Как помочь развитию ГЧП-проектов в регионах. Экономическая политика
Как помочь развитию ГЧП-проектов в регионах
13 Сентябрь 2013, Олег Шагако

Развитию ГЧП-проектов в регионах препятствует отсутствие методической базы, в частности, регламента по внутриведомственному взаимодействию,  регламентов планирования, регистрации и сопровождения проектов ГЧП – как на стадии идей, так и на инвестиционной стадии, отметил  исполнительный директор Центра развития государственно-частного партнерства Олег ШАГАКО на Саммите деловых кругов «Сильная Россия-2013»


Олег Шагако
Практика государственно-частного партнерства в России сложилась еще в 2000-е годы, существенный импульс к ее развитию придал Федеральный закон «О концессионных соглашениях», принятый в 2005 году.

Вместе с тем, сегодня существует ряд препятствий для развития механизмов ГЧП в России, что связано, в том числе, с отсутствием  единого понятийного аппарата, закрепленного в федеральном законодательстве.

В апреле текущего года Государственной Думой в пером чтении рассмотрен проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», который в настоящее время проходит доработку с точки зрения учета мнения профильных комитетов Госдумы, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации, делового и экспертного сообщества (см. подробнее: «Последняя надежда местных бюджетов»).  На наш взгляд, ГЧП – это та модель, тот уровень взаимодействия государственного и муниципального заказчика с частным инвестором, которые дают возможность привлечения частных инвестиций, в первую очередь, в социально важные объекты публичной инфраструктуры. Все остальное – налоговые льготы, особые экономические режимы, правовое поле особых экономических зон, иные экономические и налоговые режимы, скорее можно отнести к «квази-ГЧП», поскольку ГЧП – это в первую очередь контрактная модель, связанная с новым строительством либо с реконструкцией объектов инфраструктуры.

Чем интересен этот механизм и почему вдруг две стороны становятся партнерами?

Реализация проекта на основе ГЧП позволяет привлечь частные инвестиции в развитие инфраструктуры для муниципального или государственного заказчика и снизить  нагрузку на бюджет, переложив ее на плечи частного инвестора. Государственный или муниципальный заказчик получает преимущества, которые принесет с собой частный инвестор, а именно – высокие технологии и эффективную систему управления создаваемым или реконструируемым объектом.

Модель ГЧП – это всегда долгосрочный инструмент, который ориентирован на реализацию среднесрочных и долгосрочных проектов в период от 7-10 лет до 50 лет

Частный инвестор, в свою очередь, в ситуации нестабильного рынка заинтересован в гарантированном, долгосрочном получении доходов на вложенный рубль. Поэтому модель ГЧП – это всегда долгосрочный инструмент, который ориентирован на реализацию проектов в среднем в течение  7-10 лет,  а иногда до 50 лет. Инвестор в таком проекте получает гарантию стабильного дохода от пользования имуществом и оказания (замещения) государственной услуги.

Соответственно, в этой же модели могут быть предусмотрены гарантии на случай возникновения условий, ухудшающих те, которые были изначально зафиксированы в соглашении о ГЧП, либо в концессионном соглашении, в рамках жизненного цикла проекта, т.е. у частного инвестора появляется оплот стабильности на протяжении 10-50 лет.

На сегодня отношения сторон в рамках ГЧП напрямую регулирует Федеральный закон «О концессионных соглашениях», а также областные законы, которые приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. Однако далеко не все законы субъектов Российской Федерации учитывают существующую специфику регионального экономического развития, мало отличаясь, по сути, от модельного закона. Проект Федерального закона о ГЧП, как мы надеемся,  создаст дополнительную мотивацию для развития регионального законодательства о ГЧП, в том числе, благодаря четкому определению полномочий Российской Федерации и регионов, регулированию отношений между государством и бизнесом в сфере ГЧП с точки зрения налогового, земельного, строительного законодательства, устранению существующих сдерживающих факторов законодательного и процедурного характера.

Кроме того, в развитие законопроекта о ГЧП планируется принятие целого ряда нормативных актов правительства России, утверждающих, как планируется, методики по оценке эффективности внебюджетного финансирования по сравнению с финансированием за счет средств региональных и федерального бюджета, методики подготовки проектов, порядок проведения контрольных мероприятий в отношении частного инвестора, а также принципы организации общественных слушателей по проектам ГЧП.

Возвращаясь к проблемам, которые препятствуют активному развитию модели ГЧП, в первую очередь, следует выделить отсутствие методической базы, в том числе отсутствие в регионах утвержденного и рабочего регламента по внутриведомственному взаимодействию в рамках подготовки проекта ГЧП. И наконец, на сегодняшний день нет понимания и стройной структуры, как планировать, регистрировать и сопровождать те проекты ГЧП, которые находятся на стадии подготовки, инвестиционной стадии или в стадии эксплуатации созданных/реконструированных объектов.

Помимо нового федерального закона о ГЧП правительство РФ планирует принять еще четыре постановления, которые будут направлены на развитие методической базы

Приведу пример. В прошлом году Минэкономразвития России провело опрос субъектов Российской Федерации о реализуемых проектах ГЧП в социальной сфере. Сводная статистика такова: субъектами было заявлено 206 проектов, наибольшая доля приходится на сферу образования, на втором месте сфера здравоохранения. И это неслучайно, потому что это две основные социальные проблемы: как вылечить человека качественно и недорого, и как разместить детей в детских садах, как решить проблему с очередями. Причем именно на такие проекты в муниципальных и региональных бюджетах острая нехватка средств. Поэтому, в основном, то, что заявляют субъекты – это строительство детских садов, а также  строительство, реконструкция объектов здравоохранения.

Однако  флагманом модели ГЧП в мире всегда была и остается транспортная сфера. И в России первое концессионное соглашение, которое было заключено в 1856 г., относилось к строительству железной дороги Санкт-Петербург – Москва.

В современной российской истории первое концессионное соглашение было заключено в 2006 г., а его предметом стало строительство западного скоростного диаметра в городе Санкт-Петербурге. Не случайно эволюция законодательства в сфере ГЧП привязана прежде всего к проектам в транспортной инфраструктуре. В частности, этим проектам адресованы принятые в прошлом году поправки в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», предоставляющие право прямых платежей от концедентов в пользу концессионера.

Аналогичное право необходимо распространить на проекты ГЧП, направленные на строительство/реконструкцию объектов социальной инфраструктуры. Это в значительной степени упростит юридическую схему реализации, даст дополнительные гарантии инвестору и будет способствовать распространению практики применения концессионной схемы при создании таких объектов.

 

Олег Шагако

 

Подготовила к публикации Татьяна Конищева

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp