Равнение на Ульяновск, Саранск и Владикавказ?. Экономическая политика
Равнение на Ульяновск, Саранск и Владикавказ?
16 Июль 2013, Андрей Яковлев

Если бы глобальный рейтинг Doing Business составлялся по гипотетическому российскому городу, объединившему лучшие практики, место в нем России было бы гораздо выше нынешнего 112-го. Но все препятствия для предпринимательства можно измерить с помощью индикаторов Doing Business, отметил директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей ЯКОВЛЕВ на 14-й Апрельской международной конференции 


Андрей Яковлев
Ежегодный рейтинг качества институциональный среды для бизнеса Doing business составляется экспертами Всемирного банка на основе замеров в крупнейших деловых центрах в 185 странах мира. В рамках этого глобального проекта бизнес-климат оценивается по 11 показателям. По итогам исследования получается оценка издержек, которые предприятия тратят на реализацию обычных бизнес-процедур – таких, как регистрация новой компании, таможенное оформление импортных сделок, получение разрешения на строительство и т.д. Сравнение времени и денег, потраченных на эти стандартные процедуры, дает определенное представление о различиях в условиях ведения бизнеса в разных странах. Однако очевидно, что в крупных странах издержки на такие процедуры в финансовой столице и в других городах могут существенно различаться.

Именно поэтому помимо глобального рейтинга во многих странах Всемирный Банк в кооперации с национальными правительствами реализует так называемые региональные проекты – со сравнением по той же методике условий ведения бизнеса между разными городами. В России первый такой проект в 2008 г. охватил 10 городов. Второй раунд проекта «Ведение бизнеса в России – 2012» позволил сравнить издержки ведения бизнеса для 30 городов. Анализ проводился по четырем показателям: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения и регистрация собственности (см. рис. 1).

Рисунок 1. «Ведение бизнеса в России – 2012»: сопоставление 30 регионов. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
Рисунок 1. «Ведение бизнеса в России – 2012»: сопоставление 30 регионов. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
Результаты исследования показали, что ни один российский город не превосходит все другие по всем показателям, абсолютного лидера в стране нет. Зарегистрировать предприятие, к примеру, проще всего в Санкт-Петербурге, получить разрешение на строительство – в Сургуте, подключиться к системе электроснабжения – в Саранске и зарегистрировать собственность – в Калуге (см. рис. 2). (См. также: «Предпринимательский климат в стране «зеленеет». Индекс «ОПОРЫ России».)

Лидерами рейтинга стали Ульяновск и Саранск, в которых в целом легче зарегистрировать предприятие, получить разрешение на строительство, подключиться к системе электроснабжения и зарегистрировать собственность.

Интересно, что Москва оказалась на последнем – 30 месте – в списке обследуемых городов. В то же время место страны в глобальном рейтинге Doing business определяется положением дел именно в столице. Национальное исследование выявило, что стоимость регистрации предприятий в России достаточно низкая – в среднем 2,3% от дохода на душу населения. Это выводит Россию по этому показателю в первую тридцатку стран в мире.

Рисунок 2. Рейтинг городов по различным параметрам. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
Рисунок 2. Рейтинг городов по различным параметрам. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
Достаточно проста и процедура регистрация собственности. Она аналогична среднему значению по странам ОЭСР, требует 5 процедур, занимает 31 день и незатратна во всех городах России. Средняя стоимость в размере 0,2% от стоимости собственности значительно ниже средней стоимости по ОЭСР, составляющей 4,4% от стоимости собственности.

Сокращение требований к регистрации собственности до 3 процедур, на которые требуется 13 дней, как это сделано в Хабаровске, привело бы к тому, что гипотетически самый благоприятный для бизнеса город (то есть идеальный российский город, в котором работают все лучшие практики наших городов) занял бы в глобальном рейтинге Всемирного банка 12-е место по количеству требований и 28-е – по срокам.

В докладе «Ведение бизнеса в России – 2009» были выявлены как примеры лучшей практики, так и узкие места и рекомендовались меры по повышению эффективности в 10 городах. В нынешнем исследовании отслеживается прогресс в каждом из этих городов. Результаты показали, что, начиная с 2008 г., зафиксированы 27 положительных изменений, способствующих упрощению ведения бизнеса, снижению затрат и ускорению прохождения процедур. Что касается регистрации предприятий, то 7 из 10 рассматриваемых городов дважды добились успехов в постепенной реализации федерального законодательства на местном уровне. В частности, по двум показателям – «получение разрешений на строительство» и «регистрация собственности» – улучшения отмечаются в каждом из 10 городов (см. рис. 3).

Рисунок 3. Во всех 10 дважды исследуемых городах ведение бизнеса упростилось. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
Рисунок 3. Во всех 10 дважды исследуемых городах ведение бизнеса упростилось. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
Компании по-прежнему сталкиваются с длительными процедурами и высокими издержками, особенно при получении разрешений на строительство и подключении к системе электроснабжения.

Идеальный российский город, в котором работают все лучшие практики наших городов, мог бы претендовать в глобальном рейтинге Всемирного банка на 12-е место по количеству требований и 28-е – по срокам

Для получения разрешения на строительство склада и подключения его к инфраструктурным сетям в Мурманске придется пройти 16 процедур, в Новосибирске – 20, а в Москве – 47. Такие расхождения связаны с различиями в регулировании, преимущественно на этапе подготовки к строительству. Различия в сроках – от 5 месяцев в Сургуте до года или более в Москве, Твери и Воронеже – обусловлены сложностью регулирования выдачи разрешений на строительство в различных городах. Варьирование затрат связано с разной стоимостью подключения к коммунальным сетям и проведения топографических и геодезических исследований (см. рис. 4).

Для подключения к системе электроснабжения российские предприниматели должны пройти от 6 до 10 процедур, которые занимают от 4 месяцев во Владикавказе и Саранске до 1 года в Екатеринбурге.

Рисунок. 4.  Подключение к системе электроснабжения: сокращение количества процедур не обязательно означает сокращение сроков. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
Рисунок. 4. Подключение к системе электроснабжения: сокращение количества процедур не обязательно означает сокращение сроков. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
Самый сложный этап – это согласование проекта. Он может включать несколько посещений регулирующих органов и занимать от 30 дней в Сургуте до 120 дней в Мурманске и Петрозаводске. При этом в Кемерово, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Ставрополе и Якутске коммунальные службы сами осуществляют проектирование подключения, согласование проекта и проведение работ по внешнему подключению.

В других городах заказчики нанимают проектные и электромонтажные организации. Подключение склада к электросети в среднем обходится в 661,5% от дохода на душу населения – это больше, чем в Бразилии (130%), Турции (624%) или Китае (641%), но меньше, чем в Нигерии (1056%) или Вьетнаме (1343%). Стоимость подключения включает тарифы распределительных компаний, а также расходы на привлечение частных фирм для подготовки проекта и работ по подключению.

Исследования Всемирного банка показывают, что страны, занимающие более высокие места по легкости ведения бизнеса, имеют, как правило, более высокие объемы прямых иностранных инвестиций (см. рис. 5).

Рисунок 5. Соотношение места страны в рейтинге и объемов ПИИ. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
Рисунок 5. Соотношение места страны в рейтинге и объемов ПИИ. Источник: «Ведение бизнеса в России – 2012»
А на микроуровне, как подчеркивают эксперты, проводившие недавнее исследование, упрощение бюрократических правил способствует не только снижению расходов компаний, но и росту их конкурентоспособности, в том числе на международном рынке. Страны, которым удалось за последние десятилетия увеличить свою долю на мировом рынке, предпринимали последовательные шаги по созданию благоприятных условий для развития частного сектора, и неотъемлемой частью этих усилий было создание более совершенных и эффективных правил регулирования.

Вместе с тем, необходимо сознавать, что рейтинг Doing Business отражает лишь часть тех барьеров и издержек, с которыми сталкиваются предприятия в реальной жизни. При этом по методологии ВБ оцениваются только полностью легальные процедуры – то есть не принимаются во внимание издержки на оплату посредников и неформальные платежи чиновникам. Одновременно этот рейтинг не учитывает объективные различия в инвестиционной привлекательности регионов и даже целых стран. Так, например, методология этого рейтинга подвергается серьезной критике со стороны Китая, который занимает в нем 91 строчку – несмотря на бурный экономический рост и приток инвестиций. И, напротив, из того факта, что Владикавказ занял третье место в общероссийском рейтинге в 2012 году, вряд ли следует, что это самый благоприятный регион для осуществления инвестиций. В этой связи, как отмечает Рикадро Хаусманн, бывший министр экономики Венесуэлы и ныне – действующий профессор Гарвардского университета, не стоит преувеличивать значимость позиций отдельной страны или отдельного региона в рейтинге Doing Business. Это скорее инструмент, стимулирующий правительства к улучшению условий ведения бизнеса, нежели реальный показатель качества инвестиционного климата.

 

 

Андрей Яковлев

 

По материалам выступления А.А. Яковлева на круглом столе «Рейтинги делового климата: сходство и различия в подходах и результатах» Апрельской конференции НИУ ВШЭ. 04.04.2013, г. Москва

 

 

Подготовила к публикации Анастасия Астахова

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp