У России будет своя инвестиционная карта. Экономическая политика
У России будет своя инвестиционная карта
1 Март 2013, Андрей Никитин

Внедрение по всей стране «Регионального инвестиционного стандарта», создание инвестиционной карты России, дорожные карты по улучшению инвестиционного климата и стимулированию спроса, устранение барьеров на пути стартового бизнеса – таков план действий на этот год у Агентства стратегических инициатив. Об этом на Гайдаровском форуме рассказал генеральный директор АСИ Андрей НИКИТИН


Андрей Никитин
Работая в регионах, АСИ обратило внимание на две особенности. Первая: компании национального уровня из среднего класса компаний на сегодняшний день не рождаются. За последние 10–15 лет мы почти не найдем компаний среднего размера (кроме торговых), которые стали бы национальными чемпионами. То есть, все средние российские компании развиваются в регионах, в которых они создавались, или где-то рядом. Вторая: большинство иностранных инвесторов, выбирая Россию, прежде всего ориентируются на наш внутренний спрос. То, что производят в России иностранные компании, в лучшем случае экспортируется в страны СНГ, не дальше. Каких-то глобальных центров производства иностранные инвесторы у нас, к сожалению, не создают.

Пока это так, не будет никакого выхода наших регионов на глобальный уровень конкуренции. В первую очередь это происходит потому, что сегодня в нашей стране никто быстро и достоверно не сможет ответить на вопрос, каков реальный потенциал каждой из территорий РФ. Ряд общественных объединений – «Деловая Россия», «ОПОРА России» – говорят о необходимости возрождения промышленной политики, стратегии развития  производительных сил. Однако вся эта деятельность должна базироваться на знании и реальном потенциале территорий страны.

Инвестиционная карта России

В течение прошлого года в 13 «пилотных» регионах АСИ стало внедрять так называемый «Региональный инвестиционный стандарт» – стандарт деятельности администрации по обеспечению инвестиционного климата. Оно прошло достаточно успешно. Внедряя стандарт, мы получили два эффекта. Первое: смогли по стандартной системной форме получить знания о компетенциях и потенциале территории. Второе: смогли совместно с главами администрации внедрить новую, более открытую модель взаимоотношений предпринимательского сообщества и региональных администраций. Правила принятия решений в этих регионах поменялись и стали более эффективными, потому что появился более равноправный диалог между предпринимателями (которые работают на территории или хотят туда прийти) и региональной администрацией.

Используя этот опыт, АСИ в план на 2013 г. поставило задачу создания инвестиционной карты России. Поэтому в этом году стандарт деятельности администрации по обеспечению инвестиционного климата будет внедряться во всех регионах Российской Федерации. Мы надеемся, что в течение года сможем создать некий инструмент, который позволит понимать уникальные географические и экономические возможности того или иного региона. Но самое главное – позволит понимать компетенции каждой территории, которые были сохранены, развиты или созданы за последнее время. Мы ожидаем, что этот инструмент даст возможность российским компаниям более обоснованно принимать решения о развитии своего бизнеса за пределами того региона, где этот бизнес стартовал. Также это позволит привлечь в Россию инвесторов, которые уже выбрали нашу страну, но еще не определились с регионом, в котором хотят работать. А также привлечь инвесторов, которые выбирают между Россией и другими странами. Это первый инструмент, который АСИ сможет запустить в течение 2013 года.

Разведка боем

Сегодня в нашей стране никто не имеет достоверной информации о реальном потенциале всех российских регионов

Второй инструмент, который уже работает – дорожные карты по улучшению инвестиционного климата. Это национальная предпринимательская инициатива, о которой сейчас довольно много говорят.

По сути, дорожные карты можно свести к двум основным блокам. Первый блок – дорожные карты, направленные на облегчение ведения бизнеса. Это карты, связанные с энергетикой, с упрощением процедуры получения разрешения на строительство и др. Некоторые из них уже одобрены правительством, например дорожная карта по упрощению регистрации предприятий.

Второй блок – карты, которые должны формировать спрос. Их меньше, но они, на наш взгляд, важнее. Потому что для построения инновационной экономики в первую очередь необходимо создать спрос на инновации. По сути, страна должна от плоской модели (когда у нас все сами по себе занимаются инновациями: регионы, Министерство промышленности в своих отраслях, Министерство образовании и науки), перейти к более сложной, «трехмерной» модели управления, когда территории, отрасли и компетенции увязаны между собой. И любое решение принимается с учетом всех трех факторов. Первая такая дорожная карта по стимулированию спроса на инновации со стороны компаний с госучастием позволит провести «первую разведку боем»: понять, как это вообще может работать, насколько это реально и эффективно, и где граница между регулированием спроса и рыночным спросом на инновации, который должен также естественно быть. Я верю в рынок и уверен, что наши предприниматели, получив возможность заработать деньги на инновациях, все-таки туда пойдут.

На старт

Еще одна важная часть работы АСИ – инструменты, связанные со стартовым бизнесом. Уже два-три года все говорят о том, что крайне мало молодых людей выбирают предпринимательство как социально приемлемое поведение. Все хотят работать в госкомпаниях, монополиях и т.д. Надо эту ситуацию переломить. Агентство будет последовательно снимать барьеры, которые связаны с выбором предпринимательства как жизненной позиции, как стратегии для молодых людей. Этому будут служить и дорожные карты. Например, дорожная карта по упрощению регистрации предприятий, которую мы сделали совместно с Федеральной налоговой службой. Она позволит уже в 2013 г. практически все процедуры по регистрации проводить в интернете.

Вторая карта – по упрощению налогового администрирования – позволит удешевить стоимость бухгалтерского учета. Это одна из проблем, поскольку начинающие предприниматели боятся необходимости содержать бухгалтера и издержек, связанных с бухучетом. Возможность совершать транзакции через интернет должна снять эту проблему.

Еще один инструмент – фонд «стартапов», который АСИ будет создавать в соответствии с поручением Президента РФ. С помощью этого фонда мы хотим максимально стимулировать создание start-up в Интернете на предпосевной стадии. Программа будет схожа с программой «start-up Америка». Этот инструмент тоже будет достаточно интересным, он покажет себя в 2013 году. Вот такой короткий план действий Агентства стратегических инициатив на 2013 год.

 

Андрей Никитин

 

Подготовила к публикации Ольга Заславская

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp