Финальный аккорд. Экономическая политика
Финальный аккорд
18 Июль 2013, Андрей Никитин

Агентство стратегических инициатив завершает работу над пятью финальными дорожными картами. Каждая из них – конкретный план действий по ликвидации барьеров для бизнеса, согласованный с госведомствами. Последующий мониторинг исполнения предполагает не бумажную отчетность, а оценку происходящих изменений бизнесом, рассказал генеральный директор АСИ Андрей НИКИТИН


Андрей Никитин
Агентство стратегический инициатив приступило к внедрению четырех первых дорожных карт в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ): по упрощению доступа бизнеса к энергосетям, по упрощению разрешений на строительство, по упрощению процедур ввоза и вывоза товаров, а также по поддержке экспорта среднего бизнеса (см. рис.1).

Внедрение дорожных карт – это сложный процесс. Профильные ведомства меняют свои процедуры согласно тому, что написано в утвержденных картах. Принимаются правительственные, федеральные акты и ведомственные акты. Естественно, ведется мониторинг, и это не только KPI, по которым нужно регулярно отчитываться, но и мнение пользователей тех или иных услуг. Запущен портал Инвестклимат.рф, который обеспечивает публичный доступ к результатам мониторинга и обсуждения процесса внедрения утвержденных правительством «дорожных карт» НПИ. То есть делается все для того, чтоб «дорожные карты» не стали очередным мертвым документом, что-то там предписывающим, о котором через какое-то время все прост забудут.  В ходе ближайших заседаний Наблюдательного совета АСИ, который должен состояться осенью, планируется подписать еще несколько дорожных карт: по упрощению налогового администрирования, по реформированию оценочной деятельности, по созданию Национальной системы компетенций и квалификаций, по упрощению доступа бизнеса в социальную сферу.

Пока только девять

Карта по упрощению доступа к электросетям. Ее результатом должно стать быстрое и бесплатное подключение к электросетям малого бизнеса и подключение среднего и крупного бизнеса по определенной процедуре, которая не меняется от региона к региону.

Рисунок 1.
Рисунок 1.
Карта по получению разрешения на строительство должна сделать эту процедуру регламентированной и единой по всей стране. Пока же местная власть пользуется тем, что в нашем Градостроительном кодексе при перечислении обязательных документов на строительство добавлено «и иные документы». И вот эти «иные документы», особенно в крупных городах, превращаются в совершенно волюнтаристский набор. Наша задача сделать процесс получения разрешения на строительство понятным. При этом для малого бизнеса получение разрешения (особенно на строительство простых, производственных помещений) должно быть сведено к уведомительному порядку. А для среднего и крупного бизнеса карта должна устанавливать четкие ориентиры по сроку.

Карта по упрощению процедуры ввоза и вывоза товаров. Ее задача – определить сроки прохождения таможенных процедур. То время, которое у нас тратится на таможенное оформление экспорт-импортных товаров, не соответствует стандартам даже такой страны, как Индия, не говоря уже про Китай и Европу. Это можно делать быстрее, даже если только наладить электронный документооборот между ведомствами, которые «сидят» на одном таможенном посту.

Карта по поддержке экспорта среднего бизнеса. Эта карта сводит воедино действия организаций по поддержке экспорта – агентства по страхованию экспортных кредитов (ЭКСАР), торгпредства и других. АСИ считает, что настало время выводить поддержку экспорта среднего бизнеса на максимально серьезный уровень.

Рисунок 2.
Рисунок 2.
Планируется, что следующие пять дорожных карт будут одобрены до конца года. В высокой степени готовности карта по налоговому администрированию и карта по оценочной деятельности, в которой предлагается ввести финансовую ответственность компаний-оценщиков за свою работу. Сегодня такой ответственности нет. Поэтому у нас результат оценки нередко зависит от желания заказчика. Так быть не должно. Компания-оценщик должна отвечать за оценку, отвечать в том числе деньгами перед теми, например, кто пострадал от неверной или заведомо фальсифицированной экспертизы.

Две карты – в процессе разработки. Это карта по созданию Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК), которая должна придать новый импульс нашей образовательной политике, а в конечном счете – обеспечить реализацию поставленной президентом задачи создать 25 млн рабочих мест. В большинстве своем это будут модернизированные рабочие места. Первая задача дорожной карты НСКК – создание понятных механизмов повышения квалификации в течение всей жизни. Вторая – создание деятельных профессиональных сообществ, которые могли бы влиять на качество и содержание образования. Также в перечне задач реализации карты НСКК – полноценная интеграция онлайн-образования в российскую систему получения знаний и квалификаций, содействие высокоинтеллектуальной иммиграции и т.д. Бизнес свой вариант карты подготовил, она сейчас проходит согласование с 16 ведомствами, которое идет очень трудно.

И карта, которая пока считается финальной, по доступу бизнеса в социальную сферу. Задача этого плана действий – изменить логику взаимоотношений между властью и социальным предпринимательством. С точки зрения реальных интересов общества не столь важно, под чьим управлением действует детский сад или дом престарелых – под частным или государственным. Главное – качество предоставляемых услуг. Следовательно, и субсидировать следует и те, и другие в равной мере и по одинаковым механизмам, которые в свою очередь привязаны к показателям эффективности деятельности и соблюдения установленных в соответствующей сфере деятельности норм.

Подписали не глядя

Динамика исполнения тех или иных дорожных карт различна (см. рис.2). Так, с дорожной картой по упрощению доступа бизнеса к энергосетям наблюдается практически полное взаимопонимание с властью. Пункты карты оперативно выполняются профильными ведомствами. А, например, по карте доступа к строительству неисполнение фактически равно 100%. Практически все пункты инициативы застряли в правительственных и парламентских инстанциях: сроки исполнения одних пунктов сорваны, а другие – исполнены ненадлежащим образом. Эта карта оказалась самой не реализованной по разным причинам. Ее писали предприниматели. Но оказалось, что проблемы, которые годами копились в нормативной базе, гораздо глубже, чем это представлялось бизнесу. Сейчас дорожная карта по строительству полностью пересмотрена и внесена в правительство в новом виде. Приняты меры и по преодолению оппортунизма ведомств: карта разбита на большое количество пунктов, выполнение каждого из которых должно происходить в строго отведенные сроки. Эту карту поддержали и новое руководство Госстроя, и Минрегион, и Российский союз строителей. Думаю, что после одобрения ее в новой редакции она быстро начнет выполняться.

Рисунок 3.
Рисунок 3.

Основная задача для АСИ на 2013 г. – мониторинг и контроль исполнения дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы

На самом деле вся эта ситуация возникла по двум причинам. Первая – низкий уровень контроля над выполнением пунктов дорожных карт в аппарате правительства. Вторая причина связана с общим пессимистичным настроем, который был присущ представителям власти в период зарождения АСИ. Ведомства не утруждали себя анализом дорожных карт и предложенными сроками их реализации, так как поначалу попросту не верили, что деятельность АСИ может носить действительно конструктивный характер. И подписали дорожные карты, как говорится, не глядя. Единственное ведомство, которое серьезно подошло к этому вопросу и сделало свой внутренний план по дорожной карте – это таможенная служба.

Нельзя не признать и наших ошибок. При подписании первых четырех карт АСИ пошло на поводу у ведомств и согласилось в качестве исполнения пункта засчитывать выпуск соответствующего документа. В итоге все ведомства пошли по пути наименьшего сопротивления и стали засчитывать результатом выполнения пунктов соответствующих дорожных карт документы, внесенные ими в правительство. А эти документы потом «ходили» по инстанциям по полгода, некоторые и до сих пор ходят, а реального результата нет.

Кстати, о качестве выполнения пунктов дорожных карт в АСИ судят только по реакции представителей бизнеса на изменившуюся среду. Когда президент выдвигал инициативу создания дорожных карт, он сказал, что предприниматели сами должны выступить потребителями этой услуги, и никто кроме них не может оценить дорожную карту. Поэтому если бизнес считает, что пункт не сделан, никакие другие мнения в расчет приниматься не должны. Если бизнес сказал, что среда не меняется – мы считаем пункт не выполненным (см. рис.3).

Сейчас мы некоторые дорожные карты, особенно первые, утвердим заново. И результатом выполнения каждого пункта будет либо сокращение сроков, либо количества процедур, либо стоимости этих процедур. Это, во-первых, позволит избежать неоднозначных толкований, во-вторых, что наиболее важно, позволит убрать из дорожных карт те пункты, которые невозможно описать в этих трех условиях. Нацеленность на достижение конкретного результата диктует такой подход: если непонятно, зачем нужен тот или иной пункт, то он в дорожной карте не должен присутствовать. 

Всем миром

Апелляция к мнению бизнеса как к единственному верификационному источнику неслучайна для АСИ: ведь именно бизнес занимался разработкой дорожных карт, а Агентство предоставляло только площадку для этой работы. Нам было важно, чтобы работа над этими дорожными картами не была чисто экспертной, чтобы она носила практический характер. Мы постарались сделать так, чтобы максимальное количество бизнесменов было задействовано в работе над этими проектами – как удаленно, так и очно. В целом мы этого добились – около 800 человек работало очно, еще 14 тыс. человек – в рамках краудсорсинга. Около 30% всех конструктивных предложений было внесено бизнесменами-краудсорсерами, включившимися в работу по составлению дорожных карт удаленно. И это были совершенно разные люди со всей страны. Это еще раз доказало – география не заканчивается Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью и еще несколькими городами с населением больше миллиона человек.

На контроле

Рисунок 4.
Рисунок 4.
Основная задача для Агентства на этот год – мониторинг и контроль исполнения дорожных карт. Сегодня АСИ опирается на четыре механизма мониторинга реализации дорожных карт НПИ (см. рис. 4). Первый – это постоянный контакт с предпринимателями, имеющими отношение к сферам, регулируемым той или иной дорожной картой. Мы организуем и проводим встречи с представителями бизнеса в каждом Федеральном округе и по каждой дорожной карте.

Второй – опросы бизнесменов, постоянно или эпизодически сталкивающихся с проблемами, решение которых предлагалось в рамках дорожных карт (это касается, в частности, подключения к электросетям). Третий – использование электронных средств фиксации результата и четвертый – проведение мониторинговых мероприятий на площадках организаций – партнеров АСИ: «Деловой России», «Опоры», РСПП и других.

Главная задача мониторинга – выявить проблемные для реализации пункты дорожных карт и оповестить об этом руководство страны, чтобы затем были приняты меры по интенсификации внедрения решений, принятых на площадке АСИ.

Пока мы остановились на 9-ти дорожных картах. На контроле у АСИ сегодня более 500 мероприятий по этим картам. Следующие карты могут появиться только тогда, когда будет четкая заявка бизнеса. Это может быть карта по ЖКХ или экологии. Эти темы «ходят» вокруг нас и, наверное, «придут» к нам в следующем году.

 

 

Андрей Никитин

 

По материалам выступления А.С. Никитина на пресс-конференции в РИА Новости, 14 июня 2013 года

 

Подготовила к публикации Ольга Заславская

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp