Спортивный стимул. Экономическая политика
Спортивный стимул
1 Август 2012, Ирина Ильинская

Бизнес не торопится инвестировать в строительство социально значимых, в том числе спортивных объектов, из-за туманных перспектив их окупаемости и неоформленной законодательной базы, констатировали участники  I Международного инвестиционного форума-выставки «Модернизация инфраструктуры российских городов: путь – 2018»


Все страны в гости к нам

Александр Борейко
Представители бизнеса и власти сегодня активно обсуждают проблемы проектов по развитию инфраструктуры регионов в сферах строительства, энергетики, транспорта, туризма и IT-технологий. Дискуссии на эту тему, которые прошли на форуме,  позволили сформулировать конкретные предложения для Министерства экономического развития России, а также  Декларацию о намерениях по выработке институциональных решений проблем в сфере ЧГП. Вопросы эти в настоящее время , по мнению многих экспертов, являются первоочередными. Совсем скоро в России пройдет целая серия значимых спортивных событий: «Дети Азии» (Якутия, 2012), Универсиада (Казань 2013), Олимпиада (Сочи 2014), Чемпионат мира по водным видам спорта (Казань – 2015), Чемпионат мира по хоккею (Москва, Санкт-Петербург – 2016), Кубок конфедераций (Россия – 2017), Чемпионат мира по футболу (Россия – 2018). Все это, предположительно, должно стать мощным стимулом развития городов России, стартовой точкой долгосрочного и стабильного их развития. Однако, сегодняшнее строительство должно быть ориентировано не только на конкретное спортивное мероприятие, но и то, насколько востребованным будет тот или иной объект инфраструктуры впоследствии, а для этого требуется оценка того, существует ли потребность в его наличии в том или ином городе уже сегодня. Но в преддверии масштабных событий возведением спортивных арен дело не ограничится – потребуется серьезная работа в отношении транспортной инфраструктуры. У экспертов вызывает опасения возможная перегрузка аэропортов и дорог из-за наплыва гостей и болельщиков, и эти тревоги обоснованы: пока не в достаточной мере продумана логистика перемещений. Директор программы ЛТЦ ОАО «Навигационно-информационные системы» Александр Борейко считает, что  наиболее остро в свете подготовки  к проведению Олимпийских игр в Сочи стоит проблема транспортного обслуживания: требуется доставка строительных материалов и грузов общей массой 76 млн тонн. Количество задействованного во время проведения игр транспорта оценивается в более чем 5,5 тыс. единиц.

Ясно, что обеспечение работы транспорта не должно ограничиваться периодом подготовки и проведения Олимпиады, развитие инфраструктуры Сочи должно быть ориентировано на долгосрочную перспективу, так же  как и инвестирование в объекты к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Например, Mundial в Германии  ускорил рост экономики этой страны на 0,5%, в ЮАР за четыре года до проведения чемпионата в 2010 г.  ВВП вырос на 1,7%.

Пока трудно оценивать эффект для России, а вот расходы – уже можно. Согласно смете Министерства спорта и туризма РФ общая сумма расходов на подготовку ЧМ-2018 составила 632,373 млрд рублей. На строительство и реконструкцию дорог планируется потратить 241,59 млрд рублей, которые распределят между федеральным (66,6 млрд) и региональным (81,9 млрд) бюджетами, а также  другими источниками. Справятся ли регионы с поставленной задачей?

Решения на местах

Сергей Курило

Согласно смете Министерства спорта и туризма РФ, общая сумма расходов на подготовку ЧМ-2018 составила 632,373 млрд рублей

Например, строительство стадиона к ЧМ-2018 в Калининграде оценивается в  9 млрд рублей. Местные власти рассчитывают получить 30 - 50% этой суммы из федерального центра, 15% добрать из внутренних резервов бюджета, 35% — из внебюджетных источников.  В целом по строительству спортивных объектов, имеющих отношение не только к знаковым мероприятиям ближайшего будущего, ситуация непростая. По словам  зам. главы администрации городского округа Воронеж Сергея Курило, сложным остается  вопрос  гарантий софинансирования муниципальных, в том числе спортивных объектов, из правительственного бюджета. Без четких критериев оценки проектов, они фактически готовятся «вслепую», что сильно затрудняет попадание в ту или иную строчку федеральной программы. В итоге многие проекты местные власти вынуждены консервировать, хотя  к местам потенциального строительства уже подведена вся необходимая инфраструктура и коммуникации, тем не менее, проект оказывается «под стеклом». Кроме того, считает Сергей Курило, могли бы стать  потенциально эффективными в сфере ГЧП контракты жизненного цикла, позволяющие строить быстро и качественно.

В свете предстоящего ЧМ-2018  и других спортивных событий, стоит ждать увеличения числа спортивных объектов, построенных с использованием именно  механизмов государственно-частной кооперации. Ясно, что наибольший эффект от строительства таких объектов и прилегающей к ним инфраструктуры достигается только в том случае, если такое строительство соответствует долгосрочным планам развития конкретных территорий. И хотя перспективы их применения в России есть, тормозит работу законодательная база, а также опасения бизнеса в отношении долгосрочных инвестиций в социальные проекты.

В Воронеже власти города нацелены на привлечение инвестиций в экономику города, главным образом, с целью реализации крупных инвестиционных проектов, способных генерировать конкурентоспособную бизнес-среду, создавать новые рабочие места, развивать социальную инфраструктуру. Например, в городе ведется реконструкция и развитие Центрального парка культуры и отдыха, строительство загородного спортивно-оздоровительного учебно-тренировочного комплекса единоборств «Богатырь» и других объектов.

Первым этапом претворения в жизнь инвестиционно ориентированной стратегии является создание необходимой нормативно-правовой базы. Именно с этого начали в Воронеже, где в законодательный блок включены не только основные положения инвестиционной политики и реестр инвестиционных проектов, но и описан порядок проверки эффективности проектов. Скорректировать ситуацию  власти Воронежа пытаются и путем создания инвестиционного законодательства для предоставления полноценной государственной поддержки инвесторам и создания благоприятного налогового режима. В области прорабатывается тема концессионного соглашения как одного из способов формирования долгосрочного сотрудничества местных властей и частного сектора, прежде всего, для реализации социально значимых объектов. Однако продвижение данной политики затруднено тем, что окупаемость социальных объектов, которые впоследствии окажутся в ведении муниципальных образований, весьма отдаленная. В итоге,  такие вложения не слишком привлекательны для бизнеса. 

Проблемы туризма

Сергей Шпилько
Примерно те же причины мешают развитию туристического сектора. Сколько ни ведется речь о перспективах этого сектора, российский туристический бизнес пока находится на стартовых позициях. Здесь к финансово-институциональным проблемам добавляется кадровая. Не хватает профильных средних учебных заведений, которые бы выпускали готовых к работе в этом сегменте специалистов. Кроме того, как отметил президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, для развития туристического потенциала Москвы, необходима слаженная работа транспорта, служб безопасности, т.е. структур,  так или иначе взаимодействующих с туристами. Без этого не обойтись и при разработке  такого перспективного направления как событийный туризм.

По словам, Сергея Шпилько, создание по-настоящему интересного события, которое реально влияет на формирование туристических потоков на мировом рынке, может стать одним из самых эффективных способов привлечения туристов – как иностранных, так и региональных.

 

 

Подготовила  Ирина Ильинская

 

По материалам  I Международного инвестиционного форума-выставки «Модернизация инфраструктуры российских городов: путь – 2018», 5-6 июля 2012 года, Москва

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp