Правильные ориентиры для столичного статуса. Экономическая политика
Правильные ориентиры для столичного статуса
28 Апрель 2012, Владимир Мау

Государство, прежде всего, должно обеспечить прогресс в образовании, здравоохранении и науке, создав основу для дальнейшей модернизации отраслей материального производства. Российская столица, как центр государства и как мегаполис, убежден ректор  РАНХиГС Владимир МАУ, призвана выступать драйвером социально-экономического развития всей страны


Владимир Мау
Кризис — это всегда время рождения стратегии, не обязательно сразу явной и отчетливо начертанной. Но это всегда время поиска новых горизонтов, приоритетов и предпочтений. Это касается как стран, так и отдельных регионов. Москва не исключение, ее собственная стратегия развития как динамичного центра крупнейшей агломерации востребована новым временем, и она обсуждается и в правительстве Москвы, и в экспертном сообществе. Идет осмысление контуров и развилок сбалансированного развития целого региона и определение приоритетов для достижения этих целей.

Задавать тон и определять ориентир

Проблемы и их решения, приоритетные для развития Москвы, именно те, которые способны содействовать социально-экономическому развитию всей России. Именно они особенно важны. У этой точки зрения находятся и оппоненты, считающие современную социально-экономическую модель порочной. Между тем ключевая роль Москвы — это прочно сложившаяся многовековая историческая и культурная реальность, и, следовательно, самая надежная основа для выстраивания стратегии развития страны. Даже если относиться к «москвоцентризму» неодобрительно, все равно изменить такую ситуацию в обозримой перспективе невозможно, да и не нужно. В солидарном со страной поступательном социально-экономическом развитии Москва всегда будет задавать тон и ориентиры развития всей России. Что хорошо для Москвы – хорошо и для России.

И это вовсе не примитивный тезис: инвестиционные, бюджетные, человеческие ресурсы ограничены и будут перетекать, а в рамках всякого очерченного временного интервала регионы будут конкурировать между собой за привлечение всех этих ресурсов.

Справка:

Пространственная политика должна основываться на двух принципах:

  • на стимулировании притока населения в точки (регионы) экономического роста для компенсации демографического кризиса (общего сокращения численности населения);
  • на  стимулировании конкуренции между регионами и между муниципалитетами за привлечение населения и бизнеса.

См. Мау В. А., Ясин Е. Г. Двадцать лет рыночных реформ и новая модель экономического роста, с.31. http://www.hse.ru/data/2012/03/30/1265318464/Мау_Ясин_2012.pdf

Правильные ориентиры для столичного статуса

Однако в стратегической перспективе «пирог сам пойдет в рост», и Москва должна будет выступать, образно говоря, софтом и важнейшим драйвером ключевых направлений этого роста. И только при этом условии сможет реализовать свои лидирующие позиции и оправдывать самый принцип — что хорошо для Москвы, гармонично и для России. Иными словами, справедливость этого принципа не абсолютна, не вытекает однозначно из столичного положения Москвы, но она должна постоянно подтверждаться и доказываться в конкурентной борьбе за лидерство.

Что надо сделать для того, чтобы Москва выступала драйвером национального роста? По сути, именно в поиске ответа на этот вопрос состоит главная задача и смысл стратегии развития российской столицы.

Ключевые задачи

Лидерство предполагает способность формулировать ключевые задачи своего времени и находить адекватные инструменты для их решения. Они всегда конкретны для данной страны и эпохи.

В настоящее время перед страной стоят две основные системные проблемы, ответ на которые может и должна найти Москва: формирование современной институциональной среды для развития человека и предпринимательства.

Это две взаимосвязанные, но разные задачи.

Проблемы предпринимательства, инвестиционного климата (удручающие позиции России в рейтингах инвестиционной привлекательности, национальной конкурентоспособности и проч.) –  специфически российские.

А проблема развития человеческого капитала – общая для всех развитых стран. Очень плохо адаптируются к постиндустриальному миру известные и хорошо зарекомендовавшие себя модели образования и здравоохранения, которые были разработаны применительно к реалиям эпохи индустриализации. Они работали тогда, когда образование давалось один раз в жизни, лечились только больные. Сейчас, когда люди учатся и лечатся на протяжении всей жизни, а спрос их на эти услуги все более индивидуализируется, необходимы принципиально новые подходы к организации этих отраслей. Как замечал еще Егор Гайдар, та страна, которая сможет найти эффективные институциональные решения в сферах образования и здравоохранения, получит мощный импульс в экономическом развитии и фору по отношению к другим странам.

Отсюда второй стратегический тезис: в основу стратегии Москвы должен быть положен принцип институционального лидерства — в отношении как делового (инвестиционного) климата, так и развития человеческого капитала.

Институциональные барьеры

Исходя из существующих оценок, основными институциональными барьерами развития, и не только экономического, являются состояние судебной и правоохранительной систем, а также монополизация (преимущественно административная) строительного рынка. Москва сделала бы колоссальный рывок вперед и одновременно оказала бы неоценимую услугу стране, обеспечив заметное продвижение в этих сферах и задав тем самым современные стандарты качества их функционирования.

Перед страной стоят две системные проблемы: формирование современной институциональной среды для развития и человека, и предпринимательства

Те возражения, что по ряду позиций это не в компетенции московского руководства, а прерогатива федеральных структур, или что трудно в отдельно взятом колхозе (городе, субъекте федерации) существенно улучшить качество институтов, хотя и законны и справедливы, но они никак не являются абсолютом ни с политической, ни с практической точек зрения.

Конечно, целый ряд институциональных решений удается именно на региональном уровне, или в порядке эксперимента, или как результат конкуренции региональных властей. Однако исторический опыт (например, судебная реформа Александра II) показывает, что успех реформы в самой столице может обеспечить ее последующее распространение на другие регионы.

Современная Москва и по своим ресурсам, и по своему фактическому статусу может взять на себя инициативу по коренному совершенствованию институциональных российских систем, особенно в сфере правоприменения. Москва должна поставить перед собой задачу формирования некоррумпированных – образцовых судов и полиции, и решить ее в политически приемлемые сроки. То же можно сказать и о политике конкуренции, и об упрощении доступа в строительный бизнес.

Разумеется, решение этих задач не будет простым, но оно вполне реалистично. И главное, продвижение в указанном направлении – это действительно ключевой вызов, достойный стратегии мегаполиса.

Ставка на глобально лучшее

Развитие человеческого капитала – это непременный атрибут всех стратегий, которые разрабатывались после достижения макроэкономической стабилизации, начиная с «Программы Грефа» 2000 г. Это естественное следствие признания постиндустриального вектора нашей трансформации. В отличие от времени индустриализации с его приоритетами в области материального производства (уголь, сталь, нефть, машиностроение и т. п.), в современном развитом мире государство, прежде всего, должно обеспечить прогресс в образовании, здравоохранении и науке. На этой основе уже происходит модернизация отраслей материального производства.

Однако речь не сводится лишь к тому, чтобы в столице, к примеру, было хорошее и доступное образование и здравоохранение. Проблема гораздо более сложна.

В современном глобальном мире формируется глобальный рынок, в том числе и человеческого капитала. Наиболее образованная и мобильная часть наших граждан может легко обращаться к лучшим мировым университетам и клиникам. Спрос на качественные институты образования и здравоохранения, таким образом, концентрируется в других странах. А без качественного платежеспособного спроса на клиники и университеты у нас не будет и качественных клиник и университетов.

Другая сторона этой проблемы – демографическая. Уже на протяжении двух десятилетий страна живет в условиях демографического кризиса – сокращения численности населения. Смягчение этого кризиса связывается с проведением адекватной миграционной политики, привлечением иностранной рабочей силы для компенсации выбывающей отечественной.

Однако миграционный процесс у нас двухканальный. В страну притекает в основном неквалифицированная и политически неразвитая (далекая от современных стандартов демократии) рабочая сила. Одновременно идет отток людей в основном с хорошим образованием и высокими запросами на состояние предпринимательской, политической и интеллектуальной среды. Москва находится в центре этого процесса: сюда едут люди из регионов и стран, где жить хуже, а уезжают в поиске принципиально новых стандартов те, кто обеспечивает прогресс в современном мире, и удержать этот креативный класс в России — еще одна ключевая стратегическая непростая задача Москвы.

Егор Гайдар: «Страна, которая сможет найти эффективные институциональные решения в сферах образования и здравоохранения, получит мощный импульс в развитии и фору по отношению к другим странам»

Результатом общественного прогресса последних десятилетий стала очень высокая мобильность людей вообще и креативного класса в особенности. Зажиточные и образованные люди, которых по мере нашего экономического роста становится в России все больше, могут легко передвигаться по миру, оседая там, где условия жизни лучше. Еще четверть века назад, если человека что-то не устраивало в собственной стране, он должен был бороться за ее переустройство, теперь ему гораздо проще сменить не только город, но и страну.

Удержание креативного класса — непростая задача, нет прецедентов в мировой истории: раньше транзакционные издержки отъезда были высоки и миграционные потоки были не столь масштабны, также проблема решалась полицейскими методами. Сейчас это невозможно, и необходимо искать человеческие стимулы.

Одним из немногих, но надежных способов закрепления  креативного класса является предоставление качественных услуг образования и здравоохранения и собственно сама среда обитания. Это значит, что Москва должна обеспечивать не просто хороший общий уровень медицины, школ и университетов. Необходимы клиники и учебные заведения, конкурирующие в глобальном масштабе. Решение этой сложной проблемы потребует денег и времени, однако без ее решения Москва рискует стать лишь перевалочным пунктом движения лучших кадров вовне.

Формируя программы развития учреждений образования и здравоохранения, мы должны в показатели их успешности включать и количество иностранцев (из развитых стран), приезжающих в них учиться или лечиться, и количество профессоров и врачей мирового уровня, готовых в них работать. Было бы самообманом сводить задачу построения федерального университета или высокотехнологичного медицинского центра к обеспечению их новейшим технологическим или диагностическим оборудованием. Нужна внятная и конкретная программа развития соответствующих центров, по сути, являющихся центрами превосходства — мировыми лидерами образования и здравоохранения.

Такой подход могут критиковать за элитизм. Однако креативный класс — это не элита в традиционном ее понимании, а та большая часть общества, которая благодаря своим достижениям вытягивает всю страну на новый уровень ее развития.

Инновационная политика

Стратегия Москвы не может обойтись и без разработки инновационной политики. Однако важно уйти от упрощенного (если угодно, индустриального) понимания инноваций как каких-то исследований или изобретений, которые надо поддерживать бюджетными деньгами (или налогами), а потом экономическими или административными методами навязывать их внедрение в производство и быт.

Москве необходима, прежде всего, политика неотложного спроса на инновации, реализация конкретных программ, требующих внедрения новейших технологических достижений, к примеру, таких как формирование «электронной Москвы», включая «электронную мэрию».

Необходимо разработать программу максимального внедрения информационно-коммуникативных технологий в быт москвича, ориентированную на бесконтактное общение со всеми уровнями государственной власти и муниципального управления. Можно перенять опыт Эстонии, решившей в значительной мере задачу информатизации жизни страны. Москва, конечно, существенно больше Эстонии, однако компактность городского хозяйства делает эту задачу вполне выполнимой.

Еще пример – задача информационного обеспечения здравоохранения. Переход к универсальной электронной карте, доступной каждому москвичу, означал бы качественный рывок в повышении качества медицинских услуг. Наконец, существенным фактором инновационного развития могла бы быть закупочная политика города.

Москва может позволить себе в своей закупочной политике сделать ставку только на «глобально лучшее» — лучшие информационные системы, лучший асфальт или дорожную плитку, лучшее оборудование для муниципального здравоохранения.

 

Презентация доклада: Мау В. А., Ясин Е. Г. Двадцать лет рыночных реформ и новая модель экономического роста: доклад к XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 3–5 апр. 2012 г.; НИУ «Высшая школа экономики». — М.: ИД Высшей школы экономики, 2012.

 

Владимир Мау

 

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp