Без взятки – как без воды. Экономическая политика
Без взятки – как без воды

Борьба с коррупцией в России идет менее успешно, чем устранение иных барьеров для развития бизнеса, отмечается в Докладе об экономике России «Восстановление и перспективы дальнейшего развития», подготовленном Всемирным банком.  Особенно коррупционной  остается сфера разрешений на подключение к электросетям и водоснабжению                                                                             


Всемирный банк опубликовал последние данные оценок состояния деловой среды и коррупции в России в рамках проекта «Обследования деловой среды и деятельности предприятий» (Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS). Обследование охватывает репрезентативные  выборки компаний в 37 регионах всех федеральных округов России. В общей сложности в опросе участвовало более 4 тыс. случайным образом выбранных предприятий. В выборку вошли малые, средние и крупные предприятия, представляющие такие отрасли, как обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, транспорт, строительство и различные виды услуг.

В 2011 г. 23% российских предприятий из тех, которые стремились получить или получили государственный заказ, указали на неизбежность «откатов». Соответствующий показатель в 2008 г. составлял 40%

Исследование показало, что Россия добилась большого прогресса в снижении административного бремени для предприятий, связанного с соблюдением законодательства, процедурами налогового и судебного администрирования (см. рис. 1), отмечают авторы доклада.

Рисунок 1. Регулятивные барьеры для ведения бизнеса (доля респондентов, отметивших  ОТСУТСТВИЕ барьеров)
Рисунок 1. Регулятивные барьеры для ведения бизнеса (доля респондентов, отметивших ОТСУТСТВИЕ барьеров)
В 2011 г. количество предприятий, указавших, что налоговое администрирование является проблемой для их текущей деятельности, увеличилось до 51% против 24% в 2008 году. Если в 2008 г. 63% предприятий сообщили о проведении, как минимум, одной встречи с налоговым инспектором или одной налоговой проверки, то в 2011 г. такой ответ дали только 49% респондентов. Доля предприятий,  сообщивших, что трудовое законодательство, таможенные и торговые правила создают проблемы для ведения их бизнеса,  сократилась в период с 2008 г. по 2011 г., но незначительно.

Данные, касающиеся лицензирования, получения разрешений и подключения к коммунальным сетям, также показывают позитивные тенденции. Однако подключение к электросетям, как минимум, не стало более простым  делом, чем раньше. Напротив, срок, необходимый для решения этого вопроса, стал  больше, чем в 2008 году.

Уменьшилась и доля тех предприятий, которые считают проблемой функционирование судебной системы, однако причины, стоящие за этой тенденцией, по мнению авторов доклада, не вполне ясны.

На фоне этих благоприятных в целом тенденций выросло значение коррупции как барьера для развития бизнеса.   Согласно результатам BEEPS за 2008 г., коррупция занимала третье по значимости место среди проблем для ведения бизнеса в России. В 2011 г. она переместилась на вторую строчку в список наиболее значимых препятствий.  Но это не означает, что положение дел с коррупцией ухудшилось, оговариваются авторы доклада. В действительности, доля предприятий, сообщивших, что коррупция является серьезной или очень серьезной проблемой, в 2011 г.уменьшилась по сравнению с 2008 г. (33,5% и 50%, соответственно). Скорее, улучшения в сферах иных, нежели противодействие коррупции, были еще более существенными.

Значение сводного индекса взяточничества показывающего процент всех взаимодействий между предприятиями и государственными чиновниками, в которых ожидалась дача взятки, также улучшилось. В 2008 году значение индекса для России составляло 0,18. Иными словами, в каждом пятом случае, когда предприятие обращалось в государственные учреждения  в связи с вопросами налогообложения и таможенных платежей, за разрешением на доступ к земле, подключение к коммунальным сетям, за получением лицензии, разрешения на строительство или взаимодействовало с судебной системой, взятка для решения вопроса была необходима в каждом пятом случае. В  2011 г.  значение индекса улучшилось  до 0,081 (взятка давалась лишь в каждом 12-м случае). Показатель «коррупционного налога», показывающий объем взяток в виде доли в годовом объеме продаж, также снизился с 1,7%  до 0,9% годовой выручки в 2011 году. Вместе с тем по данным предприятий, сообщивших об осуществлении неофициальных платежей, доля взяток в годовой выручке выросла с 4,5% в 2008 г. до 7,3% в 2011 г. (см. рис.2). Таким образом, делается вывод в докладе, дача взяток со временем стала более концентрированной ( меньше предприятий сообщают об уплате взяток), но те, кто сообщают, платят больше.

Рисунок 2. Неофициальные выплаты для "решения проблем" (доля респондентов ответивших, что такие платежы необходимы)
Рисунок 2. Неофициальные выплаты для "решения проблем" (доля респондентов ответивших, что такие платежы необходимы)
Рисунок 3. Доля от гос. контракта, вылпаченная в качестве взятки за его получение
Рисунок 3. Доля от гос. контракта, вылпаченная в качестве взятки за его получение
Ответы на более общий вопрос касательно частоты взяток показывают, что доля предприятий, сообщивших, что взятки часто (или всегда) необходимы, в 2011 г. немного увеличилась по сравнению с 2008 годом.

Вместе с тем заметно снизилась доля ответов на вопросы о взятках в части, касающейся получения лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и импортных лицензий, получения разрешений на строительство, а также в части  общения с налоговыми инспекторами. Однако  доля  ответов о взятках увеличилась, хотя и не очень существенно,  в отношении подключения к электросетям и сетям водоснабжения.

Что касается государственных закупок, то в 2008 г. 40% российских предприятий из числа тех, которые стремились получить или получили государственный заказ, сообщили о том, что за это, как правило, требовался платеж в том или ином размере. Однако соответствующий показатель за 2011 г. составил  23%. Средняя величина «отката» для всех предприятий, ответивших на этот вопрос, в 2008 г. составляла 4,6% от суммы контракта. В 2011 г. средний платеж составил 3,5% от стоимости контракта. При этом средний платеж вырос с 11,5% в 2008 г. до 15% от суммы контракта в 2011 г. (см. рис. 3).

Коррупция в разрезе регионов

Характеристики деловой среды в регионах, где проводилось обследование, сильно разнятся. Как оказалось, региональная принадлежность предприятий является фактором, который гораздо сильнее влияет на степень административной коррупции, захвата государством и административной нагрузки, с которыми сталкиваются предприятия, чем их другие характеристики. Такие,  например, как размер, возраст, форма собственности, отраслевая принадлежность, а также основной вид производимой продукции или оказываемых услуг (см. также на эту тему: Александр Чепуренко. Узкий коридор малого предпринимательства.  Ольга Заславская. Предпринимательский климат в стране «зеленеет»). 

Неожиданным для исследователей оказался тот факт, что одни и те же регионы могут занимать верхние строчки рейтинга по одним показателям и оказываться внизу рейтинга по другим. Смоленская область занимает 1-е место по времени ожидания подключения к электросетям (в среднем всего 8 дней), в то время как в Приморском крае этот срок составляет 730 дней. С другой стороны, в Приморском крае самый короткий срок ожидания подключения к системе водоснабжения (всего 1 день), а Смоленская область по этому показателю оказалась на 2-м месте (ожидание составляет в среднем 1,8 дней).

Для обобщенной оценки различных аспектов взаимодействия между бизнесом и государством на основе вопросов, относящихся к семи потенциальным проблемам (коррупция, налоговое администрирование, доступ к земле, таможня и торговля, лицензирование, рынок труда, суды) для ведения бизнеса и роста предприятий, был построен статистически надежный сводный индекс, характеризующий административную нагрузку на предприятия. Пять верхних строчек рейтинга занимают регионы с самыми низкими значениями индекса: Смоленская область, Белгородская область, Ставропольский край, Иркутская область и Республика Мордовия. Что говорит о более благоприятном климате для ведения бизнеса.  Замыкают таблицу рейтинга, регионы, где накопилось большее число проблем: Ростовская область, Ленинградская область, Самарская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург  (см. табл.1). 

Таблица 1. Составные индексы, характеризующие ситуацию в регионах: семерка лидеров и семерка отстающих
Таблица 1. Составные индексы, характеризующие ситуацию в регионах: семерка лидеров и семерка отстающих

Чем прозрачнее система госзаказов, тем реже случаи откатов и меньше их размеры

В таблице 1 также показаны регионы, занявшие самые высокие и самые низкие позиции по двум индексам, построенным на основе вопросов BEEPS, относящихся к административной коррупции. Первый – это индекс взяточничества, который показывает процент тех взаимодействий предприятий с чиновниками, в которых, согласно ответам респондентов, для решения вопросов пришлось давать взятку. Второй индекс – индекс административной коррупции – построен на основе ответов на вопрос о «частоте» взяток.

По индексу административной коррупции самую высокую позицию ( «больше всего проблем») занимает Ставропольский край, за ним следуют Ульяновская область, Липецкая область и Республика Мордовия. Смоленская область заняла 8-ю строчку сверху среди 37 регионов.

По индексу взяточничества регионы расположились в рейтинге совершенно иначе, несмотря на то, что оба индекса относятся к взяточничеству чиновников административных органов.  Первое место  досталось Смоленской области. За ней расположились Новосибирская область, Санкт-Петербург, Москва и Приморский край. Последними в рейтинге по данному индексу также оказались совершенно другие регионы: Воронежская область, Республика Башкортостан и Краснодарский край.

Предприятия, сообщившие об общении с чиновниками во многих из сфер взаимодействия с госорганами,  как правило, отмечают более значительные затраты времени, более высокую частоту взяток и чаще отмечают, что лицензирование и получение разрешений являются проблемой для их бизнеса. Эти предприятия также сообщили, что они платят больше взяток не только в абсолютном выражении, но и в большей доле случаев общения с чиновниками.

С точки зрения политики  дальнейшей борьбы с коррупцией в России полезными представляются следующие выводы, сделанные по результатам исследования. Чем прозрачнее система госзаказов, тем реже случаи откатов и меньше их размеры.  Частота взяток служащим административных органов ниже в тех регионах, где больше тиражи газетных изданий.

Оптимизация системы госрегулирования может содействовать сокращению некоторых элементов административного бремени, особенно в части налогового администрирования, лицензирования и получения разрешений на строительство и подключение к коммуникациям.  

 

 

Подготовила Татьяна Конищева

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp