Государство – под контроль. Экономическая политика
Государство – под контроль
5 Март 2012, Яна Шокола

Пока все страны, включая Россию, не начнут придерживаться принципов открытости и прозрачности в системе госуправления на деле, борьба с коррупцией не даст результатов, и недоверие населения к системе не будет ослабевать, отмечает вице-президента Всемирного банка Отавиано КАНУТО (Otaviano Canuto)


 

Отавиано Кануто
Общую стратегию по борьбе с коррупцией Всемирный банк разработал еще в 2007 г. С самого начала возникали сомнения в ее успехе, но сейчас страны, работающие с Банком, не только в полной степени ее придерживаются, но и четко понимают важность решения вопросов государственного управления для обеспечения экономического роста и развития. Опросы Всемирного банка в 2006 и 2010 гг. показали, что ситуация с «неформальными» платежами несколько улучшилась.

Со времен разработки первой стратегии существенно изменилась внешняя конъюнктура. Прошла «арабская весна», население многих стран стало требовать большей открытости, ответственности и подконтрольности, никто больше не готов мириться с недостатками государственной системы управления. Важную роль в формировании таких процессов, безусловно, сыграло развитие социальных сетей. С их помощью информация с улицы через пару минут теперь становится достоянием мира. Пример - как события  в Тунисе моментально распространились по всему североафриканскому региону.

Масштаб и глубина изменений, которые ждут Россию после вступления в ВТО, требуют самых серьезных мер в части совершенствования системы госуправления

Задача же Всемирного банка  – как раз оказать помощь в формировании такого государства, которое, с одной стороны, отвечает чаяньям и интересам малоимущего населения, а с другой - помогает формированию эффективных национальных институтов. Именно национальные институты, по данным исследования Дугласа Норта , устанавливают систему ценностей и формируют поведение, в том числе коллективное. Именно благодаря институтам государство способно должным образом управлять природными, финансовыми и другими ресурсами.

В России Всемирный банк проводит несколько проектов, основанных на принципах открытости и прозрачности. Один из них – реформирование судебной системы, затрагивающее 900 судов общей юрисдикции. Целью проекта является выведение судебных решений в онлайн-режим, чтобы каждый смог проследить за ходом судебного разбирательства. Это очень мощный инструмент обеспечения прозрачности. В рамках сотрудничества в судебной области Банк обеспечивает прямое взаимодействие российских судей с американскими, в том числе с членами Верховного суда США.

Еще один проект – модернизация таможенной службы. Здесь важно подчеркнуть, что особое значение для Российской Федерации в настоящее время приобретает задача повышения прозрачности таможенных процедур. Этот вопрос стоит особенно остро, поскольку страна встраивается в систему мировой торговли. Масштаб и глубина изменений, которые ждут Россию после вступления в ВТО, требуют самых серьезных мер  в части совершенствования системы госуправления. Потенциальные выгоды от вступления в ВТО зависят, в первую очередь, от ситуации внутри страны: величины издержек при ведении бизнеса, эффективности и степени доверия к государственной системе.

Кстати, работа по повышению степени доверия к государственному управлению со стороны населения  - это совместный проект Всемирного банка и Федерального казначейства РФ. Дело  в том, что недоверие к государству порождает ситуацию, при которой граждане начинают уклоняться от уплаты налогов, ибо не уверены в том, что эти средства используются эффективно. Снижение поступлений ведет к сокращению бюджета, наносит ущерб перспективам экономического роста страны и инвестиционному климату.

Задача Всемирного банка – оказать помощь в формировании такого государства, которое, с одной стороны, отвечает чаяньям и интересам малоимущего населения, а с другой - помогает формированию эффективных национальных институтов

Российская Федерация принимает достаточно активные меры по совершенствованию системы налогового администрирования, по улучшению качества работы таможенных органов, судебной системы, и уже достигла определенного прогресса. Однако эти реформы проходят весьма неравномерно, особенно на уровне субъектов Федерации. Страна неоднородна, и, естественно, темпы реформ не везде одинаковы. Другие страны со средним уровнем доходов реализуют у себя достаточно смелые, агрессивные реформы, благодаря которым снижаются возможности для коррупционного поведения, в частности речь идет о внедрении системы электронных услуг, автоматизации и ряде других инициатив. России пока здесь - только в самом начале пути.

Пример влияния совместной работы на результаты всей экономики - проект Всемирного банка в Монголии. Обладая весьма существенными природными ресурсами, страна может стать в ряд с крупнейшими производителями меди, такими как Чили. Всемирный банк пригласил к диалогу и обмену опытом чиновников, парламентариев из Монголии и Чили, а также специалистов из стран Восточной Азии. Такой подход дал весьма хороший результат. Наработанный опыт одних стран распространился на остальные, таким образом, выгоды от такой работы стали доступны не только той стране, в которой ведется работа, но и другим государствам мира.

Наиболее сложная задача – преобразовать идеи по борьбе с коррупцией в измеряемые и наглядные результаты. Для этого нужна система индикаторов, позволяющая отслеживать причинно-следственные связи между действием, предпринимаемым в стране, и получаемым эффектом. Также нужно выработать систему показателей, способных измерить эффективность деятельности институтов страны. Эта работа должна проводиться в очень тесной связке с другими международными организациями, которые занимаются проблемами развития, а также с представителями самой страны. 

 

Подготовила Яна Шокола

По материалам доклада Отавиано Кануто на XIII Апрельской международной научной конференции

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp