парковка в реальном масштабе времени, Real-Time Parking;
  • Беспроводная зарядка батарей автомобилей, Wireless Electric Vehicle Charging;
  • Консультационные услуги по устойчивости, Sustainability Consulting Services;
  • Интеллектуальные фонарные столбы, Intelligent Lamppost;
  • Инфраструктура зарядки электрических автомобилей, Electric Vehicle Charging Infrastructure;
  • Водородная экономика, Hydrogen Economy;
  • Управление эффективностью устойчивости, Sustainable Performance Management;
  • Системы позиционирования Wi-Fi, Wi-Fi Positioning Systems;
  • Услуги по уточнению значения информации, Information Semantic Services;
  • Операционная модель «умного руководства», Smart Governance Operating Framework;
  •  Интернет вещей, Internet of Things;
  •  Сетевое соединение ИТ- и операционных технологий, Networking IT and OT.

Определив этап той или иной технологии на кривой ажиотажа (ось Y), можно оценить степень зрелости технологии или продукта (ось Х) и возможность их развития в конкретный момент времени, а также сделать достаточно верное предположение о том, какие технологии придут к нам в ближайшем будущем, а какие окажутся на свалке истории.

 

Владимир Дрожжинов

 

По материалам выступления В.И. Дрожжинова «Информационное общество 4.0: умное общество, умный город, умное правительство» на Втором федеральном конгрессе по электронной демократии 14–15 мая 2013

 

Подготовила к публикации Сюзанна Гетьман

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp