Дорожная карта инвестиционного сотрудничества стран БРИКС. Экономическая политика
Дорожная карта инвестиционного сотрудничества стран БРИКС
25 Июль 2013, Борис Хейфец

В России до сих пор не выработана стратегия поддержки заграничных инвестиций российского бизнеса. Нет специализированных структур, главным критерием работы которых стало бы проведение эффективной инвестиционной политики за рубежом, отвечающей национальным интересам России, пишет Борис ХЕЙФЕЦ из ИЭ РАН в научном докладе  «Пути активизации экономического взаимодействия России со странами БРИКС»


Борис Хейфец
Россия часто проигрывает своим конкурентам из других стран БРИКС, работающим в отраслях, относящихся к ее экспортной специализации. Нередко компании стран БРИКС конкурируют не столько с европейскими и североамериканскими ТНК, сколько между собой. При этом конкуренция зачастую оказывается особенно острой в регионах, которые входят в сферу российских геополитических интересов, например в Центральной Азии.

Китай вышел на второе место среди иностранных инвесторов в Казахстане. Наиболее крупные китайские инвестиции в экономику Казахстана представлены в сфере добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, а также добычи урана. Например, Китаем были построены новые мощные нефтепроводы из Казахстана в Китай, газопровод Центральная Азия – Казахстан мощностью 40 млрд куб. газа. В 2011 г. были достигнуты договоренности о крупномасштабном сотрудничестве в атомной отрасли между «Казатомпромом» и Китайской Гуандунской ядерно-энергетической корпорацией (China Guangdong Nuclear Power Group). В перспективе поставки уранового топлива из Казахстана могут покрыть до 40% потребностей Китая. По своему стоимостному объему эти поставки могут превзойти экспорт нефти и газа. Да и сами объемы поставок руды из Казахстана в Китай рискуют создать напряженность для всех стран, заинтересованных в ее импорте из Казахстана, это затрагивает и интересы России на этом рынке.

Китайские компании активны и в некоторых странах БРИКС. В 2010 г. 35% ПИИ, поступивших в Бразилию, пришлось на китайские компании, благодаря чему КНР стала главным «донором» зарубежных капиталовложений в бразильскую экономику. В частности, была достигнута договоренность о строительстве в Бразилии крупного совместного металлургического предприятия (инвестиции в проект оцениваются в 5 млрд долл.), а также подтверждено намерение бразильского энергетического концерна Petrobras (Petróleo Brasileiro S.A.) и китайской нефтегазовой корпорации Sinopec (China Petrochemical Corporation) развивать кооперацию в области добычи углеводородов на бразильском шельфе. Согласно данным аудиторской компании KPMG, которая помогает китайцам начать бизнес в этой латиноамериканской стране, 30 китайских государственных компаний с годовой прибылью выше 1 млрд долл. совокупно открыли свои «дочки» в Бразилии (Китай инвестировал в Бразилию в 2010 г.17 млрд долл.).

Конкуренция между странами БРИКС возникает и в немногих технологичных отраслях традиционного российского экспорта. Так, российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ведет переговоры о выводе проекта Sukhoi Superjet 100 на рынок региональных самолетов Китая, доля которых в парках китайских перевозчиков к 2030 г. удвоится. Но на китайском рынке конкурентами ОАК выступает бразильский Embraer. Проблемы конкуренции имеются в атомной и космической промышленности.

Объем расчетов в юанях, индийских рупиях, рублях и реалах будет расти, а потому актуальным становится вопрос о создании Банка международных расчетов стран БРИКС

У России мало конкурентоспособных компаний (см. также: Проблемы российских экспортеров), которые могли бы найти свою нишу для инвестиций в странах БРИКС. Крупные российские компании в основном относятся к топливно-сырьевому и металлургическому сектору. В то же время в странах БРИКС велика потребность в инвестициях в обрабатывающую промышленность, особенно в ее технологичные отрасли. На начало 2011 г. более 58% всех накопленных в Китае иностранных инвестиций приходилось на обрабатывающую промышленность.

Россия до сих пор вообще не выработала эффективной стратегии инвестиционного сотрудничества со странами БРИКС (см.: Точка опоры для качественного роста стран БРИКС), нет и специализированных структур, главным критерием работы которых стало бы проведение эффективной государственной политики в отношении внешних инвестиций, отвечающей национальным интересам России.

Соответствующие российские ведомства и фонды плохо ведут целенаправленную работу по привлечению вложений из Бразилии, слабо контактируют с соответствующими контрагентами в странах БРИКС, прежде всего со специализированными государственными институтами по привлечению иностранных инвестиций. Например, бразильское агентство по продвижению инвестиций APEX начало целенаправленную работу в России только осенью 2011 году. Такие же упреки можно отнести и к работе с российскими бизнесменами, желающими инвестировать в страны БРИКС.

Улучшение инвестиционного климата не может произойти в один момент, а крупные инвестиции нужны уже сегодня. Поэтому актуальной остается и индивидуальная работа с крупными зарубежными компаниями. Отчасти такая работа осуществляется в Консультативном совете по иностранным инвестициям (КСИИ), объединяющем 42 крупнейшие глобальные компании, многие из которых давно работают в России. Однако в Совете практически нет компаний из стран БРИКС, хотя многие из них уже стали играть существенную роль в мировой экономике.

От конкретных мер – к конкретным проектам

Для углубления инвестиционного взаимодействия между странами БРИКС нужны конкретные меры, и первым делом следовало бы разработать Дорожную карту инвестиционного сотрудничества на перспективу до 2020–2030 годов. Опираясь на такой документ, можно стимулировать активизацию других форм внешнеэкономического взаимодействия, прежде всего внешней торговли и промышленной и научно-технологической кооперации.

Целями «Дорожной карты инвестиционного сотрудничества стран БРИКС» (далее ДКИС БРИКС) должны быть:

– определение приоритетных областей для инвестиционного сотрудничества;

– создание системы взаимных приоритетов и стимулов для реализации взаимных инвестиций и ликвидация барьеров в этой области;

– координация действий и объединение усилий во взаимном инвестиционном сотрудничестве, расширение числа совместных двусторонних проектов и начало реализации многосторонних инвестиционных проектов;

– дополнение инвестиционного сотрудничества промышленной и научно-технологической кооперацией и другими формами и направлениями сотрудничества;

– открытие «окон возможностей» для межгосударственных инвестиций предприятиям малого и среднего бизнеса, которые необходимо активнее привлекать к реализации крупных взаимных проектов;

– расширение координации усилий при реализации инвестиционных проектов в третьих странах;

– создание институциональных предпосылок для развития инвестиционного сотрудничества.

У России нет ни стратегии, ни специализированных структур, нацеленных на проведение эффективной государственной политики в отношении внешних инвестиций, отвечающей национальным интересам России

Среди приоритетных областей инвестиционного сотрудничества должны быть как традиционные области, так и новые производства, способствующие модернизации экономик стран БРИКС и отвечающие новым вызовам технологического развития:

– добыча углеводородов – нефти, газа и угля, их транспортировка и переработка;

– развитие традиционной и малой электроэнергетики и обеспечение эффективной передачи электроэнергии;

– атомная энергетика и связанные с ней отрасли;

– альтернативная энергетика, в том числе производство биотоплива; 

– производство химических продуктов для сельского хозяйства;

– автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиационная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение;

– фармацевтическая промышленность, производство медицинского оборудования;

– отрасли, связанные с использованием космического пространства;

– оборонная промышленность;

– сельское хозяйство, производство морепродуктов (см. также: Российский рыбхоз в условиях жесткой конкуренции), пищевая промышленность;

– инфраструктура грузовых и пассажирских перевозок;

– туристические и рекреационные объекты и некоторые другие.

Этот список может быть расширен за счет новых договоренностей, он может быть детализирован в конкретных двусторонних программах инвестиционного сотрудничества. Однако главным содержанием таких программ должны стать конкретные проекты для реализации совместных инвестиций. Если такие проекты будут эффективны, они найдут своих инвесторов.

Институциональные предпосылки сотрудничества

Среди институциональных предпосылок активизации инвестиционного сотрудничества можно назвать достижение принципиальных договоренностей о создании системы прямых взаиморасчетов в национальных валютах между пятью странами БРИКС. (См. также: Перспективы рубля как региональной валюты.) Пока Россия перешла на расчеты в национальной валюте только с Китаем. Для этого странам придется создать целый набор технических условий: нужно будет, как минимум, синхронизировать валютное и банковское законодательства. России и Китаю понадобилось на все это три года. Юань появился в валютных резервах пока только в Национальном банке Бразилии.

В данной связи странам БРИКС было бы целесообразно договориться на двусторонней или многосторонней основе о возможности использования национальных валют в инвестиционных целях, в том числе и для финансирования государственных задолженностей.

Наконец, учитывая увеличение объема расчетов в юанях, индийских рупиях, рублях и реалах, которое будет продолжаться, заслуживает внимания вопрос о создании Банка международных расчетов стран БРИКС (БМР БРИКС). БМР БРИКС мог бы проводить многосторонние расчеты и платежи в национальных валютах, а также и кредитование временных дефицитов при таких расчетах. Нельзя исключить и возможность кредитования таким банком крупных компаний, нуждающихся в национальных валютах стран БРИКС для инвестиционных целей.

 

Борис Хейфец

 

Подробнее см.: Хейфец Б.А. Пути активизации экономического взаимодействия России со странами БРИКС (на примере инвестиционной сферы). М.: Институт экономики РАН, 2013.      

 

Подготовила к публикации Наталья Гетьман

Поделиться:

Партнеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Vedi ancea isras voprosi_econ vvv selhozcoop Международный научно-общественный журнал nisipp