Новый взгляд на евразийские города. Экономическая политика
Новый взгляд на евразийские города

Евразийские города не могут стать опорой для экономического роста без проведения серьезной реорганизации, считает старший экономист Всемирного банка Сулейман КУЛИБАЛИ (Souleyman COULIBALY) – один из авторов доклада «Евразийские города. Шелковый путь: новая реальность», подготовленного Всемирным банком


Сулейман Кулибали
В исследовании, проведенном экспертами Всемирного банка, представлен анализ проблем более 150 городов из 12 стран бывшего Советского Союза: Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркмении, Украины и Узбекистана. В частности, в России исследовалось 40 городов, среди них такие, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Мурманск, Тула, Краснодар, Грозный, Уфа, Челябинск и др. Некоторые из городов, охваченных исследованием, как отметили авторы доклада, процветали еще в Средние века, во времена «Великого шелкового пути» благодаря международной торговле. Сегодня под воздействием экономических, политических и демографических изменений в этих городах, как и в ряде новых городов региона, происходят процессы реорганизации.

Наследие прошлого

Более трех четвертей массовой застройки в городах Евразии после 1945 г. осуществлялось централизованно. Многое при этом удалось сделать правильно. К числу таких достижений эксперты Всемирного банка отнесли доступность общественного транспорта, районные системы отопления, практически всеобщий доступ к системам водоснабжения, социально интегрированные жилые районы. Однако централизованное планирование развития городов не учитывало значения рынков и индивидуального выбора при формировании устойчивых, удобных для жизни, оживленных жилых кварталов.

Кроме того, подчеркивается в докладе, с точки зрения пространственной организации многие города строились и расширялись там, где у них не было естественного окружения и базы для роста. Для освоения малонаселенных территорий советские проектировщики, к примеру, продвигали градостроение в сердце Сибири. В итоге многие города не имели и не имеют прилегающих сельских районов для обеспечения повседневных потребностей в продовольствии. Они и строились в расчете на дотационное снабжение товарами и услугами.

Рисунок 1.
Рисунок 1.
Нередко допускались ошибки в управлении земельными ресурсами, а также в проектировании и строительстве жилья. Лучшие участки земли в городах Евразии, как отмечается в докладе, до сих пор заняты крупными промышленными зонами, даже в тех случаях, когда они больше пригодны для использования в других целях (см. рис. 1). Многоквартирные панельные дома, построенные быстро и дешево, чтобы обеспечить жильем стремительно расширявшиеся города, как правило, не были рассчитаны на длительный срок эксплуатации (в некоторых случаях всего лишь на 25 лет). Однако люди продолжают жить в таких домах по сей день.

Распад СССР ослабил взаимосвязи между странами Евразии. При отсутствии дотаций на доставку товаров и услуг усилилась изоляция отдаленных городов от глобальных рынков и, соответственно, от рынков поставок и сбыта своей продукции. В качестве примера авторы доклада отметили, что обеспечить эффективность железнодорожных сетей оказалось достаточно сложно, несмотря даже на низкие – по сравнению с европейскими – цены на электричество. Само обслуживание и необходимая модернизация железных дорог обходились слишком дорого. При этом – в условиях усиливающейся изоляции – особенное значение приобрел воздушный транспорт, фактически единственный вид транспорта, способный гарантировать сообщение на территории Евразии, охватывающей девять часовых поясов.

Экология городов Евразии страдала от невозможности поддерживать прежнюю развитую инфраструктуру, например, общественного транспорта. Оказалось, что в рыночных условиях такие системы для городских бюджетов непосильно ни обслуживать в прежнем объеме, ни модернизировать. В большинстве городов сократился пассажиропоток общественного транспорта и возросло использование личных автомобилей. Исчезли сети очистки сточных вод, а системы утилизации твердых отходов не справлялись с последствиями стремительного роста населения городов и уровня потребления. Районные системы отопления превратились в «черные дыры», которыми стало чрезвычайно трудно управлять, а низкие тарифы ЖКХ во многих случаях не позволяли производить их модернизацию и ремонт.

Многие города не были и не стали финансово самостоятельными и самоокупаемыми. В финансовом отношении они в высокой степени зависят от средств, выделяемых центральным правительством. А создание инструментов для генерации местных доходов (к примеру, стратегического использования муниципальной земли) продвигается медленно. Наконец, общей проблемой для городов Евразии стала невозможность (или нежелание) устанавливать рыночные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, что приводит к дальнейшему изнашиванию существующих систем. Сохранение искусственно заниженных тарифов на отопление, подчеркивается в докладе, не только потворствует расточительному использованию энергии населением, но и не позволяет районным отопительным системам развиваться. Ведь максимум, на что они могут рассчитывать – это компенсация эксплуатационных расходов.

Планирование, сообщение, экологизация

Москва как центральный транспортный узел Евразии должна внести свой вклад в существенное снижение стоимости перевозки грузов и пассажиров по всему этому региону и за его пределами

Улучшение планирования городов требует  осуществления политических мер, направленных на развитие рынков земли и жилья, совершенствование предоставляемых государством услуг. Для решения этих проблем необходимо модернизировать законодательство в области землепользования, строительных норм, а также обеспечить их соблюдение, снизить стоимость земли и создать институциональный потенциал для новой застройки.

В сфере жилищного строительства, необходимо разблокировать рынки аренды жилья, возродить объединения собственников жилья, создать и применять правила в отношении мест общего пользования, а также снизить стоимость сделок с недвижимостью, таких как покупка квартир многоквартирного дома. Для выработки политики в сфере инфраструктуры государственных услуг необходимо постоянно модернизировать и поддерживать коммунальные сети, корректировать тарифы для обеспечения устойчивости системы, поддерживать и обеспечивать сотрудничество между различными юрисдикциями в таких сферах, как региональные системы удаления сточных вод и управления водоснабжением, а также поддержания и расширения сетей общественного транспорта.

По мнению авторов доклада, необходимо модернизировать транспортную систему в крупных городах с ориентацией на развитие междугороднего сообщения, а также добиваться повышения энергоэффективности личного автотранспорта путем введения рыночных цен на бензин, а в случае необходимости вводить или корректировать налоги на бензин. И, наконец, во внутригородских перемещениях следует стимулировать передвижение пешком и на велосипеде. Для этого, признают авторы доклада, необходима реорганизация центральной части городов.

Функцию Москвы как узлового центра системы воздушного и железнодорожного междугороднего сообщения, следует, как отмечается в докладе, максимально использовать. И добиваться при этом существенного снижения стоимости перевозки грузов и пассажиров по всей Евразии и за ее пределами.

Необходимо также содействовать дальнейшему развития активно формирующихся региональных узловых центров. Таких, к примеру, как Нижний Новгород и Казань. Такие региональные «узлы» способны внести ощутимый вклад в обеспечение бесперебойного сообщения между странами региона.

Дорожная карта развития

Городам Евразии необходимо осваивать современные цифровые технологии, а значит, и принимать активное участие как в региональных, так и глобальных инициативах в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивают авторы доклада.

Неотложная проблема для большинства городов региона – проведение масштабных мероприятий для решения проблем загрязнения окружающей среды. Эти меры должны содействовать планированию более экологичной новой застройки и реконструкции существующих объектов. Наконец, они способны поддержать позиции евразийских городов в глобальной конкуренции за инвестиции и квалифицированные трудовые ресурсы.

В отношении финансирования на субнациональном уровне первоочередное внимание необходимо, как полагают авторы доклада, уделить повышению технической и экономической эффективности жилищно-коммунального хозяйства. В том числе эксперты Всемирного банка полагают необходимым повышение в крупных городах ставки подоходного налога с физических лиц; налогообложение доходов, полученных от сдачи в аренду жилья и коммерческой недвижимости; совершенствование методов взимания налога на недвижимое имущество; повышение тарифов на водоснабжение, а также стоимости пользования общественным транспортом, по крайней мере, до уровня возмещения затрат.

В ряде стран Евразии были реализованы программы стимулирования частных инвестиций в развитие транспорта и другие инфраструктурные проекты. Но приток частных инвестиций оказался ограниченным, в том числе из-за сложностей организации финансирования межгосударственной инфраструктуры.

Дальнейшее совершенствование системы финансирования развития городов региона целесообразно строить с использованием различных способов финансирования. Оно может быть исключительно частным в телекоммуникациях, обеспечивающих высокий уровень рентабельности. Или осуществляться в виде государственно-частных партнерств, в которых издержки частных инвесторов возмещаются за счет доходов от совместно реализованного проекта.

Более богатые страны региона могут субсидировать вложения в инфраструктуру более бедных стран. И такие субсидии, полагают авторы обзора, оправданны, если при этом обеспечивается укрепление сетевого взаимодействия. Наконец, источником финансирования вложения в инфраструктуру могут быть и средства, аккумулированные на международных рынках при содействии регионального банка.

Экономическая деятельность в конкретных городах строится с опорой на индивидуальные преимущества каждого из них. Некоторым городам, например, Казани, удается при этом перестроиться лучше, чем другим. Но при всех различиях города, охваченные исследованием, очевидно имеют общие проблемы, часть из которых легче решать сообща.

 

Подготовила Татьяна Конищева

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp