Эпоха штучных инноваций. Экономическая политика
Эпоха штучных инноваций
22 Август 2012, Игорь Агамирзян

Очевидные сложности, затрудняющие выход России на глобальные мировые рынки, не связаны с технологиями, а носят, скорее, гуманитарный характер. По мнению генерального директора и председателя правления ОАО «РВК» Игоря АГАМИРЗЯНА, пока не достигнута критическая масса людей, понимающих принципы функционирования современной глобальной экономики и механизмы консьюмерского спроса


Игорь Агамирзян
Технопарки четвертичного периода

Человеческая цивилизация сформирована технологиями. Каждый технологический прорыв или даже появление новой технологии меняет мир: в XX веке прошло несколько волн технологических новаций, которые фактически перевернули привычный уклад жизни человека. Поточное производство автомобилей и развитие нефтяной промышленности стали началом первой волны, нынешняя фаза, стартовавшая в 1970-е гг., основана  на информационных и телекоммуникационных технологиях. Сегодня мы переживаем период перехода к новому технологическому укладу, его доминантой станут  био- и нанотехнологии, новая энергетика, совмещение виртуальных и материальных производственных технологий.

Все это преобразит не только промышленность и экономику, но и повлияет  на  социальные процессы. Так, в прошлом веке автопром стал генератором нового уровня мобильности, а цифровые технологии породили принципиально иной формат глобальных коммуникаций  и информатизации. Технологические достижения продолжают все глубже проникать в социальные слои. Сегодня мы переживаем не первую волну глобализации – таковая наблюдалась уже сто лет назад, но в то время она сказалась лишь на узкой прослойке очень богатых людей. В настоящее время технологии и системы связи делают  глобализацию  действительно всеобъемлющей, потому что она затрагивает практически все категории населения, независимо от их состоятельности.

Каждая фаза технологических перемен одновременно преобразует деловую среду: крайне редко лидеры ведущих технологических направлений становятся руководителями компаний новой волны. Это похоже на то, как миллионы лет назад динозавров вытеснили млекопитающие, вначале представленные редкими видами мелких животных, также технологическая эволюция характеризуется появлением малых компаний, в следующем поколении превращающихся в  гигантов бизнеса. Причем, многие быстроразвивающиеся бизнес-структуры по многим параметрам сравнимы с государствами, а компании самой последней технологической волны формируют финансовые параметры бизнеса, иногда опережающие страновые. Так, доход компании Google  в расчете на одного сотрудника во много раз выше, чем уровень ВВП на одного занятого в любой стране. Аналогичный показатель у «Яндекса» сравним с  ВВП на одного жителя Норвегии. Капитализация Google в пересчете на сотрудника – более 5 млн долларов, что на несколько порядков превышает  эту же величину в компаниях предыдущего технологического  поколения.

Окна роста

Центры инноваций – это еще один пример того, как технологические достижения преобразуют мир. Например, трудно даже сопоставлять Тайвань пятидесятилетней давности с его современным обликом: пять десятилетий технологического развития полностью преобразили экономику и социальную сферу этой страны. Очевидно, что каждая технологическая волна открывает новые окна возможностей. На первом этапе развития только приоткрывается «форточка» на несколько лет,  в течение которых интенсивно создается новая продукция: автомобили, самолеты или компьютеры. Однако быстро возникающая на новом рынке острая конкуренция инспирирует консолидацию брендов, и более успешные игроки на рынки поглощают менее благополучных. Например, Chevrolet,  ныне ведущий международный бренд компании General Motors, когда-то существовала как независимый производитель автомобилей. Другая корпорация – The Boeing Company – поглотила целую технологическую отрасль в США.

Сегодня мы переживаем этап, когда становится технически возможным создание не только виртуального мира, но и трансляции его на плоскость физической реальности

Какие же окна возможностей возникают в современном мире и в следующем техническом поколении? Что будут представлять из себя технологии, которые совершат еще одно преобразование цивилизации? Мы полагаем,  в следующем десятилетии развитие будет связано с интеграцией виртуального мира с физическим. Появятся новые технологии в медицине, развитие получит биоинформатика, сконцентрированная на информационных технологиях в конкретном биосоциальном применении.

Это объясняется тем, что в современной экономике основной запрос на инновации исходит от консьюмера (потребителя), не в пример экономике индустриального периода пятидесятилетней давности, спрос в которой задавался военно-промышленным комплексом. Речь идет о горизонтальном массовом рынке, и доля любой вертикали в его рамках ничтожно мала. Все наиболее успешные российские проекты, работающие на глобальном рынке, ориентированы на потребителя. Сегодня мы переживаем этап, когда становится технически возможным не только создание виртуального мира, но и трансляции его на плоскость физической реальности. Уж сегодня получили распространение «цифровые производства» – фабрики, выпускающие продукты по их виртуальным моделям, «чертежам» современной эпохи. Наиболее ярко выражено это в микроэлектронике, но стремительно распространяется на другие отрасли промышленности. Например, уже в достаточно близком времени вполне реальным представляется появление принтеров лекарств: фактически вся современная фармацевтика «печатает» препараты по определенным формулам. В зависимости от генома конкретного человека, особенностей заболевания и особенностей его течения появится возможность «напечатать» необходимое лекарство в домашних условиях.

Сегодня можно почти бесплатно тиражировать тексты и компьютерные файлы. Скоро можно будет достаточно дешево тиражировать все. Исключение составляет креативный человеческий капитал – его тиражировать невозможно, и в современном мире он становится в определенном смысле важнее капитала финансового.

Таланты и потребители

Особую ценность приобретает талант, который порождает технологии – произведение конкретных людей. Этот талант, несомненно, у нас в стране есть: он определяется и креативностью нашего среднего класса, и системой образования, в том числе инженерного, которая развивалась в России на протяжении сотен лет. Ее фундаментальный базис дает надежду на дальнейшее ее развитие, даже несмотря на нынешние проблемы.  Есть, однако, и очевидные пассивы, детерминирующие сложность выхода на глобальные мировые рынки. Барьеры эти лежат не в плоскости технологий, а носят, скорее, гуманитарный характер: это менталитет, эгоцентризм,  привычка замыкаться на себе. Но в мировом контексте Россия вовсе не является центром мира. К сожалению, пока не достигнута критическая масса людей, которые по-настоящему это осознают, и понимают механизмы современной глобальной экономики и консьюмерского спроса.

 

Игорь Агамирзян
 

По материалам выступлений И.Р. Агамирзяна на Петербургском международном экономическом форуме –2012, 21-23 июня 2012 года, г. Санкт-Петербург.

Подготовила к публикации Ирина Ильинская

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp